Урок-аукцион по русской литературе «Л.Н.Толстой «Война и мир»

Урок-аукцион по русской литературе
«Л.Н.Толстой «Война и мир»

Цели урока:
1.Создание условий для активной самостоятельной деятельности учащихся посредством проблемной ситуации.
2.Повторение и систематизация знаний по теме.
3.Применение полученных знаний на практике.
Задачи урока:
1.Обобщить и повторить пройденный материал по теме «Л.Н.Толстой «Война и мир».
2.Активизировать изучение и закрепление знаний учащихся
3.Ознакомиться с процедурой проведения аукциона, интегрировать знания, полученные на уроках экономики, истории, литературы.
4.Воспитывать объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление
к самоутверждению личности.
5.Развивать навыки в работе с первоисточниками, документами, умения
формулирования и конкретизации ответов на вопросы.
6.Усвоение способов самостоятельной деятельности.
7.Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Технология: Модульная технология
Тип урока – повторительно - обобщающий.
Форма урока – урок-аукцион.
Оборудование: карточки-номера участников аукциона, лицевой счет участника аукциона, перечень аукционных вопросов (лотов),правила аукциона, слайды, видеопроектор, интерактивная доска, гонг и молоточек аукциониста, игровые монеты (жетоны), аукционные карточки с номерами, схемы, таблицы, иллюстрации к роману.
Основная часть: проведение игры-аукциона, разыгрывание лотов.

Полная картина человеческой жизни.
Полная картина тогдашней России.
Полная картина того, в чем люди
полагают свое счастье и величие, свое
горе и унижение.
Вот что такое «Война и мир».
Н.Страхов

Ход урока
I Оргмомент
II Вступительное слово преподавателя.
Мы изучили с вами произведение Л.Н.Толстого «Война и мир». На данном уроке мы должны повторить и обобщить учебный материал по данной теме.
Урок будет проходить в форме игры-аукциона.
Аукцио
·н  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. В этом случае объект приобретается победителем аукциона. Общим для всех аукционов принципом является принцип состязательности между [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами.
Товаром на аукционе будут ваши знания. Вы работаете для себя. Ведет торги аукционист, с помощью консультантов. Результаты аукциона будут фиксироваться на общем табло. Все участники игры перед началом аукциона получают в банке первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30% в размере 1000 тенге – игровых денежных знаков. Это означает, что в конце аукциона все, взявшие, должны вернуть в банк 1300 тенге ( 1000 тенге – это сам кредит и 300 – 30% от суммы кредита).
Учащийся одновременно с кредитом получает номер участника. Только имея такой номер, участник может претендовать на тот или иной лот, выставленный на аукционе. В виде лотов, продаваемых на аукционе, предлагаются вопросы. Правильный ответ на приобретенный вопрос приносит участнику определенный доход. В ходе аукциона можно поднимать цену любого лота, выставленного на продажу. За быстрый, правильный, полный ответ участник получает денежное вознаграждение в банке – 100 тенге. К нарушителям будут применяться штрафные санкции (предупреждение, штраф до 200 тенге, удаление с торгов).
III Содержание игры.
Проведение аукциона. (Проверка акционеров на платежеспособность, т.е. подготовленность по теме.)
В виде лотов, продаваемых на аукционе, предлагаются вопросы по роману - эпопее «Война и мир». Участник аукциона, правильно ответив на вопрос, получает определенный доход.
На продажу выставляются следующие предметы – трость и трубка писателя Л.Н.Толстого, портрет Л.Н.Толстого, написанный великим русским художником Ильей Репиным, первое издание «Азбуки» Л. Н.Толстого, вышедшее в свет в 1872 году, в которое вошло 629 произведений писателя, посвященных детям.
Аукционист объявляет начало торгов первого тура и выставляет первый лот.
Итак, делайте ставки , дорогие участники аукциона.
Лот № 1 . Выкупаем вопрос, начальная цена 20 тенге. Озвучивание вопроса (стук молотка. Кто предложит больше? )
1 тур - Открытый лот.
20
1.Чем является война для героев Толстого?
2.Кто является у писателя живой участницей событий?
3. Дайте определение романа-эпопеи. Перечислите ее характерные черты.
4. «Война и мир» - очень большое по объему произведение. Сколько томов включает в себя это произведение и сколько персонажей охвачено в романе?
5. Для какого героя романа Бородинское сражение явилось переломным моментом в судьбе?
30.
1.Где и в каком месте впервые возникает острый спор о Наполеоне?
2. Какие исторические события изображены в романе ?
3. Кто является автором памятника - мемориала «Панорама Бородинского сражения»,
установленном в Москве ?
4. Какой промежуток времени показан в романе?
5.Какая тема является главной в романе?
40
1.В романе все герои делятся на людей мира и людей войны. Назовите героев относящихся к данным категориям.
2.Что сопоставляет писатель в романе ?
А)Образ жизни - .
В) Герои - .
С) Правители -
3.Какую роль играет в романе описание природы, мира и войны?
4. Кого Пьер считает настоящими героями Бородинского сражения?
5. Почему Бородинское сражение мы вправе называть кульминацией романа «Война и мир»?
50.
1.С какими персонажами романа ассоциируется:
описание природы
у Энского моста-
ночь в Отрадном -
описание охоты –
Святочная ночь -
описание кометы -
описание Аустерлицкого неба-
2. Кому из действующих лиц романа принадлежат примеры портретных деталей
«Лучистые глаза» -
«короткость губы и полуоткрытый рот» -
«белизна плеч, глянец волос» -
«неожиданно-добрая и приятная улыбка» -
«черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка» -
«мягкий, оттененный длинными ресницами взгляд» -
3.Особенности романа «Война и мир» определяются жанром произведения. Роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:
исторический –
философский – .
нравственный –
4. Что противопоставляет писатель в романе ?
А) Два состояния -
В) Различные слои общества-
С) Герои-
Д ) Полководцы –
Ё) События –

5.В романе изображено много знаменитых людей. Это и императоры государств, и главнокомандующие армий, и прославленные генералы. Какие две великие исторические личности противопоставляются в романе? Назовите их черты характера.

2 тур - Полузакрытый лот
Аукционист объявляет начало торгов второго тура и выставляет первый лот.
В этом туре на продажу выставляется не конкретный вопрос, а определенная область знаний. Участник узнает формулировку вопроса после того, как он купит выставленный лот, т.е. уплатит максимально высокую цену из всех предлагаемых в ходе торгов.
Семейные гнезда главных героев на страницах «Войны и мира»

1.Расскажите о семье Ростовых и их отличительной черте.
2.Расскажите о семье Болконских и их отличительной черте.
3.Расскажите о семье Курагиных и их отличительной черте.
Образы героев в романе
200.
1.Образ Пьера Безухова
2.Образ Андрея Болконского
3.Образ Наташи
4.Образ Элен
5.Образы Кутузова и Наполеона
6.Образ неба
3 тур - Закрытый лот – неизвестный вопрос
(Аукционист объявляет, что в этом туре участники покупают закрытый лот, не зная, какой вопрос. После того, как кто-либо из участников купит первый лот, называется первый вопрос и вознаграждение.)
Аукционист объявляет начало торгов третьего тура и выставляет первое лото
1.Какой эпизод из романа изображен на иллюстрации?
(Д. Шмаринов . Дуэль Пьера с Долоховым 1953 г.)
2.Узнай героя: «Её хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток её – короткость губы и полуоткрытый рот – казались её особенною, собственно её красотой». (Лиза Болконская)
3. Кому принадлежат слова и как они характеризуют героя: «Шахматы расставлены, игра начинается завтра». (Наполеону)
4.Кто из героев говорит в эпилоге: «Тайное общество, враждебное и вредное, которое может породить только зло, долг и присяга превыше его». «Вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном гусар и рубить – ни на минуту не задумаюсь и пойду». (Н.Ростов)
5. Кому принадлежат слова? «Не думай, что горе сделали люди. Люди - орудие всего Горе послано им, а не людьми. Люди - его орудие, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто-нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймёшь счастье прощать». (Кн. Марья – кн. Андрею).
6.Узнай героя: «была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто было совестно за свою несомненную и слишком сильную и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты». (Элен Курагина)
IV Итог игры.
-Итак, наш аукцион подошел к концу. Слово предоставляется нашим консультантам.
В заключении, аукционист просит всех участников определить сумму наличных денег. Затем участники вычисляют сумму подоходного налога по ставке 30 % и вычитают ее из общей суммы дохода. Каждый участник должен вернуть в банк кредит и 30% за пользование им. Называется победитель.
Вручение путевки – экскурсии учащимся для посещения Государственного музея - усадьбы Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, расположенном в Щекинском районе Тульской области.

15