Рефлективный отчет по проведенной серии последовательных уроков


Рефлективный отчет по проведенной серии последовательных уроков
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В.Г. Ключевский
Для продуктивной работы в школе учителю необходимо постоянно работать над собой и совершенствоваться, повышать свой педагогический уровень.
Но осознать эти принципы работы мне помогли курсы 3 базового уровня по Кембриджской программе.
Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение. Получаемая подобным методом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но она не усваивается прочно учениками, малополезна после завершения ее изучения и различного рода экзаменаций и не используется в жизненных ситуациях. Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса (стр155 Руководство для учителя) .
До прохождения курсов мой стиль преподавания строился на традиционном обучении, передаче готовых знаний. После первого этапа курсов «Лицом к лицу», на практике в школе в серии последовательных уроков я стала применять модули Программы.
Планирование серии последовательных уроков я составила с учетом возрастных особенностей учащихся 7 класса. На каждом занятии проводились психологические тренинги, позитивы, просмотры видеороликов для создания атмосферы сотрудничества, комфорта. Для улучшения психологического климата в классе использовала метод поощрения - словесная похвала.
При планировании, а затем и проведении уроков я поняла, что у многих учеников 7 класса были барьеры, которые я до этого не замечала. Это страх перед публичным выступлением, неумение высказать свое мнение, вести диалог, разобщенность класса, неумение критически мыслить.
Для развития умения вести диалог учащимися в серии последовательных уроках я применяла такие методы «Горячий стул», «Золотые рыбки». При затруднении на вопросы одноклассников я выступала в роли консультанта «рыбок».
Для улучшения психологического климата в классе и создания коллаборативной среды я применяла различные психологические тренинги и ледоколы такие как «Круг радости» ученики становились в круг и под музыкальное сопровождение передавали друг другу цветок с пожелания, а также тренинги «Шары пожеланий», «Подари улыбку», «Кенгуру». По результатам моих наблюдений дети после проведенных тренингов становились более открытыми доброжелательными друг к другу. Цель тренингов сплочение коллектива, развитие толерантного отношения друг к другу. Но этого как показала практика, проведенных уроков было не достаточно, над этим было необходимо работать постоянно и, насыщая урок тренингами и ледоколами для создания коллаборативной среды при этом, наблюдая за учениками, такой самоанализ работы позволил мне сделать вывод, что подобные тренинги необходимы.
Создание коллаборативной среды привело к тому, что ученики перебороли свои комплексы, это было заметно по тому примеру, что ученик с низкой учебной мотивацией на четвертом уроке вышел к доске в качестве спикера и защитил проект своей группы.По моим наблюдениям на первых уроках ученики с низкой учебной мотивацией выбирали себе те роли, которые, по их мнению, не требуют активного участия в работе группы.
На втором уроке после защиты проекта группами я заметила, что дети переутомились и для снятия мышечного напряжения, я провела массажный тренинг «Шел караван». Дети с удовольствием принимали участие в тренинге, что вызвало массу положительных эмоций и прилива сил для дальнейшей работы.
Так же на уроках я применяла работу в группах и в парах, так как по исследованиям ученых Национальной учебной лаборатории, Бефель, шт. Мэн, США «Средний процент удержания полученной информации учениками
Передача знаний 90%» [стр 140 Руководство для учителя] таким образом работа в парах когда ученики выполняют роль учителей и передают знания друг другу с помощью диалога ,то полученная информация усваивается лучше.
Я проводила деление на группы с помощью методов «Я Лидер», по картинкам «Животные», «Исторические памятники», деление по цифрам 1,2,3,4. В классе 7 учеников и соответственно в одной группе было 3 человека во второй -4. Состав группы менялся на каждом уроке для того, что бы дети учились взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса.
При планировании уроков и задания были составлены в соответствии с возрастными особенностями учащихся 13-14 лет. Учитывая возрастные особенности учащихся, и подростковый период применяла на уроках позитивные тренинги. Хаген и Хейл (1973) продемонстрировали развитие селективного внимания в процессе своего обращения к детям 5–6-летнего возраста для запоминания картинок на нескольких открытках. На каждой открытке были изображены две картинки, но только одна из них была определена важной для запоминания. При таких обстоятельствах 14–15-летние подростки запоминали значительно больше важных картинок, чем 5–6-летние. [стр 158 Руководство для учителя] ,учитывая это обстоятельства при объяснении темы я применяла слайдовые презентации по темам урока с изображением исторических карт, портреты великих ученых.
Для развития критического мышления на уроках я применяла метод Джигсо, создание ментальной карты. Дети путем кумулятивной и исследовательских бесед изучали новую тему и создавали проекты. При этом распределяли роли самостоятельно, спикеров, тайм-менеджера, оформителя, генератор идей. Функции каждого члена группы для учеников были понятны.
Работа в группах проводилась по методу Джегсо 1, спикеры групп защищали свои проекты, остальным участникам я предложила оценить выступление спикеров с помощью светофора, красный цвет - отлично, желтый - хорошо, зеленый - плохо. Все выступления были оценены учащимися на «отлично».
Для эмоциональной «встряски», я применила тренинг «Где как здороваются?», что вызвала положительные эмоции учащихся. Сняла напряжение и усталость от учебной деятельности.
Для оценивания результатов работы я применяла как суммативное так и формативное оценивание или ОдО. Для учеников моего класса было непривычно формативное оценивание урока, так как до прохождения курсов я подобного не применяла на уроках. И основным оценщиком урока всегда была я, выставляя суммативную оценку. Но теперь после прохождения первого этапа курсов «Лицом к лицу» я стала привлекать учеников к самооцениванию и взаимооцениваню. что учителя не являются единственными оценивающими лицами. Потому что «ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать» [стр166 Руководство для учителя]
Для оценивания, направленного на определение возможностей улучшения обучения, использовала такие виды формативного оценивания: «Светофор», «Смайлы», «Солнышко», «Тучка».
Оценивание для ОдО я проводила в форме метода «Солнышко» и «Тучка» если у учеников было плохое настроение, они прикрепляли стикер к «облаку» если хорошее настроение к «Солнышку». На первых уроках я замечала, что дети не знали к какому из рисунков прикрепить стикер, и при оценивании своего настроения 2 ученика из 7 приклепили свои стикеры к облачку оценив свой настрой на стикера: я сделала вывод, что это недостаток в рефлексивном оценивании себя. После применения психологических тренингов, я настроила детей на работу в группах, и в конце урока при рефлексии весь класс отметил свое настроение как хорошее. Для суммативного оценивания и развития понятия о критериях оценивания и взаимооценивания на уроках я применяла «Оценочные листы», на которых были указаны этапы работы на уроке, для того что бы оценивание было справедливым я предложила ученикам критерии оценивания ответа на уроках истории. Имея четкие представления о требованиях к ответам ученики, старались соответствовать критериям.
Для учеников с высокой и низкой учебной мотивацией были подготовлены вопросы высокого и низкого порядка А,В,С. Оценивая свою подготовку домашнего задания ученики сами выбирали уровень сложности вопросов, при этом возможен был переход с одного уровня на другой в зависимости от результатов ответа.
При чередовании видов деятельности я обращалась к такому приему, как метод «6 шляп». Ученики выбрали «Черную шляпу»- критики и «Белую шляпу»- факты. Ученики объяснили свой выбор тем, что история наука, связанная с фактами и датами и им легче охарактеризовать какое либо историческое событие с точки зрения критики и фактов. Учеников заинтересовали новые методы работы, так как раньше на уроках истории ученики не делали свои выводы из исторических событий, а просто пересказывали содержание учебного материала. Применение на уроке метода «6 шляп» развивает в учениках умение анализировать, делать выводы, работать с дополнительной литературой. На роль критика «Черной шляпы» вышел В., а на роль фактов «Белой шляпы» К. и в соответствии с своими ролями высказывали мнение групп. Мною был задан вопрос: «Ваше мнение о политике государства Хорезмшахов с позиций ваших шляп критики и фактов?». Были озвучены следующие мнения спикерами групп: «По нашему мнению недальновидная политика Атсыза привела к поражению государства в 1138 году, и государство было вынуждено платить дань сельджукам и каракитаям что нанесло большой вред зохяйству государства », - ответил спикер 1 группы; «Государство Хорезмшахов — среднеазиатское государство в низовьях Амударьи. Наивысшего расцвета достигло в начале XIII века при Ала ад-Дине Мухаммеде II. Хорезмская империя пала от тюрко - монголов Чингисхана это доказанный факт», - ответил спикер 2 группы.
В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся (BarberandMourshed, 2007). Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель (Strong, Ward&Grant, 2011). (стр 166. Руководство для учителя)
В дальнейшей своей работе как учителя истории я планирую применять модули Программы на всех уроках. Формировать у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие, – становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.
В своей работе учителя на каждом уроке продолжу проводить тренинги по созданию коллаборативной среды в классе, использование которых способствует сплочению классного коллектива.
Для развития критического мышления на каждом уроке создавать условия для кумулятивной, исследовательской беседы, дебатов. На уроках применять разноуровневые дифференциальные задания, для детей с высокой и низкой учебной мотивацией при этом учитывая возрастные особенности учащихся. Применять инновационно - коммуникационные технологии для развития познавательного интереса к предмету история. Создания проектов, ментальных карт на флипчартах. Применять формативное оценивание, и суммативное, привлекая учащихся к самооцениванию и взаимооценивания. Организовывать групповую работу и работу в парах для развития критического мышления. Словесно поощрять учащихся за их достижения ведь, как говорит Анатоль Франс «Девять десятых образования это поощрение», с чем я полностью согласна.
Я считаю, что история является основным предмет в школьной программе при воспитании подрастающего поколения гражданами своей страны, развивать активную гражданскую позицию, развивать казахстанский патриотизм толерантное отношение друг к другу. Воспитывать на примере из истории своей страны и великих людей Казахстана. Как сказал Н.А. Назарбаев «Наша молодежь должна учиться, овладевать новыми знаниями, обретать новейшие навыки, умело, и эффективно использовать знания и технологии в повседневной жизни. Мы должны для этого создать все возможности, обеспечить самые благоприятные условия».
И применяя на уроках модули Программы для учителей 3 базового уровня, мы воспитаем достойных граждан нашей страны
Использованная литература.
1.Руководство для учителя.