Разработка лингвистического марафона для 5-6 классов


Лингвистический марафон для 5-6 классов
Вступительное слово учителя
Известно, что игра – дело серьёзное. Сегодня мы поиграем, проведём свободное время так, чтобы не только восстановить свои силы, но и эмоционально зарядиться, отдохнуть радостно и одновременно с познавательным приобретением.
         В игре будут состязаться команды по 3 человека 5 «а», 5 «б», 5 «в», 6 «а», 6 «б», 6 «в» классов.
  Итак, мы с вами собрались, чтобы посмеяться, поболеть, просто отдохнуть. Но есть люди, которые  пришли сюда работать. Они любезно согласились взвалить на себя тяжкое бремя ответственности за выставленные оценки. Конечно же, речь идёт о уважаемом жюри.
Задание1 по теме Лексика - Лексическое значение слова.
Что такое лексическое значение слова? (Лексическое значение слова то, что слово обозначает) - В каком словаре можно найти толкование лексического значения слова? (Толкование лексического значения слова можно найти в толковом словаре)
Сейчас вы должны отгадать слова, зная его лексическое значение
1.Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке.  (Азбука)
 2. Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа.  (Вопрос)
3. Вращающаяся модель земного шара с его географическим изображением. (Глобус)
4. Самая низкая учебная отметка.  (Единица)
5. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика.  (Журнал)
 6. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков.  (Звонок)
7. Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом   (Карандаш)
8. Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения. (Линейка)
9. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске.(мел)
10. График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)
11. Чистые листы в обложке.  (Тетрадь)
12. Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах.  (Конфетти)
Задание 2.  (Иностранные слова)
1. Скажите по-китайски «сильный ветер» (Тайфун)
2. Произнесите по-немецки «путешествие» (Рейс)
3. Произнесите по-турецки «простокваша» (Йогурт)
4. Как произносят немцы «огненное творение»? (Фейерверк)
5. Скажите по-английски: «стружка, тонкие кусочки». (Чипсы)
6. Произнесите по-английски «вычислитель». (КомпьютерЗадание3. Одно к трем
Найдите общее определение к каждой «тройке» среди прилагательных, данных ниже.
 1.     Подушка, характер, требования
2.     Друг, ответ, выигрыш (победа)
3.     Старик, вопрос, воображение.
4.     Нитка, тетрадь, работа.
5.     Проспект, архитектор, предложение ( или член предложения)
6.     Знаток, город, перемена.
7.     Дуб, держава, талант.
Прилагательные:
большой, верный, главный, больной, могучий, мягкий, тонкий.
 Правильный ответ.
1.     Подушка, характер, требования. - мягкий
2.     Друг, ответ, выигрыш.                  - верный
3.     Старик, вопрос, воображение.     - больной
4.     Нитка, тетрадь, работа.                 - тонкий
5.     Проспект, архитектор, предложение (или член предложения) - главный
6.     Знаток, город, перемена.               - большой
7.     Дуб, держава, талант.                    – могучий
Задание 4. Антонимы.
Что такое антонимы? (Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие   противоположное лексическое значение.)
1. Синяя бейсболка (Красная шапочка)
2. Кубик (колобок)
3. Комар-пискун (Муха-цокотуха)
4. Один дистрофик (Три толстяка)
5. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)
6. Ведьма Малиновой деревни (Волшебник Изумрудного города)
7. Черносажка и пять великанов (Белоснежка и семь гномов)
8. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)
9. Континент мусора (Остров сокровищ10.Король Хохотун (Царевна Несмеяна)
11.Мышка – домоседка. (Лягушка – путешественница)
12.Собачья конура. (Кошкин дом)
13.Солнечный принц. (Снежная королева)
14.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством )До лысины дожил, а ума не нажил.
За одного битого двух небитых дают. Звону много, да толку мало.
Как верёвочка не вьётся, а конец найдётся Каковы дела, такова и слава. Где лад, там и клад
 
Задание 5. Пословицы. Подобрать начало к пословицам.
…драки не бывает …только подпоясаться …нет и науки
…век учись …а деньги для беды …а мыши найдутся
 
Бедному одеться… Без муки… Без шума…
Береги хлеб для еды… Был бы хлеб… Век живи…
                            Правильный ответ
Бедному одеться -только подпоясаться Без муки нет и науки Без шума драки не бывает
Береги хлеб для еды, а деньги для беды Был бы хлеб, а мыши будут. Век живи, век учись
 
…а ума не нажил …двух небитых дают …да толку мало
…а конец найдётся …такова и слава …там и клад
   
Как верёвочка не вьётся… Где лад… Каковы дела…
До лысины дожил..За одного битого… Звону много…