Тринадцатый подвиг Геракла Образы детей в рассказе Ф.Искандера Тринадцатый подвиг Геракла. 6 класс


Урок литературы по теме "Образы детей в рассказе Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла". 6 класс
Учитель: Кузнецова Л. И.
Изучению творчества Фазиля Искандера в школе отводится сравнительно скромное место.
Передо мной стал вопрос: как провести урок, в котором через художественно – выразительные средства, раскрыть образы главных героев.
Урок по изучению творчества писателя спланирован так, чтобы вызвать интерес к его произведениям, сделан упор на то, что проблемы, поднимаемые писателем, очень актуальны и для нашего времени.
Это второй урок в 6 классе по творчеству Фазиля Искандера из раздела «Писатели улыбаются». Он посвящён анализу текста и работой со средствами для создания комического, настраивает на создание своего юмористического рассказа.
На первом уроке ребята познакомились с биографией писателя, с его творчеством и прочитали рассказ.
Домашнее задание к уроку: найти и отметить в книге эпизоды для характеристики героев-детей.
Урок литературы в 6-м классе
Тема: «Образы детей в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Тип урока: урок-презентация с элементами исследования.
Вид урока: традиционный.
Методы ведения урока: частично-поисковый, словесный, проблемный, путь анализа литературного произведения исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальный, индивидуальный, в группах.
Цели:
Единая дидактическая цель: создать условия для усвоения темы урока
Образовательные:
раскрыть характеры детей;
природу смешного в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», показать особенности стиля писателя;
Развивающие:
совершенствовать навыки анализа художественного текста, активизация мыслительной деятельности учащихся;
продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся;
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучаемому предмету, продолжить формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство юмора.
Теория литературы
Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Сатира ( лат.satira – буквенная смесь, всякая всячина) – высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. Высмеивая зло, писатель-сатирик утверждает добро.
Ирония (гр. Eironeia –притворство, насмешка) – выражение насмешки. Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение: «Он даёт знать, что само появление такого ученика – редчайший праздник для нашего класса и лично для него».
Комические эпизоды, гипербола, сравнение, неожиданность, метафора, градация, смешные выражения.
План урока
№ Этап урока Время
1 Оргмомент2 Тема урока 3 Цели урока 2 мин
4 Д/з 1 мин
5 Работа над темой урока
1. Лови ошибку
2.Работа в группах
3. Презентация
4. Чтение по ролям 2 мин
10 мин
18 мин
5 мин
6 Рефлексия 2 мин
Ход урока
I. Оргмомент1. Вступительное слово учителя.
Друзья мои! Я очень радаВойти в ваш светлый класс.И для меня уже наградаВниманье ваших умных глаз.
2. Эмоциональный настрой
Для начала послушаем музыку. (Звучит музыка из «Ералаша»)
– Я смотрю, вы заулыбались? Что вызвало вашу улыбку? (Это музыка из тележурнала «Ералаш» и, наверное, вы вспомнили смешные забавные истории.)
– Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни – будь то забавный случай, чей – то рассказ или литературное произведение.
Произведения, которые вызывают наш смех, улыбку называются в литературе юмористическими.
II. Тема нашего урока «Детские образы в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла и средства их создания», и мы увидим, что основное средство их создания – юмор. (1 слайд)
III.Целеполагание: На уроке мы поработаем со средствами создания смешного, мы их запишем в тетрадь, потому что дома постараемся написать смешной случай с использованием некоторых из этих средств.
IV. Домашнее задание: откройте, пожалуйста, дневники, на вторник запишите задание: написать небольшое сочинение «Смешной случай из моей жизни». В классе при озвучивании работ назовите средства создания смешного.
V. Работа над темой урока. Анализ художественного текста.
– Перед нами рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». И в начале работы с текстом, я бы хотела проверить знание его вами с помощью игры «Лови ошибку». Возьмите в руки сигнальные карточки: зелёным цветом вы будете соглашаться с истиной моих высказываний, красным цветом показывать ошибочность.
1. Лови ошибку
1. События рассказа происходят в школе для мальчиков.+
2. Харлампий Диогенович учитель математики +
3 Он по происхождению был грузин-
4. Стадион находился рядом со школой +
5. В классе стояла образцовая тишина, потому что Х. Д. ругал нарушителей порядка.-
6. Х. Д. списанную работу высмеивал +
7. У учителя математики были любимчики-
8. Главный герой испугался, что его вызовут решать задачу к доске.+
9. Главный герой сходил за врачом и пригласил её на урок -
10. Мальчик не боялся прививок, так как был маляриком. +
11. Учитель догадался, кто сорвал урок +
12. Х. Д. виновника вызвал к директору.-
13. Мальчик на всю жизнь запомнил этот урок+
Подведение итогов (похвалить тех, кто был активен). Самооценка в листок.
2. Работа в группах (2 слайд)
-Мы проверили знание текста, а теперь посмотрим, как вы поработаете в группах по характеристике детей.
Цель: Проверим подготовку д/з. Обсудите в группах ту информацию, которую вы нашли дома, работая с текстом. Найдите в группе отвечающего. Послушайте его ответ. Посигнальте о готовности светофорчиком. Времени для подготовки 5 минут. Когда время подготовки выйдет, работу в группах прекращаем, слушаем отвечающих, запоминаем информацию, сравниваем её со своей, подготовленной дома, оцениваем отвечающего. Регламент выступления представителя группы 1 - 2 минуты.
Первая группа сделает вывод по образу Шурика Авдеенко.
Вторая группа проделает такую же работу по образу Сахарова.
Третья группа по образу Адольфа Комарова.
Четвёртая группа 3 человека для подготовки чтения по ролям
Шурик Авдеенко Отличник Сахаров Адольф Комаров
Загорелое угрюмое лицо;
Показывая мощные усилия ума и воли;
Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом;
Длинный, нескладный самый мрачный человек в классе.
Чёрный лебедь (сравнение) Умное добросовестное лицо;
Во время смеха не перестал быть отличником; (ирония) – Опрятный, худой и тихий;
Привычка держать руки на промокашке;
Считался способным троечником;
Волосы светлые;
Веснушки.
Его редко ругали, но ещё реже хвалили.
Адольф стал Аликом.
Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.
Оценивание в листке самоконтроля.
3. Презентация. Работа со средствами создания комического
-Откройте тетради, запишите число. Подзаголовок «Средства создания комического»
Возвращаемся к нашей презентации.
Цель: Работаем с заданиями в процессе просмотра презентации, не забываем записывать в тетради средства создания комического.
Слайд №3. -Прослушайте эпизод из текста. Показался ли он вам смешным? Чем?
Слайд №4, 5 Комическое, разновидности комического.
Слайд №6.Кто это? Сахаров
Слайд №7 Кто это? Комаров
Слайд №8 Гипербола
Слайд № 9 Кто это? Авдеенко
Слайд №10 Сравнение
- Ребята, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)
Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие, поскольку о себе человек рассказывает сам.
- Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее задание)
– К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы избежать наказания?
Слайд №11 Футбол
Слайд №12 Неожиданность
Слайд №13 Перед уроком
Слайд №14 Переживания главного героя
Слайд №15, 16, 17, 18 Тринадцатый подвиг Геракла. Во имя чего герой-мальчик совершил его?
– Смог избежать герой наказания? (Нет.)
Попробуем убедиться в этом, обратившись к тексту:
4. Чтение по ролям
1. Прочитаем по ролям эпизод на стр. 181-183
Отметим эпизод со слов «Я почувствовал..» стр.181-183 «…записал в свой блокнотик.»
- Какие роли отметим?
Автор –
Харлампий Диогенович –
Мальчик (главный герой) –
Оценка чтения
2. Класс ждёт расплаты, давайте проследим состояние героя:
Слайд №19 Состояние главного героя
Состояние главного героя Слайд № 21 Реакция класса
В воздухе запахло какой-то опасностью.
Захлопнулся маленький капканчик.
Сердце моё с размаху влепилось в спину.
Голос мой подымается прямо из живота.
Казнь
От ужаса и отвращения.
Звонок – погребальный колокол.
Какой троп помогает ярче описать состояние героя?
Слайд № 20 метафора.
Слайд №23 Средства создания смешного обобщение теоретического материала. Найдите недостающее звено Смотрел на меня и ждал
Ждал, что я буду проваливаться
Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее
Сдерживал хихиканья
Смеялся
Хохотал
Обратите внимание на подчёркнутые слова.
Что вы заметили. С каждым разом смех становится сильнее.
Автор использует градацию.
Слайд № 22 Градация
Слайд № 24. Обобщающая схема
Слайд № 25, 26 Урок на всю жизнь.
Вывод: Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть.
– Какой урок извлёк герой?
Ответы учащихся.
(Герой перестал обманывать, выполняет домашнюю работу. Самооценка в листке.
VI. Рефлексия.
– Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашего диалога? (Относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем)Самооценка.
– Урок окончен. Как вы оценили свой труд на уроке?