Статья Этнос как целостная система: башкиры


Этнос как целостная система: башкиры
Факторы, формирующие этнос как целостную систему:А) биосфераБ) ландшафтВ) климат
Респу́блика Башкортоста́н— республика, субъект Российской Федерации. Согласно Конституции РФ и Конституции РБ является государствомГеографическое положение Башкортостан расположен на склонах Южного Урала, в Предуралье и в Зауралье. Высшая точка на территории республики — гора Ямантау (1640 метров). Протяжённость Башкортостана с севера на юг — 550 км, с запада на восток — 430 км.
Климат континентальный. Среднегодовая температура +0,3° в горах и +2,8° на равнине. Средняя температура января −18°, июля +18°.
Особенности климата Башкортостана связаны с расположением территории в умеренных широтах, в сфере действия разнообразных воздушных масс. Кроме того, большое значение в формировании климатических различий имеют Уральские горы. На климат Башкортостана влияют и Атлантический океан и материк. Первое проявляется в преобладании западного переноса воздушных масс, связанного с поступлением запасов влаги, второе — в увеличении годовых амплитуд температуры воздуха и резких колебаниях её в течение суток. Приходящие с Атлантического океана влажные массы воздуха зимой приносят тепло, летом — прохладу. Вторжение арктического воздуха летом и континентального воздуха из Сибири зимой вызывают резкие похолодания. Существенную роль в формировании климата играют Уральские горы, занимающие восточную часть республики. Вытянутые с севера на юг, поднимаясь на пути движения атлантических воздушных масс, они усиливают выпадение осадков на западной периферии и обусловливают уменьшение их количества к востоку. В Зауралье резко возрастает континентальность климата. В пределах Урала летом наблюдается понижение температур с высотой, зимой и летом (в ночное время) выражены температурные инверсии.
Башки́ры (башк. башҡорттар) — тюркоязычный народ, проживающий на территории Республики Башкортостан, Челябинской, Оренбургской, Тюменской, Свердловской, Курганской, Самарской, Саратовской областей, Пермского края, Республики Татарстан и Удмуртии. Автохтонный (коренной) народ Южного Урала и Приуралья.
Численность в мире — около 2 миллионов человек. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, по численности башкиры занимают 4-е место в Российской Федерации после русских, татар и украинцев.
История
Башкортостан — страна, названная по имени коренного народа — башкир (башк. башҡорт). Русское (славянское) наименование страны — Башкирия — утвердилось в конце XVI века. Первоначально употреблялось в форме «Башкирь», «Башкирда», «Башкирская орда». Первые письменные упоминания об отдельных племенах, вошедших в состав башкирского народа, встречаются в сочинениях Геродота (V в. до н. э.). На карте Птолемея (II в. н. э.) показана река Даикс (Яик — ныне река Урал). Ценные сведения содержатся в сочинениях Саллама Тарджемана (IX в.) и Ахмеда ибн-Фадлана (X в.). Ал-Балхи (X в.) писал о башкирах как о народе, разделенном на две группы, одна из которых обитала на Южном Урале, другая — около Дуная, близ границ Византии. Его современник Ибн Русте отмечал, что башкиры — «народ самостоятельный, занимающий территории по обеим сторонам Уральского хребта между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика». Географ Идриси (XII в.) упоминал «внутренних» и «внешних» башкир, и башкирские города Немжан, Гурхан, Каракия, Касра и Масра.
Со второй половины XVI до начала XIX века башкиры занимали территорию от левого берега Волги на юго-западе до верховьев Тобола на востоке, от реки Сылвы на севере, включая все левобережье Волги, до среднего течения Яика на юге, то есть находились на Среднем и Южном Урале, в Приуралье, включая Приволжье и Зауралье.
Государственное устройство
Республика Башкортостан является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики[5]. Государственными языками в Башкортостане являются русский и башкирский.
Численность населения республики по данным Госкомстата России составляет 4 061 546 чел. (2013). Плотность населения — 28,41 чел./км2 (2013). Городское население — 61,07 % (2013).
27 % населения проживает в Уфе и прилегающем к ней Уфимском районе.[11]Национальный состав
Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года, национальный состав населения Республики Башкортостан был следующим:
Народ Численность в 2002 году,человек(% от всего населения)
Русские1 490 715 (36,3 %)
Башкиры1 221 302 (29,76 %)
Татары990 702 (24,14 %)
Прочие2) Антропологический тип
Сложность антропологического состава башкир неоднократно подчеркивалась исследователями ещё в XVIII—XIX веках. Антропологический состав башкир неоднороден, представляет собой смешение европеоидных и монголоидных признаков. Выделяют 5 основных антропологических типов:
понтийский (тёмный европеоидный)
субуральский (сублапоноидный)
светлый европеоидныйюжносибирскийпамиро-ферганскийНаиболее древними расовыми типами башкир считаются светлый европеоидный, понтийский и субуральский, а наиболее поздним — южносибирский. Южносибирский антропологический тип в составе башкир появился довольно поздно и тесно связан с тюрками-кочевниками кимако-кыпчакского времени IX—XII веков (находки из Старохалиловских, Мрясимовских, Муракаевских курганов), а также кипчаками Золотой Орды XIII—XIV веков. Памиро-ферганский, закаспийский расовые типы, также присутствующие в составе башкир, связаны с индоиранскими и тюркскими кочевниками Евразии. В этот период происходит окончательное формирование антропологического состава народа в его современном виде.
Этнограф Кузеев Р. Г. в своей работе «Народы Среднего Поволжья и Южного Урала» (1985 г.) отмечает, что антропологические типы башкир разнятся в зависимости от их принадлежности к тем или иным родовым объединениям. Так наибольшая доля европеоидного компонента достигает у юго-западных башкир (до 90%), наименьшая — у гайнинских (до 35%). Доктор биологических наук Хуснутдинова Э. К. в исследовании «Молекулярная этногенетика народов Волго-Уральского региона» (1999 г.) указывает, что монголоидные характеристики присущи в среднем 37% башкир.
Генетика башкир
Генетические исследования указывают на значительное участие сибирского и центральноазиатского компонента в этногенезе башкир.
3) Язык, отношение этноса к языку и к формам его существования (система языка, диалекты, заимствования), отношение к языку соседей, отношение к личным именам
Национальный язык — башкирский. Относится к кыпчакской группе тюркских языков. Основные диалекты: южный, восточный и северо-западный. Распространён на территории Республики Башкортостан, Челябинской, Оренбургской, Тюменской, Свердловской, Курганской, Самарской, Саратовской областей, Пермского края, Республики Татарстан и Удмуртии, а также в Казахстане.
По данным переписи 2002 года из 1 673 389 башкир в России 1 192 950 человек владеют башкирским языком (или 71,2% от всего количества башкир), 524 399 человек владеют татарским языком (31,3 % от всего количества башкир). В Республике Башкортостан из общего количества башкир (1 221 302 человек) башкирским языком владеют 912 204 человек (74,69 % башкир в Республике Башкортостан), а татарским — 449 207 (36,78 % башкир в Республике Башкортостан.
Башки́рский язы́к — национальный язык башкир. Относится к кыпчакской группе тюркских языков. Основные диалекты: южный, восточный и северо-западный.
Башкирский язык является государственным языком Республики Башкортостан[2]. Юридический статус башкирского языка в качестве государственного, наравне с русским языком, определён постановлением Башкирского ЦИКа от 6 июля 1921 года[3]. В настоящее время данное положение закреплен в Конституции Республики Башкортостан[4].
Он является средством обучения и предметом изучения в начальной и средней школе, в вузах используется как средство обучения гуманитарным предметам и изучается как предмет. На башкирском языке издаётся учебная, художественная и публицистическая литература, выходят газеты и журналы («Башҡортостан», «Ватандаш», «Аманат» и др.), осуществляется телевизионное и радиовещание, функционируют театры и т. д. Центрами научного изучения языка являются Институт языка, литературы и истории Академии наук Республики Башкортостан, Факультет башкирской филологии и журналистики Башкирского государственного университета.
В России башкирским языком владеют 1152,4 тыс. чел. (2010), всего в мире — 1223,74 тыс. чел.[1]Распространён на территории Башкортостана, Челябинской, Оренбургской, Тюменской, Свердловской, Курганской, Самарской, Саратовской областей, Пермского края, Республики Татарстан и Удмуртии. Носители языка проживают также в Казахстане.
В Республике Башкортостан башкирским языком владеют 1 056 900 чел. (2002), из них: 912,2 тыс. башкир, 109,8 тыс. татар, 14,8 тыс. русских, 9,1 тыс. чувашей, 3,5 тыс. марийцев, 2,9 тыс. удмуртов и 4,5 тыс. представителей других национальностей.
В 2009 году башкирский язык был включён в изданный ЮНЕСКО «Атлас языков мира, находящихся в опасности» (UNESCO Atlas of the World's Languages in Danger), получив статус «уязвимый» — «большинство детей говорит на языке, но сфера его употребления может быть ограничена (например, бытовым употреблением)»[5].
Основоположником башкирской филологии является видный башкирский языковед, учёный-тюрколог, доктор филологических наук, профессор Дж. Киекбаев.[6][7]Письменность
Башкирские племена в древности пользовались древнетюркским руническим письмом. После принятия ислама, которое началось в X веке и продолжалось в течение нескольких столетий, башкиры начали пользоваться арабской письменностью. На основе этой письменности образовался так называемый старотюрский письменно-литературный язык, на котором писали с XIII по начало XX века.
Башкирская письменность до 1929 года основывалась на арабском алфавите, с 1929 года — на латинском (см. латинизация). В 1940 году введен алфавит на основе кириллицы. Современный алфавит башкирского языка состоит из 42 букв. Кроме 33 общих с русским языком букв, приняты ещё 9 букв для обозначения специфических звуков башкирского языка.
Башкирский алфавит
Алфавит основан на кириллице с 9 дополнительными символами, соответствующим специфичным звукам: увулярные взрывные Ғғ [ɢ], Ҡҡ [q], межзубные фрикативы Ҙҙ [ð], Ҫҫ [θ], велярный носовой Ңң [ŋ], фарингальный Һһ [h]; переднеязычные гласные: открытый Әә [æ], среднего подъема суперлабиализированный Өө [ø], верхнего подъема Үү [ʏ].
Современное башкирское письмо строго фонетично и последовательно отражает губную (по линии о/ө) и рядную гармонию.
Грамматика
Башкирский язык относится к агглютинативным языкам. Словообразование происходит за счет аффиксов: балыҡ «рыба» — балыҡсы «рыбак» — балыҡсылыҡ «рыболовство».
Множественное число образуется при помощи аффиксов -лар/-ләр после основ на гласные: балалар «дети», кешеләр «люди»; -тар/-тәр после глухих согласных: бармаҡтар «пальцы», әкиәттәр «сказки»; -дар/-дәр после звонких согласных: илдәр «страны», көндәр «дни», йылдар «годы»; -ҙар/-ҙәр после основ на -и, -й, -у, -ү, -р, -ҙ: ерҙәр «земли», тауҙар «горы», ҡыҙҙар «девушки», һарайҙар «дворцы», күнегеүҙәр «упражнения», сөнниҙәр «сунниты».
В башкирском языке грамматически не выражена категория рода, отсутствуют предлоги и приставки. Сходные смысловые конструкции также образуются за счет аффиксов: урамда «на улице», далала «в степи», ҡаланан «из города», ярға «к берегу».
Лексика
Лексика башкирского языка довольно консервативна. Сравнительные исследования показывают, что современный башкирский язык сохраняет 95 % лексики древнетюркских рунических памятников VI—VIII веков н. э.
Наиболее близок татарский язык, от которого отличается фонетическими и отчасти грамматическими особенностями.
Диалекты башкирского языка:
Восточный (горный, куваканский) диалект
говоры: айский, аргаяшский, сальютский, миасский, кызыльский
Представлен в северо-восточных и отчасти юго-восточных районах Башкортостана, в девяти районах Челябинской области и в трёх районах Курганской области. Отличается большой устойчивостью, лексическим и фонетическим своеобразием; отдельные говоры (аргаяшский, салъютский) длительное время развиваются изолированно или в условиях ограниченной коммуникации с другими диалектами и говорами языка.
Южный (луговой, юрматинский) диалект
говоры: ик-сакмарский, средний, дёмский
Распространён в центральных и южных районах Башкортостана, в Оренбургской, Саратовской и Самарской областях.
Западный (северо-западный) диалект
говоры: гайнинский, нижнебельский, караидельский, таныпский, среднеуральский
Распространён в северо-западных районах Республики Башкортостан, отдельных районах Татарстана, Пермского края и Удмуртии[14][15][16]. Согласно переписи населения 2002 года, в Татарстане 11765 человек владеют башкирским языком, в том числе 7569 лиц не-татарской национальности
В эти же годы видный диалектолог профессор Г. Х. Ахатов, проведя комплексный лингвистический анализ говоров северо-западной Башкирии, пришел к однозначному научному выводу, поддержав мнение В. А. Богородицкого и Дж.Г. Киекбаева о том, что северо-западного диалекта башкирского языка не существует и что данный гипотетический диалект входит по подавляющему большинству критериев в средний диалект татарского языка.[21][22]С научной позицией Г. Х. Ахатова согласился и О. А. Мудрак. Так, по его определению данный гипотетический диалект представлявляет собой «смешанный башкирско-татарский идиом, сложившийся в зоне активной конвергенции башкирского и татарского языков». Исторически был подвержен влиянию булгарского адстрата. Частично примыкает к южному диалекту. Однако, в настоящее время обнаруживает больше сходства со средним диалектом татарского языка, особенно в фонетике[23]. По ряду критериев даннный диалект сближается с татарскими говорами на северо-западе Республики Башкортостан[24]. Татарские исследователи рассматривают данный диалект в составе татарского языка.
4)Традиционная материальная культура
Башкирская культура
Традиционные занятия и ремёсла
Основным занятием башкир в прошлом было полукочевое (йяйляжное) скотоводство. Были распространены земледелие, охота, бортничество, пчеловодство, птицеводство, рыболовство, собирательство. Из ремёсел — ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, шалей, вышивка, обработка кожи (кожевничество), обработка дерева. Обработка минеральных веществ была слабо развита. Керамика отсутствовала, а обработка металла производилась в малых размерах и была слабо распространена[79]. Металлургия и кузнечное дело попали под запрет после восстаний. Но тем не менее первый горный институт в России, ныне действующий в Санкт-Петербурге, предложил создать горнопромышленник башкир Исмагил Тасимов[80].
Жилище и быт
В XVII-XIX веках башкиры от полукочевого хозяйствования полностью перешли к земледелию и оседлой жизни, так как многие земли были заняты иммигрантами из центральной России и Поволжья. Среди восточных башкир частично ещё сохранялись полукочевой уклад жизни. Последние, единичные выезды аулов на летовку (летнее кочевье) были отмечены в 20-х годах XX века. Типы жилища у башкир разнообразны, преобладают срубные (деревянные), плетнёвые и саманные (глинобитные), у восточных башкир на летовках была ещё распространена войлочная юрта (башк. «тирмә»).
Башкирская кухня
Полукочевой образ жизни способствовал формированию самобытной культуры, традиций и кухни башкир: зимовка в деревнях и проживание на летних кочевьях вносило разнообразие в рацион и возможности приготовления пищи.
Традиционное башкирское блюдо «бишбармак» готовится из отварного мяса и салмы, обильно посыпается зеленью с луком и сдабривается курутом. Это другая заметная особенность башкирской кухни: к блюдам часто подаются молочные продукты — редкое застолье обходится без курута или сметаны. Большинство башкирских блюд отличаются простотой приготовления и питательностью.
Такие блюда как айран, кумыс, буза, казы, бастурма, плов, манты, и многие другие считаются национальными блюдами многих народов от Уральских гор до Ближнего Востока.
Национальная одежда и украшения
Традиционная одежда башкир весьма вариативна, в зависимости от возраста и конкретного региона. Одежду шили из овчины, домотканых и покупных тканей. Были широко распространены различные женские украшения из кораллов, бисера, раковин, монет. Это нагрудники (яга, хакал), череcплечные украшения-перевязи(эмейзек, дагуат), наспинники(инхалек), различные подвески, накосники, браслеты, серьги. Женские головные уборы в прошлом весьма разнообразные, это и чепцеобразный «кашмау», девичья шапочка «такыя», меховой «кама бурек», многосоставный «калябаш», полотенцеобразый «тастар», часто богато украшенный вышивкой. весьма красочно украшенное головное покрывало «кушъяулык». Среди мужских — меховые «колаксын», «тюльке бурек», «кюлюпара» из белого сукна, тюбетейки, войлочные шляпы. Оригинальна обувь восточных башкир «ката» и «сарык», кожаные головки и суконное голенище, завязки с кистями. Ката и женские сарыки украшались на заднике аппликацией. Повсеместно были распространены сапоги «итек», «ситек» и лапти «сабата» (за исключением ряда южных и восточных регионов). Обязательным атрибутом и мужской и женской одежды являлись штаны с широким шагом. Весьма нарядна верхняя женская одежда. Это часто богато украшеный монетами, позументами, аппликацией и немного вышивкой «елян»(халат)и «ак сакман»(который к тому же нередко служил и головным покрывалом)безрукавные камзулы, украшенные яркой вышивкой и обшитые по краям монетами. Мужские казакины и чекмени «сакман» полукафтаны «бишмэт». Башкирская мужская рубаха и женские платья резко отличались по покрою от таковых русских. Хотя они также украшались вышивкой, лентами (платья). У восточных башкирок также было распространено украшать платья по подолу аппликацией. Пояса были исключительно мужской деталью одежды. Пояса были шерстяные тканые(до 2,5 м в длину), ременные, матерчатые и кушаки с медными или серебряными пряжками. У правого бока на ремне всегда была привешена большая прямоугольная кожаная сума (башк. ҡаптырга или ҡалта), а с левого бока — нож (башк. бысаҡ) в деревянных, обшитых кожей, ножнах (башк. бысаҡ ҡыны).
5) Традиционная духовная культура
Народные праздники, обычаи и обряды
Башкирские народные обычаиПомимо свадебного празднества (башк. туй) известны религиозные (мусульманские): Маулид (башк. Мәүлет байрамы), Ураза-байрам (башк. Ураҙа байрамы), Курбан-байрам (башк. Ҡорбан байрамы), Ашура (башк. Ғәшүрә байрамы), Раджап (башк. Рәжәп байрамы), а также народные праздники — праздник окончания весенне-полевых работ — Сабантуй (башк. Һабантуй) и Каргатуй (башк. Ҡарғатуй).
Устное народное творчество
Башкирское народное творчество было разнообразно и богато. Оно представлено различными жанрами, среди которых имеются героический эпос, сказки и песни. Одним из древних видов устной поэзии был кубаир (башк. ҡобайыр). Среди башкир нередко встречались певцы-импровизаторы — сэсэны (башк. сәсән), соединяющие в себя дар поэта и композитора.
Среди песенных жанров встречались народные песни (башк. йырҙар), обрядовые песни (башк. сеңләү). В зависимости от мелодии башкирские песни разделялись на протяжные (башк. оҙон көй) и короткие (башк. ҡыҫҡа көй), в котором выделялись плясовые (башк. бейеү көй), частушки (башк. таҡмаҡ).
У башкир имелась традиция горлового пения — узляу (башк. өзләү; также башк. һоҙҙау, ҡайҙау, тамаҡ ҡурайы).
Наряду с песенным творчеством у башкир была развита музыка. Среди музыкальных инструментов наиболее распространены были кумыз (башк. ҡумыҙ, ҡубыҙ)) и курай (башк. ҡурай). Кое-где встречался трехструнный музыкальный интрумент думбыра (башк. думбыра).
Танцы башкир отличались своеобразием. Пляски всегда совершались под звуки песни или курая с частым ритмом. Присутствующие отбивали такт ладонями и время от времени восклицали «Эйе!».
Эпические произведения башкир
Башкирский эпосРяд эпических произведений башкир под названием «Урал-батыр», «Акбузат» — сохранил пласты древней мифологии индоиранцев и древних тюрков и имеет параллели с эпосом о Гильгамеше, Ригведой, Авестой. Так, эпос «Урал-батыр» по мнению исследователей несёт в себе три пласта: архаичный шумерский, индоиранский и древнетюркский языческий[81].
Некоторые эпические произведения башкир, такие как «Алпамыша» и «Кузыкурпес и Маянхылыу», встречаются также в эпосе других тюркских народов.
Башкирский литературный язык
Башкирский литературный язык — исторически сложившаяся и развивающаяся разновидность башкирского языка, представленная в многочисленных и разнообразных текстах с определенными характерными признаками (письменная закрепленность, стабильность, обработанность, наддиалектность, универсальность, наличие взаимосвязанных стилевых разновидностей, нормированность и т. п.). Он выступает средством устного и письменного общения в различных сферах жизни общества[28].
Издревле башкиры пользовались региональным поволжским вариантом литературного языка тюрки́. В ходе многочисленных дискуссий в начале XX века формируется современный литературный башкирский язык, обладающий стандартизированной природой и наддиалектальным положением.[29]Современный литературный язык в основном отражает фонетические особенности южного диалекта башкирского языка, но усвоил и основную лексику и некоторые отличительные черты восточного диалекта.
Часто в литературном языке сосуществуют лексемы на правах синонимов и фонетические варианты, усвоенные из разных диалектов и говоров: инеү / кереү «входить», алыҫ / йыраҡ «далеко», ҙур / өлкән / дәү «большой»: ыңғай / уңай «благоприятный, попутный», түңәрәк/дүңгәләк «круглый», сәңгелдәк/бишек «колыбель» и т. п. Современная норма различает в окончаниях множественное число существительных и спряжение глаголов: аттар «ко
История формирования
Современный башкирский литературный язык формируется в начале XX века на основе синтеза старых письменных традиций языка языка тюрки́ с народно-разговорной речью и языка фольклора[28]. В тот период диалектами башкирского признавались южный (юрматынский) и восточный (куваканский) диалекты.
ни», атлар «он/она будет шагать».
— Заки Валиди о литературном языке башкир (из письма А. Б. Таймасу 30 января 1935 года)
В Республике Башкортостан в настоящее время проводится работа по составлению многотомного академического толкового словаря башкирского языка. Работа с 2006 года проводится Институтом истории, языка и литературы УНЦ РАН под редакцией доктора филологических наук, профессора Фирдаус Хисамитдиновой. К 2012 году издано 2 тома. Всего предолагается издать 11 томов.
Издаваемый словарь является первым в башкирской лексикографии толково-переводным словарем.
Печатные издания
Крупнейшим издательством, выпускающим книги на башкирском языке, является Издательство «Китап» (в советское время - «Башкирское книжное издательство»). На языке ежегодно издаются сотни наименований художественных, научно-популярных, краеведческих, справочных изданий, учебников. В 2010 году на башкирском языке было издано 154 наименования книг общим тиражом в 812 тыс. экземпляров[31].
Энциклопедические и справочные издания на башкирском языке также издаются в издательстве «Башкирская энциклопедия».
В 2011 году на башкирском языке издавалось десять журналов общим годовым тиражом в 963 тыс. экземпляров, 69 газет (включая районные) общим годовым тиражом в 21,7 млн. экземпляров[32].
По количеству печатных изданий башкирский язык в 2008 году занимал четвёртое место в России после русского, английского и татарского[33].
Интересные факты
Таныпский говор, распространенный в северных районах Башкортостана, является разговорным языком отца Президента Республики Башкортостан Р. З. Хамитова6) Тип религии
По религиозной принадлежности башкиры — мусульмане суннитского направления.
С X века среди башкир распространяется ислам. Арабский путешественник Ибн Фадлан ещё в 921 году встретил одного из башкир, исповедующего ислам.
По мере утверждения ислама в Волжской Булгарии (в 922 году) ислам распространился и у башкир. В шежере башкир племени Мин, проживающих по реке Дёме, говорится о том, что они «посылают в Булгарию от своего народа девять человек, чтобы узнать, что такое вера Магометанская». В предании об излечении ханской дочери говорится, что булгары «послали своих учеников-табигинов к башкирам. Так ислам распространился среди башкир в долинах Белой, Ика, Дёмы, Таныпа».
Заки Валиди приводил сообщение арабского географа Якута аль-Хамауи о том, что в Халбе тот встретил башкира, прибывшего на учёбу.
Окончательное утверждение ислама среди башкир произошло в 20-30-е годы XIV века и связано с именем золотоордынского хана Узбека, который утвердил ислам в качестве государственной религии Золотой Орды.
Венгерский монах Иоганка, побывавший в 1320-е годы среди башкир, писал о башкирском хане, фанатично преданном исламу.
К древнейшим свидетельствам введения ислама в Башкортостане относятся развалины памятника близ посёлка Чишмы, внутри которого лежит камень с арабской надписью, гласящей, что здесь покоится Хусейн-Бек, сын Измера-Бека, скончавшийся в 7 день месяца мухаррем 739 года хиджры, то есть в 1339 году. Есть также свидетельства того, что ислам на Южный Урал проникал и со Средней Азии. Например, в башкирском Зауралье, на горе Ауштау в окрестностях деревни Старобайрамгулово (Аушкуль) (ныне в Учалинском районе) сохранились захоронения двух древних мусульманских миссионеров, датируемые XIII веком.
Распространение ислама среди башкир заняло несколько столетий, и завершилось в XIV—XV веках.
Религии в Башкортостане На территории Республики Башкортостан ведущими религиями являются ислам суннитского толка (67 % от общего количества религиозных организаций) и православное христианство (22 %). В республике действуют 1445 религиозных объединений более чем 22 направлений. До 1990 года, в Башкортостане действовало всего 15 мечетей. За короткое, после перестроечное время, руководство Республики Башкортостан сумело мобилизовать необходимые ресурсы и построить почти для каждого муниципального/сельского образования собственную мечеть. В данное время в Башкортостане функционируют более 1100 мечетей, свыше 200 православных храмов и более 60 культовых зданий иных конфессий[20].
7) Тип культуры (типологии культур этносов)
Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур.
В литературе об этногенезе башкир можно увидеть, что существуют три основные гипотезы происхождения башкирского народа:
тюркская
угорская
иранская
Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур.
В литературе по этногенезу башкир рассматриваются различные теории происхождения башкирского народа: тюркская (В.В. Вельяминов-Зернов, В.Н. Витевский, П.С. Назаров, Д.Н. Соколов, В.М. Флоринский и др.) финно-угорская (Д. Месарош, В.Н. Татищев, С.А. Токарев, Д.А. Хвольсон, А.Л. Шлёцер и др.), иранская. [1]Есть также промежуточная теория, выделенная в отдельную Р.З. Янгузиным.[2]Содержание
1 Тюркская теория2 Угорская теория3 Иранская теория4 Промежуточная теорияТюркская теория
Суть теории состоит в том, что основным ядром этногенеза башкир являлись тюркские древнебашкирские племена.
Основывается на том, что арабские, персидские и среднеазиатские авторы пишут о башкирах как о тюрках. Среди них Ахмет ибн Фадлан, ал-Масуди, Шариф Идриси, Рашид ад-Дин, Махмуд Кашгари.
В научной литературе тюркской теории придерживались П. И. Рычков, Т. Мюллер, И. Г. Георги. В. М. Флоринский. Впоследствии теория была развита С. И. Руденко, Н. В. Бикбулатовым, Н. А. Мажитовым, Р. Г. Кузеевым с привлечением данных антропологии, археологии, лингвистики, этнографии.
Этапы формирования по Р. Г. Кузееву[3] [2]:
С середины I тыс. н. э. до рубежа VIII—IX вв. — выделение из раннесредневековых племенных общностей и формирование на основе их взаимодействия и смешения основных компонентов древнебашкирского этноса. На Сырдарье и в Приаралье складывается группа древнебашкирских племён (бурзян, усерган, байлар, сураш, тангаур, ягалбай, тамьян, ун, бишул, кудей).
В VIII — начале IX в. в центральном районе Бугульминской возвышенности в VIII — начале IX в. формируется булгаро-мадьярская племенная группа, которая представляет собой сложный синтез булгарских или булгаризированных тюркских племен с угорскими, преимущественно древнемадьярскими племенами при доминирующей роли древнетюркского (булгарского) компонента (юрматы, юрми, еней, гайнатархан, кесе, буляр, нагман, танып, юламан, имес, юрмын) и тюркизированными уграми, мигрировавшими в Приуралье из Западной Сибири.
Взаимодействие местных финно-угорских племен с пришлыми родо-племенными группами сармато-аланского происхождения (сызгы, упей, терсяк, уваныш и др.)
Миграция древнебашкирских племен в Приуралье и их взаимодействие в IX—X вв. с булгаро-мадьярскими и тюркизированными финно-угорскими племенами — основа становления древнебашкирского этноса.
XI — начало XIII в. — этап дальнейшей консолидации компонентов древнебашкирского этноса при сохранении ведущей культурно-языковой роли пришлых башкирских кочевников. Степная культура и тюркский язык формирующейся общности развивались за счет притока новых групп тюркоязычных кочевников (ай, тырнаклы, каратавлы, тау, сарт, мурзалар, кумлы, истяк и др.) с востока. Начинается миграция древнебашкирских племён на Южный Урал и в бассейн р. Белой.
В XIII—XIV вв. мощный приток в Исторический Башкортостан кыпчакизированных племен (кыпчакская группа — кыпчак, канлы, гэрэ, сары, кошсы, туркмен, бушман, джете-уру, байулы, кармыш, киргиз, елан, казанчи; катайская группа — катай, найман, балга, маскар, сальют, борэ, балыксы; табынская группа — табын, уйшин, суюндук, дуван, кувакан, сырзы, теляу, барын, бадрак, таз; минская группа — мин, кырк-уйле, куль, суби, миркит). Кыпчаки формируют современный этнический облик башкир.
В XV — первая половина XVI в. — углубление и стабилизация этнических процессов предшествующей эпохи. Смешение башкир с ногаями (ногай-бурзян, ногай-юрматы) и фино-уграми хотя и оказало определенное влияние на формирование региональных этнографических групп формирующейся народности, но не изменило общего направления развития этнической консолидации башкирской народности.[2]З. Валиди отмечал помимо названного более позднее этническое взаимодействием с народами и этносословными группами Волго-Уральского региона и Средней Азии (татарами, мишарами, тептярами, казахами, калмыками, каракалпаками, сартами и др.), которое, однако, не изменило общего направления развития этнических процессов.[4]В советской историографии конца 1980-х гг. наиболее популярной считалась тюркская теория происхождения башкир. На современном этапе исследования остается ряд ещё нерешенных вопросов, в частности о времени формирования башкирского народа, какие факторы этнической истории башкир считать основными и т. д.[2]Угорская теория
Исторически она явилась наиболее ранней.
Суть теории в том, что мадьярские племена, в первую очередь юрматы и еней, являлись ядром формирования башкирского этноса. Впоследствии они перешли на тюркский язык ассимилированных племён.
Основывается на том, что в составе и башкир и мадьяр были племена юрматы и еней и др., сохранявшие память друг о друге после переселения венгров в Паннонию.
В Европе башкир считали родственными венграм ещё в XIII веке. Путешественники Юлиан, Плано Карпини и Гийом де Рубрук, писавшие о тождестве башкирского языка с мадьярским. Именно поэтому они называли страну башкир «Великая Венгрия».
В европейской научной литературе угорская теория была описана первой (Филипп-Иоганн Страленберг (1676—1747), В. Н. Татищев (1686—1750), Н. М. Карамзин (1766—1829), Д. А. Хвольсон). Н. М. Карамзин в I томе «Истории государства Российского» писал, что «в начале язык у них (башкир) был венгерский. Потом они отюречились».
Теорию развивали М Уметбаев, Джалиль Киекбаев, Н. П. Шастина; среди венгерских ученых доктор Д.Дьерффи.[2]В настоящее время угорская теория происхождения башкир большинством учёных считается устаревшей.
Т. М. Гарипов и Р. Г. Кузеев писали, что «существование в исторической науке особой «башкиро-мадьярской» проблемы, как отражение определенных взглядов, трактующих родство и даже тождество этих в действительности разных народов, лишено научного смысла и является своеобразным анахронизмом»[5]. Однако, Р. З. Янгузин считает, что «комплексные исследования по этнографии, языкознанию, археологии, антропологии и другим наукам доказывают, что угорская теория происхождения башкирского народа имеет право на существование».
Иранская теория
С. А. Галлямов, опираясь на археологические материалы и на исследования члена-корреспондента Академии наук СССР, доктора филологических наук Николая Дмитриева, указавшего на наличие иранской фонетики в современном языке башкир Южного Урала, иранскую теорию происхождения башкир рассматривает в рамках индоиранской, индоевропейской гипотезы, согласно которой древние предки современных башкир в VI тысячелетии до нашей эры проживали на территории Месопотамии. Затем часть их переселилась в Среднюю Азию на территорию современного Туркменистана, и дальше на Южный Урал, где они составили основу башкирского этноса.[6][7].
В настоящее время гипотеза С. А. Галлямова считается ненаучной.[8] Между тем, сама постановка проблемы иранско-арийского компонента в башкирском этногенезе вполне научна и рассматривается, во многих работах, разрабатывающихся в рамках признанных 3 концепций.
С. Галлямова действительно можно отнести к мифотворчеству, к «фольксхистори»…
О негативных же сторонах или исторических «ляпах» в творениях С. Галлямова мне писать не позволяет объем — они видны невооруженным глазом, их достаточно просто прочитать.
…эта, версия, точнее постановка проблемы (проблема иранско-арийского компонента в башкирском этногенезе), — о сако-иранском компоненте в языке и культуре башкир существует не только в фантастических писаниях С. Галлямова, но и разрабатывается вполне серьёзными учеными, без всякой спекуляции. В качестве примера цитирую статью серьёзного ученого, доктора филологических наук, профессора Э. Ф. Ишбердина: «Поскольку башкирский и персидский язык относятся к разным языковым семейством, древнейший пласт можно признать субстратом, то есть он является следствием участия осколков древнеиранских племен в этногенезе башкирского народа».
— А. Т. Бердин
Под иранской теорией происхождения башкир подразумеваются сако-сарматские, дахо-массагетские племена Южного Урала и Прикаспийского региона, которых (в современной исторической науке) принято относить к ираноязычным племенам.[9].
Промежуточная теория
Развивая авторские взгляды на классификацию теорий происхождения башкир, Р. З. Янгузин в собственных работах, кроме угорской и тюркской теорий, выводит дополнительную «промежуточную теорию». Согласно Р. З. Янгузину эта теория начинает складываться в начале XIX в. Сутью промежуточной теории является то, что в формировании башкирского народа участвовали как угорские, так и тюркские племена.[10]. Янгузин пишет, что данная теория начинает складываться в начале XIX в. Впервые мысль о равноправном вкладе угорских и тюркских предков в происхождении башкир высказал А.Шлецер (Русские летописи на древнеславянском языке. Ч.II. СПб., 1816. С. 339). Крупный финский языковед и этнограф А.Кастрен (1813—1852) считал, что «башкиры являются смесью остяков и татар, с которыми они, благодаря их местожительству, вынуждены были соприкасаться» (Ethnologische Vorlesungen uber die altaischen Volker. Petersburg, 1857. С. 92). Аналогичные утверждения высказывали К. Край, А. Вамбери, и др. Среди российских учёных поддерживали теорию Н.Аристов, А.Дмитриев, С.А.Токарев[2]Разновидностью этой теории можно считать сословную теорию, суть которой в том, что формирование башкирского этноса происходило в Российском государстве преимущественно в рамках военно-служилого сословия башкир, объединившего как угроязычных иштяков, родственных ушедшим на Дунай мадьярам, так и тюркоязычное население Ногайской Орды и, отчасти, Казанского ханства.[11]Традиционная-нетрадиционнаяСпецифика соц.организацииМатериальное, социальное, интеллектуальное производство
Происхождение башкир. Уровень культуры
Вплоть до недавнего времени многие вопросы истории Башкортостана оставались
слабоизученными. В особенности много было проблем по древней и средневековой
истории края. Лишь в последние десятилетия историки приступили к обстоятельному
изучению прошлого башкир. Основная причина слабой изученности ранних периодов
истории башкирского народа заключается в недостатке источников. Исследователи
истории народов черпают сведения в основном из двух источников: это сочинения
древних историков, путешественников и данные археологии. Башкиры испокон веков
жили на Южном Урале, тем самым их теория оказалась вне пределов обычных
маршрутов восточных и европейских путешественников. Лишь один Ахмед ибн -
Фадлан, посетивший Приуралье в 922 г HYPERLINK "http://works.tarefer.ru/31/100401/index.html" \l "_ftn1" [1].,
оставил описание древних башкир. В сочинениях же ибн – Русте, Масуди, Рубрука,
Карпини HYPERLINK "http://works.tarefer.ru/31/100401/index.html" \l "_ftn2" [2] сведения о башкирах почерпнуты
из недошедших до нас сочинений. Они отрывочны и, более того, чрезвычайно
противоречивы.
С присоединением к России те или иные стороны жизни башкирского общества
начинают находить регулярное отражение в различного рода актах и иных
документах. После присоединения в крае побывало много русских ученых,
путешественников и писателей. Башкортостан привлекал внимание своими
просторами, богатой природой, любопытной этнографией, а также своеобразным
расположением – на стыке Европы и Азии. Побывали в Башкортостане и научные
деятели из-за рубежа. Их поражала первозданность взаимоотношений коренных
жителей Южного Урала.
Британский путешественник Маккензи Уоллес отмечал: «В продолжении всех своих
странствий я не встретил такого добродушного и гостеприимного приема, как у
мусульманских башкир» HYPERLINK "http://works.tarefer.ru/31/100401/index.html" \l "_ftn3" [3]. В XVIII в.
организуется несколько экспедиций для исследования края. В 1734 г. в составе
Оренбургской экспедиции, которую возглавлял И. К. Кирилов, в Уфу приезжает И.
П. Рычков, первый в России член – корреспондент Академии наук HYPERLINK "http://works.tarefer.ru/31/100401/index.html" \l "_ftn4"
[4]. В результате многолетнего изучения природы, экономики и хозяйства
Оренбургского края, Рычков создал труды, имеющие большое значение для изучения
прошлого Башкортостана. Во второй половине XVIII в. Российская Академия наук
организовала две экспедиции в районы Поволжья и Западной Сибири. Первую
экспедицию (1768-1974) возглавлял академик П.С. Паллас, вторую (1768-1972)
академик И.П. Лепехин HYPERLINK "http://works.tarefer.ru/31/100401/index.html" \l "_ftn5" [5]. Обе экспедиции
побывали и в Башкортостане. Ученые собрали обширный материал о естественных
богатствах Южного Урала, охарактеризовали этнографию.
В начале XIX в. вышел обстоятельный труд «Хозяйственное описание Пермской
губернии» HYPERLINK "http://works.tarefer.ru/31/100401/index.html" \l "_ftn6" [6]. Здесь довольно-таки подробно
говорится о пермских башкирах. В середине XIX в. была опубликована книга В.М.
Черемшанского «Описание Оренбургской губернии». Автор сообщает много интересных
сведений о быте башкир. По фактическому материалу данная работа не утратила
своей ценности и в наши дни. Среди научных исследований, вышедших в конце XIX
в., наиболее значительным является труд В.М. Флоринсого «Башкирия и башкиры». В
данный период вышел еще ряд интересных работ – это «К этнографии башкир» П.С.
Назарова, «Башкиры» А.Е. Алектарова и монография Д.П. Никольского «Башкиры» В
1925 г. вышла первая этнологическая монография о башкирах. Это работа С.И.
Руденко «Башкиры». Она была переиздана в 1955 г HYPERLINK "http://works.tarefer.ru/31/100401/index.html" \l "_ftn7"
[7].
В последние годы в научный оборот были включены интереснейшие документы. Этими
документами оказались башкирские шежере HYPERLINK "http://works.tarefer.ru/31/100401/index.html" \l "_ftn8" [8]
(родословные или генеалогические летописи). Составление и знание родословной
сначала было необходимостью. Эта необходимость диктовалась обычаями
патриархально – родовых отношений, необходимостью устранения кровосмешения.
Башкир должен был знать имена своих предков до 10 –15-го колена. Впоследствии
башкирский просветитель – демократ Мухаметсалим Уметбаев в этой связи
подчеркивал: «Асаба – башкиру необходимо знать три вещи: первое – свое
происхождение, т.е. свой род, второе – объяснение звезд по названиям и третье –
знание легенд и песен.» HYPERLINK "http://works.tarefer.ru/31/100401/index.html" \l "_ftn9" [9]Уже в период господства патриархально – родовых отношений шежере стали
перерастать свое первоначальное назначение. Они стали сопровождаться
рассказами о событиях, которые происходили при жизни того или иного предка.
Тем самым они стали превращаться в своеобразную историю рода и племени.
Древняя территория башкир охватывала современный Башкортостан, а также часть
Челябинской, Курганской, Оренбургской, Свердловской, Пермской, самарской и
Саратовской областей, восточные районы Татарстана и северо-западные районы
Казахстана. Другими словами, древняя территория проживания наших предков
включала в себя часть Среднего Урала, весь Южный Урал, Зауральскую
низменность, а также Приуралье. Именно такая обширная территория позволяла
башкирам вести кочевой образ жизни.
Первые века первого тысячелетия до н. э. ознаменовались установлением тесных
связей между скотоводческими племенами Приуралья и оседло-земледельческими
племенами Средней и Передней Азии. В степной полосе, где не было естественных
преград для передвижения, складываются крупные племенные объединения с общей
культурой. Так, в VII в. до н. э. на юге Башкортостана обитали савроматы. В
лесостепной полосе р. Камы и по нижнему течению р. Белой жили тиссагеты.
Памятники, оставленные тиссагетами, известны в археологической литературе под
названием ананьинской культуры.
Формирование народа происходило в результате длительного исторического
процесса. Рассматривая этот вопрос, необходимо учесть своеобразие географии
Башкортостана. Нахождение на стыке Европы и Азии открывало широкий путь для
бесконечного передвижения разнородных племен. В результате здесь смешивались
многочисленные этнические культуры. Тем более, степная полоса Южного Урала
служила своеобразным мостом для передвижения между Европой и Азией, связующим
звеном этих континентов. Отсюда сложность вопроса о коренных жителях.
В III в. н.э. начинается «Великое переселение народов», которое было вызвано
движением гуннов на запад. Это процесс не обошел и территория Южного Урала. С
IV в. начинается массовое проникновение кочевых племен в Поволжье и Западный
Башкортостан. С гуннами свое происхождение связывают башкиры минских родов. В
VII – IX вв. происходит расселение на Южном Урале племен бурзян, тангаур,
усерган. До этого они ходили в Печенежско-Огузкое племенное объединение.
Первоначальным местом своего расселения башкиры этих племен считали долину
реки Сыр-Дарьи, берега Аральского моря. С печенежско-огузким временем
этнической истории башкир связано появление этнонима «башкорт». «Корт»,
«курт» на древнем огузком языке означает «волк». Среди южных башкир широко
распространена легенда: мифический волк был предводителем башкир в период их
переселения с Сыр-Дарьи на Южный Урал. Поэтому они почитали волка как свой
тотем.
Тесные этнические связи башкир с югом усилились в эпоху переселения в южно-
уральские степи половцев (или кыпсаков). В XI в. в Восточной Европе половцы
образовали обширное племенное объединение. Осколками кыпсакского (или
куманского) племенного объединения являются башкирские племена кыпсак, тамъян
– на юго-востоке, канлы – на западе.
Активное переселение булгар на территорию Западного Башкортостана повлияло на
этнический состав этой части края. Северо-запад заняли племена байляр, буляр,
гайна, танып, гирей, еней и др.
Во второй половине IX в. мадьяры, теснимые огузами и печенегами, покинули
Приуралье и ушли в Венгрию. До ухода с Приуралья мадьяры были соседями
башкирских племен, находились с ними в тесном этническом контакте. Часть
башкирских племен ушла с мадьярами, а часть мадьяр остались в Башкортостане.
Об этом свидетельствует название и состав племен Юрматы. Согласно преданиям,
на заре истории башкир произошла их борьба с мадьярами, в результате чего
мадьяры вынуждены были покинуть Южный Урал.
В XII – XIV вв. в процесс башкирского этногенеза включаются тюркские и
монгольские племена, т.е. те племена, которые пришли в составе татаро-
монгольских завоевателей. В составе северо-восточных башкир (айлинцев,
катайцев) довольно-таки значителен монгольский этнический компонент. Вместе с
тюркскими племенами часть северо-восточного Башкортостана заняли сальюты. Это
племя также этнически восходит к монголам.
Вообще вопрос об этногенезе башкир очень сложен. Это связано с тем, что в
формировании народа, в сложении его материальной и духовной культур
участвовали разнородные этнические группы. Определенный след в этническом
облике не только башкир, но и остальных народов Восточной Европы оставили
монгольские племена. На ранних этапах в процесс формирования башкир
включились предки современных угро-финских народов. Возникновение
экономических и культурных связей между отдельными районами древней
территории Башкортостана содействовало стиранию резко выраженных племенных
особенностей. В условиях становления феодальных отношений наметилась
тенденция к объединению, к слиянию племенных групп Южного Урала и Приуралья в
одну башкирскую народность. Башкирский народ сложился во II-X вв. в
результате длительного процесса дроблений и передвижений, скрещивания и
ассимиляции племен. Основную роль сыграли здесь тюрко-язычные племена.
Древнее искусство Башкортостана представлено палеолитическими рисунками в
Каповой пещере. Шульганташ предстает как громадный подземный дворец. Рисунки
мамонтов, лошадей, носорога, выполненные красной хной на стенах пещеры, были
обнаружены в 1955 г. Эта уникальная живопись сопоставима лишь с аналогичными
памятниками, найденными во Франции и Испании. Первобытный художник не обращал
особого внимания на отдельные детали, звери нарисованы контурно. Вместе тем
они схвачены в движении.
Недавно были обнаружены палеолитические рисунки в Игнатьевской пещере в
Челябинской области и Идрисовой пещере на берегу р. Юрюзань. Изображения на
них выделяются своей схематичностью. Первобытные люди на Урале кроме
наскальной живописи создавали и небольшие статуэтки. Известна фигура женского
торса, найденная В.М. Раушенбах в 1960 г. Представляет интерес глиняное
изображение человеческой головы со стоянки Сабакты III (Башкирское Зауралье).
Эти находки относятся к эпохе неолита (новый каменный век, VIII-III
тысячелетия до н.э.) и говорят о пробудившемся интересе человека к себе.
Вместе с тем создавались и статуэтки животных. Выполнялись они из кости,
раковины.
К произведениям искусства следует отнести и украшение одежды, а также разного
рода изделия. На этой основе постепенно зарождается декоративно - прикладное
искусство. В данную эпоху Южный Урал становится своеобразным центром каменной
индустрии.
Начиная с эпохи железа сложились новые этнокультурные общности: на северо-западе
– ананьинцы, а в южных степях савроматы. В начале I тысячелетия н.э. у
кочевников-скотоводов развивается прикладное искусство. В науке его называют
искусством звериного стиля HYPERLINK "http://works.tarefer.ru/31/100401/index.html" \l "_ftn10" [10]. Он
характерен для савроматов. В их искусстве наиболее популярны были изображения
хищников: орлов, фантастических грифонов, волков, пантер, барсов. Звериный
стиль был в основном декоративным. Им украшали изделия практического
назначения, связанные, в частности, со снаряжением воина. Мотивы хищных
животных, птиц по языческим поверьям должны были придавать особую силу хозяину
этого оружия.
В эпоху железа получает широкое развитие и ювелирное искусство.
Распространяются такие украшения, как серьги, сережки-амулеты, ожерелья,
браслеты, бляшки. Они были тесно связаны с древними верованиями. Выполняя
культовые и магические функции, они вместе с тем служили и знаками отличия,
говорили о своеобразии вкусов.
К средневековью относится высеченные из камня фигуры людей – «каменные бабы»
(hынташ). Ставились они над могилой и, как полагают исследователи, изображали
двойника покойника. Такие каменные изваяния были найдены на Южном Урале.
В целом древнее искусство Южного Урала несет черты языческой культуры. Оно
говорит о стремлении наших предков выразительными средствами передавать свои
мысли, свои переживания, свое понимание красоты и реалий действительности.
Эти памятники позволяют определить уровень культуры прошлых эпох.
8) Психологичесий склад этноса (этнопсихология)Коллективистскй-индивидуальный
9) Стериотипы поведения и этикет с точки зрения этноса
10) Тип социальных связей, устроство общества, иерархия соц.связей
Башки́рские племена́ — исторически сложившиеся родовые объединения в составе башкир.
В силу сложного характера этногенеза башкир единого термина в башкирском языке не существует. Если для племени такой термин есть (ырыу), то для разных групп родственных семей и родовых подразделений термины различаются (ара, нәҫел, ҡәбилә, аймаҡ, төбә, ос и др.).
Символами родоплеменного единства были шежере, общая в основе тамга, дерево, птица, военный клич (оран). Органами самоуправления являлись народные собрания (йыйыны) и советы старейшин (аксакалов).
Содержание
1 Классификация
1.1 Историко-этнографическая классификация2 Социальная организация и традиции3 Союз семи племёнКлассификация
Существуют разные принципы классификации. Согласно Р. Г. Кузееву башкирские племена классифицируются по 4-м географическим группам[1]:
Юго-восточная группа: (бурзян, усерган, юрматы, тамьян, тангаур, кыпсак).
Северо-восточная группа:
айлинская подгруппа (айле, кудей, мурзалар, дуван, кошсы, сызгы, упей);
катайская подгруппа (катай, сальют, бикатин, сынрян, терсяк, калмак, башкирские казаки);
табынская подгруппа (табын, кувакан, сырзы).
Юго-западная группа: (мин, иргиз-камеликские башкиры).
Северо-западная группа:
камско-икская подгруппа (буляр, байлар, юрми, ирэкте);
нижнебельская подгруппа (еней, гирей, елан, кыргыз, ельдяк, канглы, дуваней, каршин, таз, уваныш),
северная подгруппа (уран, гайна, балыксы, унлар,суун, танып).
Историко-этнографическая классификация
З. Валиди предложил разделение по историческим обстоятельствам складывания башкирского этноса; по происхождению разных родовых объединений он выделил 4 группы. Р.Г.Кузеев, в ходе своих исследований в этом направлении, развил эту идею дальше и выделял уже семь историко-этнографических групп (пластов):
древнебашкирский (бурзян, уран, юмран, ягалбай и др.),
ранний финно-угорско-самодийский (сызгы, кальсер, терсяк, упей, уваныш и др.),
булгаро-мадьярский (юрматы, буляр, танып и др.),
огузо-кыпчакский (айле, сарт, истяк),
кыпчакский (канлы, кошсы, салъют, бадрак, мин, миркит, и др.),
ногайский (ногай-бурзян, ногай-юрматы),
пласт, связанный с этническим взаимодействием с народами Волго-Уральского региона и Средней Азии (татар (в том числе мишарей и тептярей), казахов, калмыков, каракалпаков, сартов и др.)
11) Тип семейных связей
Башкирские народные обычаи
Башкирские народные обычаи — закономерности бытования людей и взаимоотношения между людьми у башкир.
Башкирские женщины
Истоки башкирских обычаев исходят к историческим корням народа, его верованиям, уровню образованности и познаниям об окружающем мире. На протяжении истории башкирам было необходимо рационально вести хозяйство, выработать и соблюдать нормы морали и нравственности, для этого были выработаны и развивались определенные социальные нормы поведения. Башкиры на протяжении своей истории прошли через доклассовое общество, социалистический этап развития, дважды через капитализм при наличии ряда религиозных верований. Все это наложило свои особенности на народные обычаи.
Запреты
На поведение башкир накладывалось множество запретов. Нельзя, например, зимой копать землю — она спит, трогать залежавшийся камень. Поскольку левая рука считалась нечистой, то рекомендовалось, для достижения лучших результатов, начинать дело правой рукой, ею же хозяин подаёт гостю посуду с едой и напитками и принимает ее обратно с объедками. Левой рукой сморкались.
Поскольку считалось, что от женщины исходит вредоносная магия, то ей нельзя было пересекать дорогу мужчине (даже мальчику), не рекомендоваль посещать мечети (молиться дома), посещать кладбища.
Посещая мечеть, башкир, как и всякий мусульманин, должен был сделить за тем, чтобы переступить ее порог правой ногой, а выходя из мечети — переступить порог левой ногой[1]. В мечетях запрещалось закрывать входные двери, использовать для освещения в светильниках нечистое масло, приводить маленьких детей и др.
Запреты в принятии пищи: запрещалось спиртное, блюда из свинины, из падали, хлеб нельзя резать ножом — только ломать на ломтики, еду нельзя брать двумя пальцами — минимум тремя. Во время поста весь день запрещалось пить и есть, можно только глотать слюну. Кто не мог (исключая больных и детей), вовремя выдержать пост — могли это сделать в другое время.
Обычаи в семейных отношениях


Область действия запретов (избегания) у башкир
Башкиры относились к своим женам мягко, почти никогда их не били. Мир в семье во многом зависел и от женщины. Девочек с детства воспитывали в скромности, терпеливости и кротости. Замужние должны были носить на голове платки, не разговаривать с чужими при муже, им нельзя было интересоваться, где был и что делал муж. Жены должны были при чужих выказывать свое безразличие к мужу.
Большим грехом считалась измена жены мужу. Для мужчин такого запрета не было. Муж мог жениться и на другой женщине, предварительно спросив на это разрешение у первой жены. При смерти мужа, для сохранения честного имени вдовы, ее выдавали за младшего брата умершего, племянника, сына брата. При смерти жены и уже уплаченном калыме, отец умершей должен быть отдать вдовцу замуж ее сестру, если калым не уплачен, сестра отдавалась при уплате вдовцом уменьшенного калыма.
В семейных отношениях башкир действовали правила избегания, при которых между женатые дети должны были избегать появление на виду у родителей в определенном месте и времени (родители жены уходили из дома во время посещения их дома зятя и др.). При этом учитывалось оплачен или нет калым.
При смерти родителей у башкир действовал миноратный порядок наследования, то есть имущество родителей получал младший сын.
См. также: Свадебные обычаи башкирПочитание старших
Особым уважением в башкирской семье пользовались дедушки и бабушки. Почитание старших было связано с культом предков[3]. Башкиры должны были знать имена родных до седьмого клена.
Башкирские всадники
Старейшины организовывали праздники, регулировали кофликты и были хранителями обычаев. От них молодые получали благословение на благополучный исход дела.
Похороны и поминки
Согласно мусульманским обычаям, потомки обязаны с почестями предать земле тело своих предков как можно быстрее — в день смерти или на следующий день (обязательно до захода Солнца), справлять поминки, посвящая им молитвы .
Похороны включали в себя большое количество правил: трехратное омывание, окутывание в саван, молитвы, особое рытье и обустройство могил (лахад, ярма). Хоронят мулульман без гроба.
Запрещается наем профессиональных плакательщиц.
Отношение к детям
Любовь к детям, стремление иметь большую семью традиционно для башкир. Само рождение ребенка сопровождалось множеством обрядов. Беременные женщины могли не выполнять тяжелую работу, исполнялись все их прихоти. Женщины должны были смотреть только на красивое и не в коем случае не на безобразное.
Во время родом обращали внимание на обряд кувады — симуляции отцом родов. Отец должен был произнести слова — «Жена моя, разродись поскорее». Перед роженицей трясли пустым мешком, ударяли ее пустым кожаным сосудом. Человек, сообщивший первым отцу сообщение о рожденни у него ребенка, получал подарок. В семье начинали праздновать праздник бишектуй — один из основных обрядовых праздников колыбели.
Детям башкиры передавали свои обычаи.
К башкирским обычаям относятся наречение родственников временными и специальными именами: Йейан, Кинзя, Кинйа и др.
Гостеприимство
У башкир существуют обычаи щедрого гостеприимства со многими особенностями. Хозяева бывали рады и званым и незваным гостям. К незваным гостям башкиры относились уважительно, так как считалось, что любой зашедший в дом человек, может оказаться посланником Всевышнего или им самим, представшим в облике земного существа, и было бы большим грехом не пригласить, не угостить, не предложить ему приют. «Божью пищу черт пожалел», — гласит башкирская пословица. При появлении случайного гостя, хозяин начинал накрывать стол из лучших угощений. Считалось приличным гостить не более трех дней.
Чтобы корова у башкира стала яловой, считалось обязательным хозяину подать на стол, а гостю попробовать хозяйские молочные продукты.
Мытье рук гостем было обязательным перед едой, после принятия мясной пищи, перед уходом домой. Перед едой считалось необходимым сполоснуть рот.
При прощании гостей одаривали недорогими подарками, особенное внимание при этом уделялось одариванию грудного ребенка, который ничего не мог съесть у хозяина, а потому, глядя вверх, мог его проклясть.
Свадебные обычаи башкир — комплекс свадебных ритуалов и обычаев башкир, вступающих в брак.
Серьезно отношение к браку у башкир подтверждается башкирскими пословицами: “Мужчина, пока не женится, добропорядочность не обретет”, “И у птицы есть гнездо”,“У того, кто не женится, дома нет, у того, кто дом не имеет, родины нет”. Башкирская свадьба, ее ритуалы и обычаи включают в себя элементы прожитых времен развития башкирской культуры от древней веры до современных капиталистических нововведений.
К свадьбе готовились тщательно, для невесты и жениха шили нарядную одежду, которая после свадьбы переходила в разряд праздничной.
Обряд бракосочетания совершался как на дому с приглашением муллы с метрической книгой для официального заключения брака и записи об этом в книге, так и в мечети. Посещение муллы с прочтением никаха производилось после обмена подарками между родственниками брачующихся или отдачи хотя бы половины калыма. Мулла спрашивал согласия на заключения брака не самих брачующихся, а их отцов.
Сговор родителей
По достижении ребенком возраста, допускаемого для вступления в брак его родителей охватывало беспокойство. Отец шел советоваться с женой — не пора ли женить чадо? Если жена одобряла замысел, то шли напоминать об этом сыну. При согласии сына отец начинал поиски невесты. К отцу найденной невесты отец ехал сам или отправлял сватов. Полученное от него согласие на брак в некоторых районах закреплялось распитием договорившихся сторон из одной чашки напитка бата (разведенный водой мед или кумыс). После этого девушка считалась невестой.
Обычай с распитием из одной чаши был настолько силен, что смене решения отдать замуж дочь, ее родители должны были откупаться от родителей жениха деньгами или бартером (скот, ценные вещи) в размере положенного калыма.
Калым
Обряд получения и передачи калыма заключался в необходимости обеспечения молодоженов необходимым для начала совместной жизни имуществом, чтобы не начинать жизнь с нуля. Размер калыма зависел от района проживания родителей, заранее оговаривался родителями, был посильным и не обременительным для договаривающихся сторон. Необходимость введения самого этого понятия (родители обеспечивали детей всем необходимым безусловно) была обусловлена отсутствием законов о разделе имущества при расторжении брака и дополнительно закреплением брака (при расторжении брака калым возвращался).
Для разных районов Башкортостана существовала минимальная норма калыма. При невозможности выплаты калыма например для тещи в виде лисьей шубы, для соблюдения обряда и приличия ее заменяли на овечью или просто на простой халат. Калым полностью отдавался отцу невесты, который взамен его давал приданое. Зачастую приданое было большим по размеру и ценности, чем калым[1].
Калым мог выплачиваться сразу целиком или постепенно, но до полной выплаты калыма муж не мог появляться на виду у тещи или тестя.
Существовала традиция получения невестой от жениха малого калыма. В качестве малого калыма невесте дарились необходимые ей в быту вещи — платки, халаты, обувь, сундук.
Обмен подарками
Продолжением сложных свадебных традиций являлся сбор подарков часто проводился в доме родных жениха. Специально обученный мальчик объезжал гостей верхом на лошади и собирая подарки в виде денег, платков, ниток и не дотрагиваясь до них руками передавал жениху. На современных свадьбах подарки кладутся в конверты и также передаются жениху.
Будущая тёща созывает к себе на чайную церемонию своих родных и знакомых, которые приносят ей галантерейные товары — нитки, иголки, материю и др.
Малая свадьба
Малая свадьба заключалась в посещении муллы и записи сведений в метрической книге. Работа муллы оплачивалась процентом от стоимости калыма.
Туй
Туй — церемония празднования официального заключения брака устраивалась после полной выплаты калыма. Если калым был выплачен не полностью, то празднование было скромным и приглашались только родственники жены.
Сам Туй продолжался c утра до вечера от 2 до 3 дней. Для развлечения гостей устраивались танцы, игры, состязания по борьбе, скачкам.
Борьба за невесту
Обряд устраивался по окончании празднований и заключался в чинении препятствий для отъезда жены.
Перечень препятствий зависел от фантазии друзей и родных молодых: молодую прятали подальше, привязывали веревками, устраивали борьбу, препятствуя ее выходу. Ущерб от борьбы (рваная одежда, оторванные пуговицы) оплачивал жених.
Обряд заканчивался победой жениха, дополнительным одариванием невесты и выездом ее к мужу. Сам отъезд и приезд в дом мужа обставлялся церемониями сообщениями о приезде, выкупа молодой, передачи в нужном месте управления лошадью женщинам со стороны мужа.
Обживание дома мужа
Первичное после туя посещение дома мужа также было также оговорено обычаями:
молодая три раза становилась на колени перед свекром и свекровью и каждый раз ее поднимали с колен;
молодая раздавали родственникам мужа подарки;
родственники мужа раздавали подарки молодой жене;
посещение молодой с ведрами и коромыслом речки, бросание в нее монеты, дабы откупиться от водяного;
первичное открывание мужу лица — после выполнения предыдущих церемоний.
За первичным посещением дома мужа следовал ритуал перехода невесты в статус жены:
изменение прически (две косы);
замена девичьего головного убора (такия) на женский (кашмау);
завязывание пояса — символа счастья, добра и благополучия в семье.
Переход жениха в статус мужа также сопровождался обрядами:
получение согласия на брак;
тайные посещения невесты;
вхождение в семейную жизнь.
Обряды сопровождались обучением молодых основам семейной жизни, половому воспитанию, умению терпеливо переносить женские капризы.
Брачные запреты
Башкиры традиционно не брали в жены женщин из своего рода (между родственниками в первых четырех поколениях). В брак между собой могли вступать только родственники в пятом (тыуа ят) и шестом (ете ят) поколении.
Девушек выдавали замуж в возрасте от 14-15 лет, мужу полагалось быть старше жены на 3-5 лет.
Современная свадьба
Современная свадьба проводится скромнее, без соблюдения полностью всех обрядов, с отсутствием приданого, времени проведения застолья и т.д. Произошла смена ценностей. Молодые хотели бы получать в подарок автомобили-иномарки, квартиры, компьютеры.
После оформления в ЗАГСе, обмена кольцами современные молодожены едут на машинах к памятнику Салавату Юлаеву (в Уфе), к памятнику Ленина (в Салавате). Вошло в традицию фотографироваться около этих памятников. Потом едут к мосту на реку Белая, закрепляют на конструкциях моста замки, кидают в реку букеты цветов.
Традицией стало снимать фильмы о свадебной церемонии. Поддержанием этой традиции занимаются специальные башкиры, имеющие качественную фото и видео аппаратуру.
12) Отношение к соседям этносам, отражение в фольклоре, языке
Численность и расселение
Численность башкир в мире — около 2 млн человек. В России, по данным переписи 2010 года, проживает 1 584 554 башкир, из них 1 221 302 — в Башкортостане. Башкиры составляют 31,3% населения республики Башкортостан.
Помимо собственно Республики Башкортостан башкиры так же живут во многих субъектах Российской Федерации: в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской, Тюменской, Самарской и Саратовской областях, в Пермском крае, в республике Татарстан, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в государствах ближнего и дальнего зарубежья. За пределами Республики Башкортостан в настоящее время проживает, примерно, треть всех башкир.
Данные по переписи 1897 г. приведены по территории Российской империи и Уфимской губернии.
Интересные факты
Концентрация гаплогруппы R1b, свойственной баскам, а также кельтским народам, за пределами Западной Европы наиболее высока у некоторых популяций башкир и достигает 87 %.
13) обратное отношение соседей к данному этносу
14) насколько этнос считает себя этносом
15) самоназвание (ОТКУДА, КАКОЕ, ЧТО ЗНАЧИТ)Название этноса этносами-соседямиТип и характер личных имён и провищ
Этноним
Не существует общепринятой этимологии слова башҡорт. Наиболее распространены следующие версии:
У башкирского историка Р. Г. Кузеева дано определение этнонима башҡорт в значении баш — «главный, основной» и ҡор(т) — «род, племя».
По версии исследователей XVIII века В. Н. Татищева, П. И. Рычкова, И. Г. Георги слово башҡорт означает «главный волк»[23][24][25].
Антрополог и этнолог Р. М. Юсупов считал, что интерпретация этнонима башҡорт в большинстве случаев как «главный волк» на тюркской основе, в более раннее время, имел ираноязычную основу в форме «бачагург», где «бача» — потомок, ребёнок, дитя, а «гург» — волк (иран.). Другой вариант этимологии этнонима башҡорт по мнению Р. М. Юсупова связан также с иранским словосочетанием «бачагурд» и переводится как «потомок, дитя богатырей, витязей». В этом случае «бача» переводится так же с иранского, как «дитя, ребёнок, потомок», а «гурд» — «богатырь, витязь». После эпохи гуннов этноним мог изменяться до современного состояния следующим образом: бачагурд — бачгурд — бачгорд — башҡорд — башҡорт.
Венгерский исследователь Дьёрффи Дьёрдь полагает, что этноним башҡорт этимологически связан с хантыйским словом башкёр ‘росомаха’. Росомаха, по народным преданиям хантов и других угорских народов, вывела обских угров на их современную территорию.[28] Примечательно в связи с этим то, что по преданиям башкир путеводителем их народа на Урал был волк. В том и другом случае определённое животное выступает тотемом для обозначения целого народа; если для обских угров это была росомаха, то для древних башкир — это был волк.
В 1847 году историк-краевед В. С. Юматов писал, что башҡорт означает «пчеловод, хозяин пчёл»[29].
Российский историк и этнограф А. Е. Алекторов в 1885 году выдвинул версию, по которой башҡорт означает «отдельный народ»[30].
По мнению известного исследователя тюркских этнонимов Н. А. Баскакова слово башҡорт состоит из двух частей бадж(а) — «свояк», (о)гур — «угр» и означает «свояк угров»[31].
По мнению учёного-этнографа Н. В. Бикбулатова этноним башҡорт берёт начало от имени известного по письменным сообщениям Гардизи (XI в.) — легендарного военачальника Башгирда, обитавшего между хазарами и кимаками в бассейне реки Яик[32].
Согласно Д. М. Данлопу (англ.)русск. этноним башҡорт восходит к формам beshgur, bashgur, то есть «пять племён, пять угров». Так как Sh в современном языке, соответствует L в булгарском, следовательно, по мнению Данлопа этнонимы башҡорт (bashgur) и булгар (bulgar) эквивалентны[33].
Согласно «Исторической записке о местности прежней уфимской провинции, где был центр древней Башкирии», Санкт-Петербург, 1867, в главе о праве башкир на Уральские земли, слово Башкурт означает глава Урала[34].
16) Отношение к своему историческому прошлому (традиции, обычаи, память народа)
17) Осознание значимости своего родного языка, фольклора, музыки, лит-ры
18) Модально-эмоциональные аспекты (чувства, нац гордость и патриотизм)
Респу́блика Башкортоста́н (башк. Башҡортостан Республикаһы) — республика, субъект Российской Федерации. Согласно Конституции РФ и Конституции РБ является государством[4][5]. Входит в состав Приволжского федерального округа, являясь частью Уральского экономического района. Столица — город Уфа. Граничит с Татарстаном, Удмуртией, Пермским краем, Свердловской, Челябинской и Оренбургской областями.