Авторские разработки: творческие задания, используемые на уроках русского языка и литературы с целью развития диалогической культуры


Авторские разработки
Творческие задания, используемых на уроках русского языка и литературы с целью развития диалогической культуры школьников

п/пТворческое задание Описание задания для участников интерактивной деятельности Где используется
1. Обращение к одноклассникам
- Составь обращение к одноклассникам, завершающееся вопросом на актуальную тему. На уроках литературы при изучении тем, имеющих общественно значимое звучание.
2. Интервьюер - Составь ряд вопросов для интервью с литературным героем. На уроках литературы, включающих портретную характеристику героя, взаимодействия персонажей, оценку их действий и т.д.
3. Организатор - Организуй общественные слушания по теме: «Что бы я сделал для развития русского языка, если бы стал президентом?» На уроках при изучении общих сведений о русском языке.
4. Ты мне, я тебе - Напиши письмо своему любимому литературному герою.
- Напиши ответное письмо читателю от лица литературного героя. На уроках по закреплению изученного литературного материала.
5. Вопросов много не бывает - Познакомившись со статьёй учебника и дополнительными материалами на заданную тему, составь ряд вопросов для обсуждения на уроке-дискуссии. На уроках усвоения новых знаний по русскому языку и литературе.
6. Готовимся к ответам - Выдели реплики персонажей для использования в «Дебатах литературных героев» на различные темы (например, «Для чего живёт человек?» или «Полезны ли современные субкультуры?»). На уроках различных типов и во внеурочной деятельности по литературе.
7. Передай другому
Школьникам предлагается сформировать команды с равным количеством участников (4 - 6 человек) и сесть за парты по одному, друг за другом. Учитель задает вопросы по теме урока, число которых равно числу участников команды. Например: «Что называется деепричастием?», «На какие вопросы отвечает деепричастие?», «Какие суффиксы могут образовать деепричастия несовершенного вида?» и т.п. Ученик, сидящий за первой партой, записывает ответ на поставленный учителем вопрос на листе и передаёт его сидящему за ним однокласснику, который отвечает на следующий вопрос учителя. Ученик за последней партой, ответив на завершающий вопрос, встает и передает листок на первую парту. Затем командам даётся время для обсуждения получившихся «рассказов» и их доработку. Один из вариантов текста выдвигается на конкурс рассказов о деепричастии. Класс выбирает лучший текст из услышанных.
На уроках по закреплению изученного лингвистического или литературного материала