Методические рекомендации по исследованию по биологии по теме Развитие органического мира (10 класс).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПРОВЕДЕНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПО БИОЛОГИИ
Тема «Развитие органического мира».

Цель: научиться составлять индивидуальный план исследования биологических систем, моделей (аквариум); анализировать и оценивать различные гипотезы; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для грамотного оформления результатов биологических исследований.
Содержание:
Исследование это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Этапы научного исследования.
1. Постановка проблемы, цели и задач исследования.
Исходя из сути проблемы, формулируется цель исследования. Цель это
ожидаемый результат исследования. В соответствии с целью формулируются задачи исследования. В задачах исследования указываются основные этапы работы, которых, как правило, три:
1) теоретический анализ проблемы исследования; 2) оформление гипотез решений проблемы в теоретическую модель; 3) практическая проверка теоретической модели и ее коррекция.
2. Выбор методов исследования.
Выбор методов исследования определяется поставленными задачами. Для выполнения каждой задачи следует тщательно продумать и выбрать теоретические и (или) практические методы.
К теоретическим методам относятся: сравнительный анализ информации из научной литературы, моделирование, системный анализ, методика решения противоречий, конструирование и проектирование.
К практическим методам исследования относятся: наблюдение, измерение, анкетирование, интервью, тестирование, беседа, метод рейтинга (определение значимости объекта, деятельности какой-либо личности или события путем использования специальной шкалы оценок), метод независимых характеристик (составление письменной характеристики объекта, личности или события большим количеством людей независимо друг от друга), эксперимент.
3. Теоретический анализ проблемы.
Абсолютное большинство научных проблем не являются объективно новыми.
Поэтому первый этап теоретического анализа это изучение и анализ научной и научно-популярной литературы.
На втором этапе теоретического анализа выполняется решение проблемы с помощью методов диалектической логики и формулирования гипотез.
На третьем этапе теоретического анализа сравниваются решения проблемы, полученные в процессе анализа научной литературы, и гипотезы, полученные при проведении диалектического анализа.
4. Практическая проверка теоретической модели.
Практическая проверка теоретической модели включает в себя, как правило,
следующие три группы операций:
а) практическая проверка теоретической модели с помощью экспериментов и ее коррекция. Исследователю следует помнить, что критерием истины является практика, а именно экспериментальная проверка полученных теоретических положений.
Планируя проведение экспериментов, следует придерживаться следующих правил: 1) максимальное исключение из опыта факторов, которые могут помешать его проведению или исказить результаты; 2) многократное повторение опытов; 3) сравнение результатов опыта с результатами в контрольном опыте, т. е. в отсутствие фактора, действие которого исследуется, или в стандартных условиях;4) возможные отрицательные последствия для участников опыта должны просчитываться заранее; 5) положительный результат опытов это достижение устойчивых (воспроизводимых) положительных результатов в большинстве опытов; б) социометрия это изучение мнений различных людей об экспериментальной системе с помощью бесед, анкетирования, интервью, методов рейтинга и независимых характеристик, тестов; в) математический анализ результатов экспериментов и социометрии предполагает построение графиков, диаграмм, составление уравнений, а также определение коэффициентов изменений полезных функций.
5. Составление выводов и предложений.
Этот этап исследования включает в себя следующие две части:
а) констатирующая часть, в которой составляются обобщенные выводы по каждой части работы;
б) прогнозирующая часть, в которой формулируются предложения по
дальнейшим исследованиям изучаемой системы.

Срок выполнения: 2 часа.
Формат выполнения: подготовка работы исследования.
Критерии оценки: выполнение всех этапов исследования (см.выше).

Контроль выполнения: защита проведенного исследования.

Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся показывает верное
понимание сущности рассматриваемых явлений и
закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование
основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет
чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает
рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при
выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым
и ранее изученным материалом по курсу биологии, а также с материалом,
усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к
ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых
примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других
предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов
и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если обучающийся правильно понимает
сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются
отдельные пробелы в усвоении вопросов курса биологии, не препятствующие
дальнейшему усвоению программного материала;
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более
одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух – трех негрубых
ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять
недочетов.
Оценка 2 ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и
умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше
ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на
один из поставленных вопросов.
Литература:
Сухорукова, «Изучение современной эволюционной теории в X-XI классах».
Войткевич Г.В., «Развитие жизни на земле (краткий очерк».
«Химия и жизнь», 1993, №1, Шрейдер Ю., «Эволюция и сотворение мира».
«Химия и жизнь», 1993, №12, Корочкин, «Эволюционная теория: драма в биологии».
«Химия и жизнь», 1997, №1, Травин А., «Этюды по теории и практике. Отбор».
«Химия и жизнь», 1997, №3, Травин А., «Этюды по теории и практике эволюции. Гены добрые, гены злые».
«Студенческий меридиан», 1997, №4, «Рост -двигатель эволюции».
«Энциклопедия для детей», 1994, Издание №2, Изд-во «Аванта+».
Татаринов, «Суждение палеонтолога об эволюции».

Интернет источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]