Обобщающий урок по истории России: Русь в IX-XII веках


Обобщающий урок истории России в 6 классе по теме: «Русь в IX-XII веках»
17 ноября 2015г.
Цель: - закрепление изученного материала
Задачи:
Образовательные: повторить и закрепить знания событий, имён, понятий, дат изучаемого периода;
Развивающие: развитие пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения; развитие умений работы с картой и другими источниками информации; развитие мыслительных операций.
Воспитательные: повышение интереса к изучаемому предмету, побуждение поиска новых, дополнительных знаний об изученном регионе, формирование мировоззрения, оценочного суждения.
I.Организационный момент
Подготовила: учитель истории и обществознания Мижуй Н.В.
Приветствие ребят. Настрой на хорошую работу.
Учитель ставит цель урока: На доске вы видите интересную запись: ДР РСЬ, КВСК РСЬ ( вспомните из истории по какому принципу она записана). Итак, наша цель?
Повторить и обобщить ранее полученные знания, как вы понимаете эти слова?
Учащиеся отвечают: вспомнить то, что изучали – понятия, даты, события, личности.
Учитель дополняет: «Не только вспомнить, но и показать свою работу на рабочих листах, Показать формы взаимодействия – работать будем как индивидуально, парно, так и фронтально.
учитель предлагает правила работы на уроке
-быстрота и чёткость работы:
- соблюдение норм культурного поведения :- грамотность речи и полнота ответа;
- своевременность заполнения рабочих листов;
Эпиграф урока: « Учиться, учиться и еще раз учиться…» ( В.И. Ленин)
II. Обобщение и систематизация изученного материала.
1.Работа с понятиями: полюдье, уроки, погосты, вервь, ополчение, язычество, варяги, вече, мозаика, фреска, скань, зернь, государство (указать признаки государства (сильная власть, армия, налоги, законы, граница).
2. Назвать виды хозяйственной деятельности на Руси: производящие и промыслы. Записать в 2 столбика и охарактеризовать их.
3.Дать определение логическим рядам:
Соха,борона,плуг (орудия труда);
Землянка,полуземлянка,хоромы (жилища);
Закупы, рядовичи,холопы (зависимые категории населения на Руси);
Поляне,древляне,северяне (древнеславянские племена).
4.Составить схему очередности правления древнерусских князей:
Аскольд и Дир---Олег---Игорь-----Ольга----Святослав---Владимир----Ярослав(1 уч-ся у доски).
Учитель задаёт вопрос:
…Откуда есть и пошла земля Русская, и кто первым начати княжить»…Как называется первый летописный источник по истории Древней Руси? Кто автор? В каком веке оно появилось?
- учащиеся отвечают: « Повесть временных лет», автор монах Нестор, Появилось в XII веке
5.Установить соответствие между именем князя, временем его правления, его прозвищем и фактом из его жизни ( 4 уч-ся по очереди у доски).
1.Олег а.980-1014 1.череп а.воин2.Игорь б.912-945 2.дерево б.мудрый
3.Ольга в.964-972 3.гадюка в.великий
4.Святослав г.882-912 4.крест г.алчный
5.Владимир д.1019-1054 5.птицы д.святая
6.Ярослав е.945-964 6.книги е.вещий
6.Физминутка (Исторический Брейн-ринг: Эти люди легендарные личности, вполне реальные люди, но встретиться они никогда не могли, кроме этого их объединяет говорящий друг. Назовите этих людей).Как ныне взбирается вещий ….( Олег)
Отмстить неразумным хазарам.
- За мужа мстила древлянам,
Первой на Руси, Крещенье она приняла
Княгиней (Ольгой)….. в историю вошла
Ему принадлежит выражение: «Иду на ВЫ!»
О ком это речь…(Святослав)..Судьбу его древляне посоветовшись решили
И за сбор «полюдья» к жестокой смерти, они приговорили
С кем так поступили? ( Игорь Старый)
«Красным Солнышком»- в народе так прозвали,
Имя его ( Владимир)
Законы для Руси принял,
При нём Русь ожила и расцвела,
О мудрости его, молва слыла
(Ярославом Мудрым) гордится Русская Земля!
7.Разбить в несколько колонок деятельность древнерусских князей во внутренней и внешней политике ( по 1-му уч-ся у доски)
На доске изображения князей.
1.Осуществил поход на Византию в 907 году.
2.Вел мирную дипломатическую политику.
3.Разбил Хазарский каганат.
4. «Тесть Европы».
5.Всегда говорил: «Иду на Вы».
6.Создал первую библиотеку.
7.Создал первые писаные законы на Руси.
8.Ввел христианство на Руси.
9.Введение уроков и погостов.
10.Начал чеканку монет На Руси: златники и сребреники.
11.Построил первую каменную церковь в Киеве.
12.Построил Софийский собор в Киеве.
8.Работа по карте.
1.Назовите древний торговый путь.
2.Столица Византии.
3.Название кочевых племен, угрожавших русичам с юга.
4.Назвать два крупных объединительных центра Руси.
5. Куда Святослав хотел перенести столицу Руси?
6.Какие племена в древнее время населяли территорию Крыма?
9.Работа с историческим источником (найти ошибки в тексте).
1) Однажды, когда Святослав направлялся из Киева в Византию, кочевники напали на отряд князя. В схватке с воинами печенежского хана Мала Святослав погиб. Хан же приказал сделать чашу из черепа князя, а украшения для нее отлить из нательного креста Святослава.
2) Ярослав продолжил политику отца. Он усилил пограничную охрану от кочевников-печенегов, создавая города, крепости на южной границе (Юрьев, Ярославль). Князь Ярослав разгромил печенегов. Большое внимание уделял развитию культуры: в Ярославле, названном в честь князя, был построен Софийский собор, митрополитом Руси впервые стал русский человек Макарий. Ярослав разработал свод законов известный, как Устав Ярослава.
10.Какое из событий было раньше? Какие понятия на ваш взгляд тождественны? ( поставить знаки больше, меньше или равно)
Язычество христианство; Олег Ольга; урок дань;
Народ этнос; жрец священник; киммерийцы скифы;
Князь дружинник; Киевская Русь Древняя Русь.
III. Итоги урока.
IV.Рефлексия
При изучении данной темы:
Я узнал…..
Я научился….
Мне понравилось….
Мне не понравилось….
Дополнительно, я бы хотел изучить….
Выставление оценок после проверки рабочих листов с
учетом работы учащихся на уроке.
Всем спасибо за урок!

Рабочий лист к уроку истории в 6 классе «Русь в IX-XII веках»
Дата______________ Фамилия, имя учащегося_________________________
1.Работа с понятиями: полюдье, вече, дружина, уроки, погосты, вервь, ополчение, язычество, варяги, вече, мозаика, фреска, скань, зернь, государство (указать признаки государства).2. Назвать виды хозяйственной деятельности на Руси:
1.производящие ____________________________________________________
2.промыслы________________________________________________________
Записать в 2 столбика и устно охарактеризовать их.
3.Дать определение логическим рядам:
Соха,борона,плуг _____________________
Землянка,полуземлянка,хоромы ______________________________
Закупы, рядовичи,холопы ____________________________________
Поляне,древляне,северяне ____________________________________
4.Составить схему очередности правления древнерусских князей:
Владимир, Ольга, Игорь, Ярослав, Олег, Святослав
_____________________________________________________________
5.Установить соответствие между именем князя, временем его правления, его прозвищем и фактом из его жизни.
1.Олег а.980-1014 1.череп а.воин2.Игорь б.912-945 2.дерево б.мудрый
3.Ольга в.964-972 3.гадюка в.великий
4.Святослав г.882-912 4.крест г.алчный
5.Владимир д.1019-1054 5.птицы д.святая
6.Ярослав е.945-964 6.книги е.вещий
6.Какое из событий было раньше? Какие понятия на ваш взгляд тождественны? ( поставить знаки больше, меньше или равно)
Язычество христианство; Олег Ольга; урок дань;
Народ этнос; жрец священник; киммерийцы скифы;
Князь дружинник; Киевская Русь Древняя Русь.
993140155575