Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению для 1 класса по системе Перспективная начальная школа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1 класса составлена с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), на основе Примерной программы начального образования по "_Литературному чтению" (2010 г.) и авторской программы ____начального общего образования и концепции системы " Перспективная начальная школа"

Цель курса –воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели. Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства. Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

Задачи курса:
1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Программа 1 класса предполагает плавный переход от «азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетнокомпозиционных особенностях докучной и кумулятивной сказок. кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. на материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как созвучных словах, находящихся в конце строчек; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса "Литературное чтение" в __1__ классах отведено _4__часа в неделю в предметной области (филология) федерального компонента учебного плана. Рабочая программа разработана на 40 часов (34 учебные недели).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

В процессе реализации программы по "Литературному чтению" предполагаются различные виды (по дидактическим целям – указаны в развернутом тематическом планировании) и все возможные формы (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) организации учебного процесса, а также следующие контрольные работы.


НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ
ФОРМА КОНТРОЛЯ

1
Выявление дошкольного уровня умения читать

устно

2
Проверка техники чтения на момент окончания
I полугодия

устно

3

Проверка техники чтения на момент окончания
периода обучения грамоте

устно

4
Проверка техники чтения на момент окончания
учебного года

устно


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Курс "Литературное чтение" для 1 класса состоит из 4 разделов.


№ п/п
Наименование
раздела
Содержание
Количество часов

1
" Виды речевой и читательской деятельности"
Умение воспринимать на слух и удерживать в памяти короткий текст, прочитанный учителем. Умение понимать смысл короткого текста, воспринятого на слух. Формирование навыков чтения на основе аналитикосинтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм с предварительным (в случае необходимости) подчеркиванием случаев расхождения произношения и написания слов. Чтение отдельных предложений из текстов с интонационным выделением знаков препинания. создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью. Чтение по ролям, чтение по цепочке. Чтение про себя коротких маркированных в тексте фрагментов текста. Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя. Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой ответ новым содержанием. стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении. Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практическиигровой характер малых жанров фольклора. Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Формирование библиографической культуры. Формирование умения находить в книге страницу «содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.
10

2
"Литературоведческая пропедевтика"
Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка. средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки). средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы. жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. смысл заглавия. сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. стихотворение. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.
10

3
"Элементы творческой деятельности учащихся"
Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств мимики, движений, жестов (чтение вслух закличек, небылиц, колыбельных песенок, шуточных авторских стихов). сравнительный анализ текстов малых фольклорных жанров и музейных иллюстраций к этим текстам с выражением эмоционального отношенияV° к ним. Чтение по ролям шуточных авторских стихотворений и маркированных отрывков из прозаических произведений. сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора (заклички, докучной сказки, колыбельной песенки).
10

4
"Круг чтения"
Малые жанры фольклора: прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички. Русские народные сказки Докучные сказки: «сказка про белого бычка», «сказка про сороку и рака». кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «теремок»*, «три медведя»*, «Маша и медведь»*. Русские писатели и поэты: Л. толстой «косточка»*; М. Горький «Воробьишко». современная русская и зарубежная литература Поэзия а. Барто, Д. Хармс, тим. собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, и. Пивоварова, В. Лунин, и. токмакова, с. козлов, а. Дмитриев, а. Усачев, е. Благинина, М. Бородицкая, а. кушнер, с. Черный, с. Маршак*, Дж. Ривз. Проза н. носов «Приключения незнайки» (отрывок); Г. Остер «Эхо»; с. Воронин «необыкновенная ромашка»; Ю. коваль «Полет»*, «снегири и коты»*, «Береза»; Д. Биссет «шшшшш!»*, «Бац»*, «Под ковром»; н. Друк «сказка»; Б. Заходер «серая звездочка»*.

10

Итого
40


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В прилагаемом развернутом календарно-тематическом планировании использованы следующие специальные сокращения.

Типы уроков по дидактическим целям

Условное обозначение
Расшифровка

1
В
вводный

2
Н
изучение нового материала

3
К
комбинированный с поэтапным закреплением

4
КС
комбинированный синтетический (с применением новых знаний и умений в нестандартной ситуации)

5
ОБ
обобщающий

6
ИТ
подведение итогов

7
КОР
коррекция знаний и умений


Виды универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:
Становление внутренней позиции школьника
Адекватная мотивация учебной деятельности
Ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации

Регулятивные УУД:
Принятие и сохранение учебной задачи
Планирование действий в соответствии с поставленными задачами, прогнозирование результата
Реализация плана решения учебной задачи
Само- и взаимоконтроль и оценка выполненных действий
Корректировка своей деятельности, саморегуляция

Познавательные УУД:
Восприятие и анализ сообщений (текстов)
Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем
Использование логических действий и операций, включая общие приемы решения задач

Коммуникативные УУД:
Умение учитывать позицию собеседника
Организация и осуществление сотрудничества с учителями и сверстниками
Адекватное восприятие, передача информации, отображение предметного содержания и условий деятельности в речи
Календарь учебных недель на 2015 – 2016 учебный год

ЧЕТВЕРТЬ

УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ
ДАТЫ





I
1
01.09 – 04.09*


2
07.09 – 11.09


3
14.09 – 18.09


4
21.09 – 25.09


5
28.09 – 02.10


6
05.10 – 09.10


7
12.10 – 16.10


8
19.10 – 23.10


9
26.10 – 30.10




II
1
09.11 – 13.11


2
16.11 – 20.11


3
23.11 – 27.11


4
30.11 – 04.12


5
07.12 – 11.12


6
14.12 – 18.12


7
21.12 – 31.12**





III
1
11.01 – 15.01


2
18.01 – 22.01


3
25.01 – 29.01


4
01.02 – 05.02


5
08.02 – 12.02


6
15.02 – 19.02


7
22.02 – 26.02


8
29.02 – 04.03


9
07.03 – 11.03*


10
14.03 – 18.03




IV
1
28.03 – 01.04


2
04.04 – 08.04


3
11.04 – 15.04


4
18.04 – 22.04


5
25.04 – 29.04


6
03.05 – 06.05*


7
10.05 – 13.05*


8
16.05 – 25.05 + 30.05**


* Неполная учебная неделя
** Учебные недели, выходящие за пределы календарных

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ и Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическая литература:
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия. М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1 – 4-е изд., М.: Просвещение, 2010. – 400 с. – (Стандарты второго поколения).

Интернет-ресурсы
- www.festival.1september.ru (газета «1 сентября»);
- http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов);
- www.uroki.ru (поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе);
- http://nachalka.info/about/193 (презентации уроков «Начальная школа»);
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (официальный сайт системы РО Л.В. Занкова);
- dik.academic.ru (Большой энциклопедический словарь);
- 2012edukids.ru (Электронная энциклопедия для школьников);
- www.km.ru/ed (учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»);
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия);
http://infourok.ru/user/trofimova-anastasiya-viktorovna;
http://infourok.ru/user/bagunc-aleksandra-petrovna

Наглядные пособия
1. Портреты писателей.
2. Репродукции картин.

Информационно-коммуникативные средства
1. Литературное чтение. 1 класс. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. – ООО «ЭКЗАМЕН» (CD).
2. Литературное чтение. 2 класс. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. – ООО «ЭКЗАМЕН» (CD).
3. Литературное чтение. 3 класс. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. – ООО «ЭКЗАМЕН» (CD).
4. Литературное чтение. 4 класс. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. – ООО «ЭКЗАМЕН» (CD).
5. Обучение грамоте. 1 класс. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. – ООО «ЭКЗАМЕН» (CD).

Учебно-практическое оборудование
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором магнитов.
2. Пробковая доска с набором креплений.
3. Шкаф для хранения пособий.

Технические средства обучения
1. Магнитофон.
2. Ноутбук.
3. Мультимедийный проектор.
4. Экран проекционный (с интерактивной поверхностью).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
и СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
К концу 1-го года обучения в области общих учебных действий обучающиеся научатся:
ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных
обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные
строчки и слова на странице и развороте; находить в специально
выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;
работать с двумя источниками информации (учебной книгой
и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хре-
стоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника
и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раз-
дел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: распределять работу между со-
бой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаи-
мопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения,
двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной
из них.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся
получат возможность научиться:
понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.




Контрольно-измерительные материалы и система оценивания прилагаются.



СОГЛАСОВАНО
Протокол
Методического совета
МАОУ «Школы № 5»
29.08.2015 г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР

_____________________

28.08.2015 г.












Рабочие программы НШ 2015/2016


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




 
·