Урок русского языка по теме : «Собственные и нарицательные имена существительные». 2 класс


Тема урока : «Собственные и нарицательные имена сущиствительные».
Цель урока : Познакомить детей с новыми терминами - существительные собственные и нарицательные. Научить различать имена собственные и нарицательные; активизировать навык употребления заглавной буквы при написании имен собственных; обобщить все известные учащимся способы употребления заглавной буквы; развивать логическое мышление учащихся.
Ход урока :Организационный момент
На уроке не болтать,
Время даром не терять.
Надо многому учиться.
Это в жизни пригодится.
Готовность детей к уроку.
Минутка каллиграфии
Откроем тетради запишем сегодняшнее число, классная работа.
А как правильно надо сидеть за партой? Подвиньте поближе стульчик, выпрямите спинку, положите тетрадь с наклоном.
Запишем
Г Б А О Л Ю
С каждой буквой запишите любое имя.
Как вы будете записывать имена.
Правильно имена ,фамилии ,отчества пишутся с большой буквы.
Подчеркните заглавную букву в словах.
Словарная работа
Знакомство со словом ОТЕЦ
Запись в тетрадь нового словарного слова
Запишите с красной строки слово “отец” до конца строчки. Поставьте ударение. Выделите орфограмму.
Придумайте предложение с этим словом ,и запишите самостоятельно в тетрадь
Актуализация опорных знаний .- Что такое имя существительное ?- Что называет имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Как определить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?
(Приведите примеры. Назовите по цепочки девочки одушевлённые , мальчики неодушевлённые имена существительные).
Отгадайте загадку :ЭКОНОМНЫЙ ОЧЕНЬ КОТ
В ПРОСТОКВАШИНО ЖИВЕТ
ЛЮБИТ ТАК ХОДИТЬ В ТЕЛЬНЯШКЕ
НУ,И КТО ГЕРОЙ МУЛЬТЯШЕК?
- Матроскин – это что?
-Ребята , с какой буквы мы с вами запишем кличку кота ?
- Подчеркните заглавную букву в кличке животного.
- Продолжите фразу:
Дядя Федор, Матроскин, Шарик жили в деревне …..
Подчеркните в предложении все заглавные буквы.
Почему название деревни записали с заглавной буквы.
Ребята тема нашего урока это собственные и нарицательные имена существительные.
Наша цель урока сегодня научится различать собственные и нарицательные имена существительные.
VI. Изучение нового материала
Постановка проблемы
Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что на конверте вот такая запись.
КУДА: орел,
ул. красная, 5
КОМУ: остапенко соне.
Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, красная – это улица или цвет, Остапенко Соня – это фамилия и имя).- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.)
- Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?
- Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?
Давайте откроем учебник на с 52 и повторим правило.
Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться.
Здравствуй, соня! Привет тебе из Донецка! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок ! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.
Давайте найдём ошибки ,и исправим их.
Выполнение задание с коментированием .V Физкультминутка
Повторяем движения за словами:
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Работа по учебнику с 51 упражнение 87 (Устно)
Задание
Мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя, брат, сестра.
- задайте вопрос к слова?
-являются данные слова именами существительными собственными.
-подберите к словам собственное имя существительное.
- подчеркните заглавную букву.
- составьте и запишите предложение с любыми именами существительными.
Что такое нарицательные имена сущиствительные.?
С 53 прочитайте правило.
Работа по учебнику с 53 упражнения 90
- какое слово в каждой строчке лишнее? Почему?
-Спишите, вставляя пропущенные буквы.
VI. Закрепление.
Самостоятельная работа.
Напишите свое неполное и полное имя, а также ласковую форму своего имени.
Например Ира, Ирина, Ирочка.
VII.Итог урока
Что такое собственные имена существительные?
Приведите пример.
Что такое нарицательные имена существительные?
Приведите пример.
VIII. Домашнее задание
С 54 повторить правила. Упражнение 92
Записать как звали богатырей земли Русской.
Подошел наш урок к концу, Все были молодцы! Урок закончен!