Урок-зачет по геометрии в 7 классе Начальные геометрические сведения


Конспект открытого урока по геометрии в 7 классе.
Тема урока: «Начальные геометрические сведения».
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: урок-зачет.
Оборудование: карточки-билеты с теоретической и практической частью, карточки с оценочными таблицами.
Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, групповые.
Цель: Обобщение, систематизация и проверка усвоения знаний, умений и навыков по теме.
Задачи (обучающие, развивающие, воспитательные):
Проверить усвоение учащимися теоретического материала по теме;
Развивать память, логику мышления, культуру речи, геометрическую интуицию;
Формировать навыки культуры чертежа у учащихся;
Воспитывать критическое отношение к себе и к товарищам при разборе ответов и при выставлении оценок в группах.
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент
(5 мин) Учитель объявляет тему и цель урока. Делит класс на 5 групп, назначая каждой группе руководителя – сильного ученика. Руководители групп выходят к доске, получают конверты с заданиями и инструктаж проведения зачета.
Опрос (25 мин)
Опрос (5 - 7 мин)
Учитель контролирует работу в каждой группе, оценивает степень доверия учащихся друг другу.
Учитель оценивает ответы руководителей. Каждый ученик в группе получает карточку с вариантом, где есть теоретическая и практическая часть.
В течение 15 минут учащиеся пишут ответы на вопросы в карточке.
Затем по очереди начинают отвечать на свои теоретические вопросы в группе, руководитель оценивает и заносит результаты в таблицу каждого ученика.
Если возникают трудности с ответом на вопрос, участники группы обсуждают его вместе.
После ответа всех участников, руководители групп отвечают по очереди у доски на вопросы, от участников чужих групп.
Подведение итогов Учитель объявляет результаты устного опроса. Итоги практической части будут известны на следующе уроке. Руководители групп сдают учителю карточки своих участников с теоретической и практической частью. А также оценочные таблицы ребят.
Оценочная ведомость учащихся
№ Фамилия, имя Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Оценка теория Задание 5 Задание 6 Задание 7 Оценка практика
1 2 3 4 5 6 Теоретическая часть 1 вариант
1. Сформулируйте определения:
1) отрезка; 2) биссектрисы угла; 3) вертикальных углов; 4) свойства смежных углов.
2. Вставьте пропущенное(ые) слово(а) :
1) Через …………………………. можно провести прямую и только одну.2) Если обе стороны угла лежат на одной прямой, то угол называется ……….…..3) Когда луч делит угол на два угла, то градусная мера всего угла равна ………...4) Две пересекающиеся прямые называются …………………….…. , если при пересечении они образуют четыре прямых угла.5) Закончите свойство вертикальных углов: вертикальные углы ……………….….
3. Ответьте «да» или «нет» :1) Две непересекающиеся прямые могут иметь одну общую точку.2) Величина угла может выражаться отрицательным числом .3) Сумма двух углов, у которых одна сторона общая, равна 180 градусов. Всегда ли эти углы будут смежными?4) Если один из вертикальных углов равен 28 градусов, то другой тоже 28 градусов.
4. Ответьте на вопросы:
1) Отрезок ХУ пересекает прямую а , а отрезок ХМ не пересекает эту прямую. Пересекает ли прямую а отрезок УМ ?2) Острым, тупым или прямым будет угол, смежный с углом в 45 градусов?3) Один из четырёх углов, получившихся при пересечении двух прямых равен 140 градусов. Чему равны остальные углы?
Практическая часть
1 вариант
Решите следующие задачи.
Три точки С, Т, Р лежат на одной прямой. Известно, что СТ = 7см; ТР = 4см; СР = 11см. Может ли точка Р лежать между точками С и Т ? Сделайте чертёж. Ответ объясните.
Углы АОВ и ВОС – смежные. ОМ – биссектриса угла АОВ; угол АОМ = 70 градусов. Найдите угол МОС. Сделайте чертёж.
Сумма двух углов, образовавшихся при пересечении двух прямых, равна 210 градусов. Найдите каждый из образовавшихся углов. Сделайте чертёж.
Теоретическая часть
2 вариант
1. Сформулируйте определения:
1) луча;; 2) перпендикулярных прямых; 3) смежных углов; 4) свойства вертикальных углов.
2. Вставьте пропущенное(ые) слово(а):
1) Две прямые могут иметь ……….. общую точку или ……… общих точек вообще.2) Два луча, исходящих из одной точки, называют …………. угла, а точку – вершиной угла.3) Длина отрезка равна ………………. , на которые он разбивается любой его точкой.4) Два угла называются …….., если стороны одного угла являются продолжениями сторон другого.5) Закончите свойство смежных углов: сумма смежных углов равна…………………..
3. Ответьте «да» или «нет»:
1) Две геометрические фигуры называются равными, если их можно совместить наложением.2) Длина отрезка может выражаться отрицательным числом.3) Два смежных угла могут быть оба тупыми.4) Если один из смежных углов равен 140 градусов, то другой равен 40 градусов.
4. Ответьте на вопросы:
1) Точка С лежит на отрезке РМ. Какая из точек С, Р, М лежит между двумя другими?2) Точка С лежит на отрезке АВ. АС = 4см, АВ = 9см. Какова длина отрезка ВС?3) Один из вертикальных углов равен 75 градусов. Чему равен другой?
Практическая часть
2 вариант
Решите следующие задачи.
Три точки А, В, С лежат на одной прямой. Известно, что АВ = 17см; ВС = 11см. Найдите длину АС, если известно, что точка С лежит между точками А и В. Сделайте чертёж.
Углы МВО и ОВК – смежные. ВЕ – биссектриса угла ОВК; угол МВО = 130 градусов. Найдите угол ОВЕ. Сделайте чертёж. 3. Построить прямую а. Точки А,В,С лежат на прямой а, точки Н и Р не лежат на прямой а, отрезок НР пересекает прямую а в точке В. Сделайте чертеж.
Теоретическая часть 3 вариант
1. Сформулируйте определения:
1) угла; 2) перпендикулярных прямых; 3) равных фигур; 4) свойства смежных углов.
2. Вставьте пропущенное(ые) слово(а) :
1) Часть прямой, ограниченная двумя точками, называется….. 2) Через ……………………….. можно провести прямую и только одну.3) Развернутый угол равен……….4) Две пересекающиеся прямые называются ……………………. , если при пересечении они образуют четыре прямых угла.5) Равные углы имеют равные …………………………….……..….
3. Ответьте «да» или «нет» :1) Угол меньше 180◦ называется тупым. 2) Величина угла может выражаться отрицательным числом .3) Прямая обозначается двумя маленькими латинскими буквами 4) Если один из вертикальных углов равен 35 градусов, то другой тоже 35 градусов.
4. Ответьте на вопросы:
1) Отрезок АВ пересекает прямую а , а отрезок АС не пересекает эту прямую. Пересекает ли прямую а отрезок СВ ?2)Один из углов, образованных при пересечении двух прямых,- прямой. Какими будут остальные углы:1)острые и прямой;2)тупые и прямой; 3)прямые; 4)невозможно определить.3) Острым, тупым или прямым будет угол, смежный с углом в 60 градусов?4) Один из четырёх углов, получившихся при пересечении двух прямых равен 140 градусов. Чему равны остальные углы?
Практическая часть
3 вариант
Решите следующие задачи.
Построить прямую а. Отметить точки А, В, С лежащие на этой прямой, и точки К, М – не лежащие на прямой. Определить пересекаются ли прямая а и отрезок КМ.
Построить смежные углы. Обозначить их.
При пересечении двух прямых образовался угол равный 50 градусам. Найти - чему равны остальные углы. Изобразить на чертеже. Теоретическая часть
4 вариант
1. Сформулируйте определения:
1) биссектрисы угла; 2) середины отрезка; 3) луча; 4) свойства смежных углов;
2. Вставьте пропущенное(ые) слово(а):
1) Прямые, при пересечении образующие углы 90◦, называют…………………….2) Равные углы – это…………………………………………………………………..3) Если сумма двух углов равна 180◦, то эти углы....................…………………………. 4) Два угла называются …….., если стороны одного угла являются продолжениями сторон другого.5) Если точка С делит отрезок АВ на две равные части, то……………………………..
3. Ответьте «да» или «нет»:
1) Отрезок это прямая, имеющая начало и конец. 2) Две геометрические фигуры называются равными, если их можно совместить наложением. 3) Два смежных угла могут быть оба острыми.4) Если один из смежных углов равен 120 градусов, то другой равен 60 градусов.
4. Ответьте на вопросы:
1) Точка А лежит на отрезке РТ. Какая из точек А, Т, Р лежит между двумя другими? 2) Точка Х лежит на отрезке НМ. НХ = 5см, НМ = 11см. Какова длина отрезка МХ?3) Один из вертикальных углов равен 150 градусов. Чему равен другой?4) Один из смежных углов равен 130 градусов. Чему равен ругой?
Практическая часть
4 вариант
Решите следующие задачи.
Перпендикулярные прямые АВ и СД пересекаются в точке О. Луч ОТ – биссектриса угла АОД. Точка М принадлежит отрезку ОД, точка К принадлежит отрезку ОВ. Изобразить на чертеже.
При пересечении двух прямых образовались вертикальные углы, один из которых равен 50 градусов. Чему равны остальные три угла. Показать на чертеже.
На прямой а лежат точки А, В, С, Д, Е. Сколько отрезков образовалось. Перечислить их.
Теоретическая часть 5 вариант
1. Сформулируйте определения:
1) отрезка; 2) луча; 3) вертикальных углов; 4) свойства смежных углов.
2. Вставьте пропущенное(ые) слово(а) :
1) Прямые, при пересечении образующие углы 90 ◦, называют………….. 2) Если каждая из двух прямых перпендикулярна третьей прямой, то………………….. 3) Развернутый угол равен………………………………………………..4) Луч – это часть прямой,………………………………………………………………… 5) Равные углы имеют равные …………………………….……..………………………..
3. Ответьте «да» или «нет» :1) Если смежные углы равны, то они прямые. 2) Сумма вертикальных углов равна 180◦.3) Угол называется прямым, если обе его стороны лежат на одном луче. 4) Если один из вертикальных углов равен 75 градусов, то другой тоже 75 градусов.
4. Ответьте на вопросы:
1) Точка А лежит на луче ВС. Как еще можно назвать этот луч?2) Точка М – середина отрезка АВ. АМ=10. Чему равен отрезок ВМ? 3) Острым, тупым или прямым будет угол, смежный с углом в 90 градусов?4) Какую фигуру образуют два луча, исходящих из одной точки? Как называются элементы этой фигуры.
Практическая часть
5 вариант
Решите следующие задачи.
Сколько точек пересечения могут иметь три прямые? Рассмотреть все возможные случаи.
На прямой а отмечены точки С,Д и Е так, что СД = 6 см, ДЕ= 8см. Какой может быть длина отрезка СЕ?
При пересечении двух прямых образовался угол равный 70 градусам. Найти - чему равны остальные углы. Изобразить на чертеже.
Теоретическая часть
6 вариант
1. Сформулируйте определения:
1)биссектрисы; 2)смежных углов; 3) середины отрезка; 4) свойства вертикальных углов;
2. Вставьте пропущенное(ые) слово(а):
1) Угол называют острым, если его градусная мера…………………….2) Равные отрезки имеют …………………………………………………………………..3) Из двух углов меньший тот, который…………….....................…………………………. 4) Если смежные углы равны, то их градусные меры………………………………………5) Если два луча исходят из одной точки, то они образуют……………………………..
3. Ответьте «да» или «нет»:
1)Биссектриса это луч, который делит стороны угла пополам. 2) Если ЕТ – биссектриса угла, то вершиной этого угла будет точка Е. 3) Два смежных угла могут быть оба тупыми.4) Через две точки можно провести только одну прямую.
4. Ответьте на вопросы:
1) Сколько прямых можно провести через одну точку? 2) Луч ОВ проходит между лучами ОК и ОМ. Угол КОМ равен 120 градусов, угол КОВ равен 30 градусов. Чему равен угол МОВ? 3) Один из вертикальных углов равен 20 градусов. Чему равен другой?4) Один из смежных углов в два раза больше другого. Чему равны эти углы?
Практическая часть
6 вариант
Решите следующие задачи.
1. Начертите прямую АВ. Луч МК не пересекает эту прямую, а отрезок СЕ пересекает прямую АВ. 2. Начертить острый, прямой, тупой, развернутый углы. Обозначить их и записать. 3. Изобразите три луча, исходящих з одной точки. Назовите все образовавшиеся углы.