Рефлексивный отчет на основе данных исследований школьной практики, проведенного в рамках предкурсового этапа

Рефлексивный отчет на основе данных исследований школьной практики, проведенного в рамках предкурсового этапа

Образовательный процесс в школе осуществляется не одним человеком, а значительной группой людей, в которую входят учителя, ученики и их родители, администрация школы, учебно-вспомогательный персонал. От умения выстраивать правильные взаимоотношения, совместную деятельность в школе, зависит на сколько успешным будет ученик, не только в образовательной сфере, но и в повседневной жизни.
В рамках предкурсового этапа в школе были проведены исследования, направленные на выявление уровня удовлетворенности организацией учебного процесса учащимися и родителями, компетентности учителей, администрации и учебно-вспомогательного персонала.
Трудность осуществления аудита заключалась в том, что в школе обучается большое количество учащихся (1039), на сбор и обработку информации времени было мало, так как была последняя неделя четверти. Для решения этой проблемы были привлечены старшие учителя по параллелям 6-11классов и начальной школы. С ними был проведен инструктаж, изучены вопросы анкет. В самом процессе проведения аудита трудностей не возникло, так как в школе регулярно проводится аудит классными руководителями, психологом, администрацией.
Для сбора необходимых данных нами было проведено анкетирование родителей, учащихся, учителей, администрации, руководителей МО, учебно-вспомогательного персонала. При проведении анкетирования соблюдали конфиденциальность, анонимность и согласие респондентов на участие в анкетировании. В анкетировании приняли участие 30% респондентов разных категорий.
Анализ анкет родителей показал, что они уверены в том, что их детям комфортно в данной школе, они окружены заботой со стороны педагогов. По мнению родителей начальных классов (95% девочек и 96% мальчиков) школа дает детям хорошие знания. Родители (88% мальчиков и 93% девочек) считают, что домашнее задание соответствует способностям детей. Однако 11% родителей всё же отмечают, что при выполнении домашнего задания учащихся испытывают затруднения. В этом случае школа всегда оказывает поддержку в обучении ребенка в виде консультаций, как для родителя, так и для учащегося, а так же дополнительных занятий (отметили 96% родителей девочек и 94% мальчиков). 8 % родителей считают, что домашнее задание не направлено на развитие интеллектуальных способностей детей. Не все учителя дифференцированно подходят к домашнему заданию. Меня очень удивила эта проблема, так как состав коллектива учителей опытный. Вопрос о домашнем задании изучался на заседании МО в начале учебного года, где рассматривали требования по организации домашнего задания, прописанные в Инструктивно-методическом письме на 2015-2016 учебный год (дозировка, вид, содержание д/з). Из голоса родителей (диаграмма 5.3 «Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в школе» отчета А) выявлена потребность респондентов в развитии у учащихся творческих и интеллектуальных способностей. По диаграммам 5.11 и 5.12 отчета А видим, что не всегда родители получают ответы на интересующие вопросы и необходимую информацию. Вероятно, эти родители не обращались в письменном виде или на почту директора. Все вопросы, заданные в письменном виде по гос.услуге рассматривались в установленном порядке, ответы завизированы. Здесь видна недоработка классных руководителей по несвоевременному оповещению родителей по каким-то вопросам. Из анализа диаграммы 5.2 отчета А установлено, что не все родители удовлетворены успехами своих детей. Мы принимаем это к сведению, и будем работать в этом направлении.
Из голоса учителя видна проблема по осуществлению анализа собственной работы в классе, так как всего лишь от 20 до 40% респондентов отметили, что анализ работы в классе проводят почти всегда. Эти результаты, конечно, не радуют, так как в школе работает 25% сертифицированных учителей, которые постоянно анализируют и оценивают свою деятельность. Совместно, учителями 1 уровня, составлен план развития школы на 2015-2016 учебный год. Работа с педагогическим коллективом осуществляется по двум основным направлениям: в рамках школы и взаимодействие с коллективами других школ. Теперь я понимаю, как руководитель, что проблема заключается в инертности учителей, не прошедших уровневые курсы, так как работа сертифицированными учителями проводится регулярно со всем коллективом и отдельно в фокус-группах в форме коучинга, семинара-практикума, мастер-класса, творческой лаборатории. Здесь мы так же можем отметить, что школа предоставляет время для развития персонала и профессиональная деятельность ценится в школе (открытые уроки уровневых учителей с целью ознакомления педагогического коллектива со своим инновационным опытом работы, курсовая переподготовка, семинары ЦИТ, ВУЗ, вебинары в режиме онлайн), и учителя с этим полностью согласны. Это так же подтверждает то, что фокус развития персонала выходит за рамки кабинета. И с этим фактом коллектив полностью согласен. Анализируя данные диаграммы 6.2 отчета А «Планирование», пришла к выводу, что ведут работу в этом направлении 22% учителей часто и 56% почти всегда, и 22% учителей имеют смутное представление о приоритетах развития школы. От случая к случаю учителя проводят работу с одаренными и слабоуспевающими учащимися, формально проводят занятия – консультации по подготовке к ЕНТ, ВОУД, TIMS
·S, PISA. Данная диаграмма так же отражает следующую проблему: 44% учителей (почти всегда) и 56% (часто), т.е.100% считают, что процесс планирования считается более важным, чем письменный план, а 20% руководителей МО считают «иногда». Получается, что руководитель МО не компетентен в данном вопросе, так как не понимает значимости и приоритетности процесса планирования и письменного плана, или не внимательно прочитал вопрос. Респонденты отметили, что школа эффективно использует внешнюю поддержку «часто», приглашая тренера ЦПМ, преподавателей ППУ, ПАУ, учителей других школ. Аудит учителей позволил признать, что школа применяет иногда авторитарный стиль управления, так как не всегда учитывает мнение родителей и учащихся при внедрении каких-либо изменений в школе. На самом деле, мы ставим родителей перед фактом принятых решений в плане внесения изменений, иной раз вопреки желаний родителей и учащихся, считая это важным шагом для сохранения классов повышенного уровня развития. Из голоса учителя видно, что школа предоставляет возможность выполнять учителям, имеющих сертификат первого и второго уровня, лидирующие роли. Они являются руководителями фокус-групп, руководителями МО, старшими учителями по параллели, наставниками молодых специалистов.
Анализ голоса ученика показал, что для учащихся среднего и старшего звена оказывается очень важным общение с учителем на интересующие темы. Учащиеся отмечают, что учителя четко доносят идеи и цели урока. Они положительно отзываются о стиле преподавания учителя, о методах и формах работы на уроке, о доступности использования технических средств и других образовательных ресурсов. Учащиеся отмечают, что при работе в группах не всегда получают помощь от одноклассников, иногда не согласны с оцениванием групповой работы. Хотя отмечают, что оценивание на уроке соответствует целям, по которым ведется работа. Как девочек, так и мальчиков волнует то, что часто учителя не называют их по имени. Для учащихся важно, чтобы их поощряли за хорошее поведение и относились ко всем одинаково. Учащиеся отмечают, что на уроке осуществляется полезное взаимодействие как с учителем, так и одноклассниками. Из данного анализа можно сделать вывод, что коллективу учителей необходимо пересмотреть свое отношение к ученикам, проявлять толерантность, эмпатию, уважение.
На основании проведенного аудита определены проблемы:
Инертность, формальность организации своей деятельности, отсутствие мотивации к самообразованию отдельной категории учителей.
Обучение учащихся частично направлено на развитие конкурентоспособной личности, умеющей применять полученные знания в повседневной жизни.
Взаимодействие семьи и школы осуществляется не в полной мере.
Родителям не предоставляется возможность выполнять лидирующие функции.
Приоритеты:
Развитие профессиональной компетентности педагогов.
Использование новых подходов в учебном процессе учителями школы.
Исследование целей и результатов урока.
Формирование убеждения о необходимости изменения обновления преподавания педагогического коллектива.
Привлечение родителей для выполнения лидирующей функции совместно со школой.
Приложение 2

Слайд 1




Слайд 2


Сертифицированным учителям предоставляется возможность выполнять лидирующие роли - ответили 96% учителей.
Работа сетевого сообщества сертифицированных учителей школы направлена на формирование убеждения о необходимости изменения обновления преподавания педагогического коллектива. В школе функционируют фокус-группы, руководители которых – сертифицированные учителя 1 и 2 уровней.
Слайд 3

Слайд 4


К сожалению, школа не всегда принимает во внимание мнение родителей о внедрении существенных изменений в практику школы. Я как руководитель принимаю это во внимание и изменю свою позицию.

Слайд 5


Комментарий к формативной оценке коллег



















Комментарий к формативной оценке тренера



Комментарий к формативной оценке коллег и тренера
Учитывая комментарии к формативной оценке коллег и тренера, мною была проведена работа по улучшению презентации. Были внесены изменения в слайд 1:
исключила материальную базу школы;
добавила цель аудита и трудности процесса аудита;
показала качественный состав учителей по категориям и количество сертифицированных учителей в процентном соотношении.
В слайде 2 « О деятельности сертифицированных учителей» указала:
цель работы сертифицированных учителей;
в результативности указала, как изменились профессиональные навыки педагогов и подходы к осуществлению образовательного процесса в результате участия педагогического коллектива в коучингах и процесса менторинга.
В слайде 5 дополнила проблемы школы и обозначила приоритеты.













Мисщенчук Вера Николаевна
8 группа
ЦПМ г. Астана Портфолио руководителя организации образования В


13PAGE \* MERGEFORMAT14515




Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 115