Разработка урока на тему: Великий шелковой путь


10 класс
Цель урока: сформировать представление об истории возникновения и развития Великого Шелкового пути, а также о его влиянии на развитие культуры Казахстана.
Задачи урока:
Образовательная — изучить историю возникновения Великого Шелкового пути, рассмотреть процесс его становления, как основного торгового пути периода средневековья, определить влияние Великого Шелкового пути на развитие хозяйства Казахстана, культуры, и международных связей.Развивающая — развить четко, конкретно и аргументировано отвечать на поставленные вопросы, определять и анализировать историческое значение Великого Шелкового пути.Воспитательная — воспитать умение работать в группе, расширить кругозор учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ТСО, компьютер, интерактивная доска, учебник, рабочие тетради, листы ответа, стикеры.
Ход урока:
1.Организационный момент
Приветствие, подготовка класса к уроку.
2. Разделение учащихся на группы
Учащиеся разделяются на 3 группы с помощью разрезанной открытки. Учащиеся собирают изображения и таким образом формируются в группы.
3. Опрос домашнего задания
Опрос домашнего задания проводится в виде викторины. Учащимся предлагается 3 кроссворда, которые они должны решить. За каждый правильный ответ учащийся получает один стикер.
Кроссворды демонстрируются на интерактивной доске. Учащийся записывает ответ на поле кроссворда с помощью специальной ручки. Это сделано для того, чтобы все учащиеся видели правильные ответы, так центральное слово, которое откроется после того, как кроссворд будет разгадан, необходимо для определения темы и цели урока.
Кроссворд 1

Задания для кроссворда 1:
1. Греческий историк, писавший, что саки жили в деревянных домах.2. Солярные божества на наскальных рисунках кочевников являются символом культа…3. Погребальные сооружения саков.4. При раскопках этого города были найдены остатки двух мечетей, трех бань и пяти гончарных мастерских.5. Местность, где находится захоронение, в котором было обнаружены сосуды из других стран, бусы из бирюзы и сердолика с индийским орнаментом.6. Часть средневекового города, где проживали мелкие торговцы и ремесленники.
Ответы: 1. Геродот. 2. Солнце. 3. Курганы. 4. Отрар. 5. Уйгарак. 6. Рабад.
Кроссворд 2

Задания для кроссворда 2:
1. Титул правителя усуней на казахском языке.2. Тюркская богиня — покровительница домашнего очага и детей.3. Часть средневекового города, где проживали представители знати и богатые торговцы.4. Центральная часть средневекового города, где располагался замок правителя5. Основной тип скотоводства у населения Казахстана.6. В центре средневекового дома располагался…7. Санитарно-очистительное сооружение в средневековом жилище
Ответы: 1. Кунби. 2. Умай. 3. Шахристан. 4. Цитадель. 5. Кочевое. 6. Очаг. 7. ТашнауКроссворд 3

Задания для кроссворда 3:
1. Бог Неба у тюрков.2. В 9–12 веках в Южном Казахстане развивались….3. Кроме Южного Казахстана в 9–12 веках города развивались еще в….4. Урочище в 180 километрах от Алматы, где находится самое большое количество наскальных рисунков.5. Саки, уйсуны, канлы, гунны — это племенные….6. Стиль, развитый в искусстве саков.7. Курган, где вместе с захоронением человека были обнаружены останки 16 лошадей.8. Сакский воин должен был иметь 5 предметов вооружения — кинжал, пика, топор, лук и… .Ответы: 1. Тенгри. 2. Города. 3. Семиречье. 4. Тамгалы. 5. Союзы. 6. Звериный. 7. Берельский. 8. Сабля.
4. Определение темы урока и цели урока
В результате разгадывания кроссворда открываются центральные слова «дорога», «караван», «торговля». На основании этих слов в результате обсуждения учащиеся определяют тему урока и его цель.
5. «Мозговой штурм»
Учащимся предлагается рассказать, что они знают о Великом Шелковом пути.
6. Просмотр видеофильма и ответы на вопросы
Учащимся предлагается просмотреть видеоролик о Великом Шелковом пути. Затем каждая группа отвечает на предложенные ей конкретные вопросы.
1 группа: 1) Как и когда появился Великий Шелковый путь? Каковы причины его возникновения?2) Почему со временем менялись трассы Великого Шелкового пути?
2 группа: 1) Какие товары в основном перевозились по Великому Шелковому пути? Почему именно эти товары?2) На какие сферы жизни повлиял Великий Шелковый путь?
3 группа: 1) Производство чего стимулировал Великий Шелковый путь?2) Назовите и объясните причины угасания Великого Шелкового пути.
7. Рассказ учителя
Сопровождается демонстрацией слайдов на интерактивной доске, в первую очередь анимированной карты, иллюстрирующей основные трассы Великого Шелкового пути.Великий Шелковый путь начал функционирование со второго века до нашей эры и сыграл большую роль в развитии культуры Казахстана, его хозяйства и становлению дипломатических отношений между Востоком и Западом.
Общая протяженность Великого Шелкового пути 7000 километров. Начинался он с территории Китая от старой столицы Лоян. Затем он шел вдоль Великой китайской стены по реке Или до озераИссык-Куль. Здесь он делился на северное и южное направление. Южное направление — в Фергану, Самарканд, Иран, Ирак и к Средиземному морю. Северное направление — в Испиджаб, Западный Казахстан и к Черному морю.
Основным товаром был шелк, производство которого китайцы держали в секрете.Основными воротами Великого Шелкового пути в Казахстане было Жетысу. Все города Семиречья находились вдоль Великого Шелкового пути. Самыми крупными торговыми центрами Южного Казахстана были Тараз и Испиджаб. Из Отрара через Сырдарью и Поволжье путь пролегал в Золотую Орду. Одна из ветвей вела через Аксумбе в Центральный Казахстан.
Великий Шелковый путь был не только источником товаров, но и связующим звеном разных стан и культур
8. Работа с учебником
Каждой группе дается конкретное задание для работы с учебником. Группы должны дать характеристику влиянию Великого Шелкового пути на одну из сторон жизни Казахстана.Вопросы для групп демонстрируются на интерактивной доске.
1 группа — Влияние Великого Шелкового пути на развитие хозяйства.2 группа — Влияние Великого Шелкового пути на развитие культуры.3 группа — Влияние Великого Шелкового пути на развитие международных отношений.
После подготовки сообщения представители группы выступают с ним, а затем задают остальным учащимся вопросы по своему усмотрению. За каждый правильный ответ дается один стикер.
9. Рефлексия
На доске вывешивается плакат, ученики устно по очереди продолжают высказывание.
1. сегодня я узнал…2. было интересно…3. было трудно…4. я понял, что…5. теперь я могу…6. я научился…7. мне захотелось…
10. Итог урока
Подводится подсчет стикеров, полученных учащимися. Ученики, получившие большое количество стикеров, получают высокие оценки.
11. Домашнее задание
§ 28, ответить письменно в тетради на вопрос 9 на стр. 147.