Тематическое планирование 5 класс. Бактерии. Грибы. Растения (34 часа, 1 час в неделю)


Тематическое планирование
5 класс. Бактерии. Грибы. Растения (34 часа, 1 час в неделю)
№ Тема Содержание Вид деятельности обучающихсяУУД

Введение (6 часов)
1. Биология — наука о живой природе
Д/з.§1 Биология как наука. Значение биологии
Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества ЛичностныеУУД: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Регулятивные УУД:
— составлять план текста;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
Познавательные УУД:
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Коммуникативные УУД:
- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах
2. Методы исследования в биологии
Д/з.§2 Методы познания в биологии: наблюдение,
эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.
Демонстрация
«Приборы и оборудование» Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии
3. Разнообразие живой природы.
Д/з.§3

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножениеОпределяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа ЛичностныеУУД:
-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки
Регулятивные УУД:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
Познавательные УУД:
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Коммуникативные УУД:- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах
4. Среды обитания живых организмов
Д/з §4
Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания
Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу
Познавательные УУД:
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
ЛичностныеУУД: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Регулятивные УУД:
— составлять план текста;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
5
Экологические факторы и их влияние на живые организмы
Д/зЭкологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы.
Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника
ЛичностныеУУД:
-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки
Коммуникативные УУД:
-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах
-уметь договариваться друг с другом
Познавательные УУД:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— работать с натуральными объектами;
6 Обобщающий урок по теме «Введение» Экскурсия
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Готовят отчет об экскурсии.
Клеточное строение организмов (7 часов)
7. Устройство увеличительных приборов
Д/з §6 Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа
Устройство микроскопа Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом ЛичностныеУУД:
-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки
Регулятивные УУД:
-работая по плану сравнивать свои действия с целью
-сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их
Познавательные УУД:
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Коммуникативные УУД:
-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах
-уметь договариваться друг с другом
8. Строение клетки
Д/з §7 Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли
Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки 9. Строение клетки
Д/з §7 Пластиды. Хлоропласты Строение клеток кожицы чешуи лука
Лабораторная работы
«Рассматривание препарата кожицы чешуи лука», «Пластиды в клетках листа элодеи». Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их 10 Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
Д/з §8 Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их
роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием 11 Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост Генетический аппарат, ядро, хромосомы.
Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты Д/з §9 12. Ткани
Д/з §10 Ткань.
Демонстрация
«Микропрепараты различных растительных тканей» .
Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах ЛичностныеУУД: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Регулятивные УУД:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Познавательные УУД:
— сравнивать представителей разных групп организмов, делать выводы на основе сравнения;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
-- готовить микропрепараты и работать с микроскопом;
Коммуникативные УУД:
-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах
-уметь договариваться друг с другом
13. Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений. Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.
Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом


Царство Бактерии (2 часа)
14 Строение и жизнедеятельность бактерий. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение Выделяют существенные признаки бактерий ЛичностныеУУД: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Регулятивные УУД:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Познавательные УУД:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп организмов, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах
-уметь договариваться друг с другом
Д/з §11 15. Роль бактерий в природе и жизни человека
Д/з §12 Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека
Царство Грибы (6 часов)
16. Общая характеристика грибов
Д/з §12 Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека ЛичностныеУУД: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Регулятивные УУД:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Познавательные УУД:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах
-уметь договариваться друг с другом
17. Шляпочные грибы
Д/з §13 Шляпочные грибы. Пластинчатые и трубчатые.
Лабораторная работа
«Строение плодовых тел шляпочных грибов»
Различают на живых объектах и таблицах трубчатые и пластинчатые грибы. 18. Шляпочные грибы
Д/з §14
Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Выращивание грибов. Многообразие местных видов грибов. Местные виды грибов, занесенные в Красную книгу Курской области. Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Симбиоз грибов и растений. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. 19. Плесневые грибы, дрожжи.
Д/з §15
Плесневые грибы и дрожжи.
Лабораторная работа
«Плесневый гриб мукор» Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением 20 Грибы-паразиты
Д/з §16 Грибы-паразиты.
Роль грибов-паразитов
в природе и жизни человека
Демонстрация
Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)
Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека
21. Обобщающий урок по теме «Царство Грибы» Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работы с микроскопом, приготовления микропрепаратов, навыков отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)
Царство Растения (13 часов)
22. Разнообразие, распространение растений
Д/з §17
Разнообразие растений, значение растений в жизни человека. Растения низшие и высшие. Многообразие местных видов высших растений. Культурные и дикорастущие растения. Местные виды лекарственных растений. Определяют понятие ботаника, растения низшие и высшие. Объясняют роль растений в природе и жизни человека. готовят сообщение «Роль растений в природе»
ЛичностныеУУД: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Регулятивные УУД:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Познавательные УУД:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах
-уметь договариваться друг с другом
23. Водоросли
Д/з §18 до с.99 Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.
Лабораторная работа
«Строение зеленых одноклеточных водорослей» Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя
представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом 24. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей
Д/з §18 Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей 25. Лишайники
Д/з §19 Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Местные виды лишайников. Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе 26 Мхи
Д/з §20до с.109 Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности. Печеночные и листостебельные мхи. Размножение, распространение, среда обитания. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах 27
Мхи
Д/з §20
Многообразие местных видов мхов.
Роль мхов в природе и жизни человека, охрана.
Лабораторные работа
«Строение мха (на местных видах)»
Д. «Лист сфагнума под микроскопом»
Выполняют лабораторную работу. Находят местные виды мхов.
Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека Познавательные УУД:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах
-уметь договариваться друг с другом
ЛичностныеУУД: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Регулятивные УУД:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
28
Плауны, хвощи, папоротники
Д/з §21 до с.115
Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Находят их представителей на таблицах и гербарных образцах 29 Плауны, хвощи, папоротники.
Д/з §21 Роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. Местные виды папоротников, хвощей, плаунов.
Лабораторная работы «Строение спороносящего хвоща», «Строение спороносящего папоротника» Выполняют лабораторную
работу. Находят местные виды папоротников, хвощей, плаунов.
Объясняют роль хвощей, папоротников и плаунов в природе и жизни человека 30 Голосеменные растения
Д/з §22 до с.125 Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений. Местные виды голосеменных растений.
Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных на примере местных видов» Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Различают виды голосеменных растений Познавательные УУД:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах
31 Голосеменные растения.
Д/з §22 Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. Голосеменные, занесенные в Красную книгу.
Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека. 32 Покрытосеменные растения
Д/з §23 Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Жизненные формы покрытосеменных растений.
Выделяют существенные признаки покрытосеменных
растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека 33 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Д/з §24 Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира 34 Обобщающий урок по теме «Царство Растения» Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания
Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую