Рефлективный отчет по серии последовательных уроков


Рефлективный отчет по серии последовательных уроков
Приобрести знание - храбрость,
Приумножить их - мудрость,
А умело применять - высшее искусство.
Восточная мудростьЯ проходила курс 3 (базового) уровня в рамках повышения квалификации казахстанских педагогов в новом формате на основе лучшей мировой практики, данная Программа разработана совместно с факультетом образования университета Кембридж (Великобритания). Благодаря данным курсам я поняла, что главную роль на уроке исполняет ученик, а учитель только направляет его действия для успешного самостоятельного обучения.
В школе я работаю уже 20 лет. Мне очень нравится работать в школе. Когда я выбирала свою профессию, понимала, что на мои плечи ляжет очень большая ответственность за будущее детей. Также я понимала, что работать мне придется очень усердно и кропотливо. И сейчас уже проработав в школе достаточно длительное время, я стараюсь работать усердно и продуктивно, также стараюсь достучаться до понимания каждого ребенка, помочь ему получить новые знания. Хотя конечно что-то получается легко, а над чем-то приходится работать плодотворнее.
Придя на курсы и изучив предоставленный материал из «Руководства для учителя», я поняла, что до этого времени моя деятельность была не так интересна и разнообразна. Познакомившись с идеями семи модулей описанных в руководстве, для меня открылись новые возможности в обучении детей. Все, что мы изучили на курсах, мы это делали в своей практике, но как-то формально. Сейчас же я взглянула на свою деятельность новыми глазами.
О своих впечатлениях хочу рассказать в сравнении между тем, что я делала раньше, и как я буду теперь планировать свои уроки.
Если раньше я работала по схеме «учитель - ученик», то сейчас после прохождения курсов поняла что мне нужно пересмотреть свою методику по обучению детей. Начну, наверно, с того, как я готовлюсь к уроку в 7 классе по предмету физика. Раньше особой подготовки я не осуществляла: писала планы, использовала в основном только материалы учебника и материалы из дополнительной литературы, не на всех уроках прибегала к помощи ИКТ.
Сейчас, когда мы изучили идеи семи модулей, подготовка к одному такому уроку занимает у меня очень много времени. Теперь я стараюсь планировать уроки с учетом возрастных особенностей учащихся. Данная программа дает возможность мне раскрыть в ребенке его реальные возможности и пути их развития, для ученика же это эффективный способ получения знаний, развитие навыков и умений. Учитывая возрастные особенности учеников мне удалось активизировать познавательную активность детей, заинтересовать их и в игровой форме разделить на группы. Я использовала метод жеребьевки, игру «Атомы и молекулы», дети в начале удивленно смотрели друг на друга, это было для них ново, но игра есть ирга, скоро все ученики включились в процесс. Деление на группы проходило в соответствии с их способностями: музыкальными, художественными, творческими, ораторскими. Для мотивирования учащихся и для создания коллаборативной среды, я провела тренинг: «Хозяин - домик-землетрясение».

В начале первого урока разделила учеников на пары, методом жеребьевки «Фруктовое ассорти». Ученики поделились по 4 учащихся и сели таким образом, чтобы им было удобно сотрудничать. Я стремилась создать атмосферу для того, чтобы учащиеся сотрудничали, несмотря на личную неприязнь. Конечно, дети хотели оказаться в группе с тем учеником, с которым он дружат ближе или кого знает лучше. Но я им объясняла, что группы на каждом уроке будут разными, то есть «скользящими». В начале всей работы дети сами разработали правила для групп. Сначала им было трудно работать по правилам. Наблюдая за последующими уроками, я заметила, что дети стали соблюдать правила и делали замечание тем, кто нарушал их. Создание атмосферы сотрудничества должно иметь постоянный характер в работе учителя. Так как именно оно определяет основу работы в группах. Наверное, для меня такая форма работы, как работа в группе, стала новым видом работы, потому что в своей прошлой практике я очень редко использовала такой вид работы. В настоящее время, я увидела, что работа в группе позволяет ученикам сблизиться, учит терпимее относиться друг к другу, учит умению слышать и слушать собеседника, что в ходе групповой работы, обсуждая ту или иную проблему, ученики могут прийти к единому мнению. Групповая работа внесла в мои уроки значительные изменения. Во время выполнения заданий в группе дети научились не бояться выражать свои мысли, научились слушать и слышать других.
На своих уроках я всегда использовала диалог. По мнению Александера, беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед (Руководство для учителя стр.145).
В диалоге ученики являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмен мыслями» (Руководство для учителя стр.145). Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования. Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией (или нестандартный способ решения поставленных задач). Критическое мышление помогает каждому ученику формулировать свои идеи, оценки и убеждения независимые от остальных. Каждый думает критически за себя, оно носит индивидуальный характер.
Во время практики в школе я вела наблюдения за 3 учениками, которые имеют уровень подготовки ( с низкой, средней и высокой мотивацией). Дима- очень активен на уроке, быстро реагирует в различных ситуациях, много задает вопросов. Быстро выполнив задание, не теряет интерес, наоборот помогает другим. Где ответы часто бывают обдуманными и последовательными. Айгерим- знает ответ на заданный вопрос, но бывает, что она не уверенна в своих ответах. Не проявляет активности, нет стремления добровольно дать ответ. Юрий- пассивный, неактивный, невнимательный, часто отвлекается, не проявляет интереса на уроке. При прохождении практики я использовала элементы критического мышления. Это позволило вовлечь учащихся в процесс обучения, активизировать их на уроке, повысить познавательный интерес. Раньше на неправильный ответ, я реагировала резко, просто сажала на место, махала рукой, говоря, что ответ его не верен, тем самым занижая его самооценку, то сейчас я учусь выслушивать учеников до конца, давая ему возможность выговориться, и если он допускает ошибку в ответе, не ругаю его, а даю время подумать, перефразировать, может он и сам придет к правильному ответу. Если у ребенка не получается, то доброжелательным тоном говорю ему: «Пока садись, подумай, может быть, ты найдешь ответ на свой вопрос в ответе своих одноклассников» и переориентирую вопрос другому ученику. Еще я узнала о таком умении, как умение держать паузу. Зачастую, я заполняла сложившуюся тишину своим голосом, старалась, чтобы на уроке не было застойных минут. Оказывается, если я хочу услышать голос своих учеников, мне надо учиться владеть собой и дать возможность ученикам свободно излагать свои мысли. Когда такое будет происходить, то ученики сами по цепочке будут включаться в беседу. Также при ответе учащихся стараюсь дать ему время на обдумывание, не стоит торопить ребенка, ведь все дети очень разные и у них разный темп мышления. Кто-то выкрикивает сразу ответ, кому-то надо время, чтобы подумать. Поэтому при выполнении какого- либо задания, нужно четко проговаривать время, чтобы дать всем ученикам обдумать ответ на поставленный вопрос. Как я уже выше упоминала, в своей практике я училась задавать детям вопросы, которые позволяют развивать у них критическое мышление, учат их самостоятельно анализировать, сравнивать и делать выводы. Я увидела, что у многих детей хорошо развита мыслительная деятельность.
Еще существуют такие стереотипы, как «ученик не должен ошибаться», «учитель знает материал лучше ученика» и «результат обучения - оценка». Здесь я могу сказать, что в преодолении этих стереотипов мне помог модуль «оценивание обучения и оценивание для обучения». В процессе оценивания главную роль всегда занимал учитель. Сейчас же процесс оценивания проходит при взаимодействии и учителя, и учеников. Дети, принимая во внимание критерии оценивания, учились оценивать работы других, находить в них сильные и слабые стороны. При самооценивании и взаимооценивании дети были честны и эти виды оценивания им понравились. В качестве формативного оценивания использовался метод «звезда- пожелание», смайлики, метод «Большой палец».

Техники формативного оценивания позволяют мне узнать, насколько мои ученики поняли пройденный материал, на какой стадии они находятся в своем обучении.
А также позволяет определить возможности улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. Оценочной деятельностью занимается не только учитель и не главным образом учитель. Весьма важно делать акцент в этом вопросе так, чтобы учащиеся прочувствовали, что они наравне с учителем имеют право на оценивание своего ответа, и ответа товарища. Они оценивали не только самих себя, но и друзей в группе. На этапе рефлексии каждый ребенок попытался сам оценить свою работу в группе, выбирая необходимый цвет.
Проводя уроки на практике, я в полной мере воспользовалась информационно- коммуникационными технологиями. До практики я редко использовала интерактивную доску, применяя ее лишь для демонстрации слайдов. Изучив модуль «Использование ИКТ на уроках», планируя уроки, я могу использовать интернет ресурсы, где можно найти много полезной и нужной информации, презентации, электронные учебники, электронные тесты, демонстрировать на интерактивной доске видеоролики на различные темы. На своих уроках разрешаю пользоваться сотовыми телефонами, можно использовать его возможности - как секундомер, когда просила ребят засекать время при проведении лабораторных работ; «хранитель времени» в группе засекал время на выполнение задания. Есть много способов использовать телефон, но у нас все еще впереди.
Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что позволило закончить урок на положительной ноте. Я вместе с учащимися подвожу итог урока, дети сообщают о своем отношении к уроку, урок ребятам понравился.
Объясняют, что было нового, что усвоили, пригодится ли это в дальнейшей жизни. Для рефлексии раздала разноцветные сердечки и листики каждому ученику, для того, чтобы определить, что учащиеся поняли, что было не понятным, что было интересным и взять на заметку их предложения. Все ученики выразили свои эмоции на солнышке.

Я считаю, что цели на уроках были достигнуты, дети смогли решить все задания, справились с заданием неплохо. Еще я увидела, что дети работают лучше в группах, могут более успешно самостоятельно регулировать свою деятельность. Отношения между детьми в классе доброжелательные. Ребята стремятся к сотрудничеству. С удовольствием помогают друг другу - поэтому мне очень понравилось использовать работу в группах. Это способствует взаимообогащению знаний. Учащиеся не только развивали умение выражать свою точку зрения, но и оказывали посильную помощь в обучении, что положительно повлияло на мотивацию учащихся, психологический настрой в коллективе и активизацию познавательного интереса ребят. В дальнейшем я буду усовершенствовать свои уроки. Так как после проведения всех вопросов и анкет практически не было времени реализовать свои идеи и помочь ребятам.

Я буду больше проводить индивидуальные беседы с учениками, применять новые методы для понимания материала. Как говорится: «В каждом ребенке спит величайший гений, творец. Работа учителя состоит в том, чтобы разбудить этого Великого спящего», я хочу проявить у каждого ученика индивидуальные особенности, личностные качества, возможности. Благодаря курсам, я поняла суть моей профессии, что от меня требует молодое поколение и что я им должна дать. Ведь давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным. Учитель должен учиться всю свою жизнь.
После окончания серии последовательных уроков дети выразили свои мысли по проведению уроков в виде «Анкеты обратной связи». Им уроки понравились и в дальнейшем они бы хотели, чтобы все уроки проходили так интересно.

Я поняла, что работать «по старинке» это не эффективно ни для меня, ни главное для ребят.
На основе выше изложенного я сделала вывод: что в дальнейшем на своих уроках буду использовать эти методы: Джигсо, «Горячий стул», «Аквариум с золотыми рыбками». Так как это необходимо в нашем обществе, мы должны шагать в одну ногу со временем. Мы как учителя должны помнить о том, что в наших руках жизнь и будущее детей. И именно в школе на уроке перед ребятами должна стоять какая - то проблема, и дети должны находить пути решения этих проблем. Ведь если сейчас наши дети, будут ставить перед собой цель и учиться добиваться ее, то в жизни они будут с легкостью принимать решения. В будущем я знаю, что если проводить уроки по всем семи модулям, то качество обучения будет намного эффективнее.
Конечно все еще пока не в идеале и работать мне придется много, для того чтобы модули данной программы присутствовали в моей практике систематически.
Использованная литература:
Руководство для учителя.