Пояснительная записка к рабочей программе по математике Моро и др. Школа России


МАТЕМАТИКА
Начало формы
Конец формы
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе ФГОС начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Моро М.И, УМК «Школа России», М.Просвещение, 2011г.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Основными целями начального обучения математике являются:
*Математическое развитие младших школьников.
*Формирование системы начальных математических знаний.
* Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Общая характеристика курса
Рабочая программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Место курса в учебном плане
На изучение математики во 2 классе начальной школы отводится 4 ч в неделю,136 часов в год.
В программу включены следующие разделы: Нумерация-16 часов. Сложение и вычитание-70 часов. Умножение и деление-39 часов. Итоговое повторение-11 часов.
Структура содержания учебного материала
Период обучения Количество часов Проверочные и контрольные работы
1 четверть 36 К. работ – 3, пр. работ - 1
2 четверть 28 К. работ - 3, пр. работ - 1
3 четверть 40 К. работ - 2, пр. работ - 2
4 четверть 32 К. работ – 2, пр. работ – 1, тестирование - 1
Итого 136, 4 часа в неделю К. работ – 10, пр. работ – 5, тестирование - 1
Методы и приёмы обучения: метод устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация и демонстрация при устном изложении изучаемого материала;
Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником, решение задач, выражений, неравенств в парах, под руководством учителя, в группах;
Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, практические задания, самостоятельное выполнение заданий в классе и дома;
Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос, выставление поурочного балла, контрольные. проверочные работы, тесты, проверка домашних работ.
Результаты изучения курса
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
—Уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия.
 — Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.
 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Система оценивания
1. Использование учителем вербально – качественного оценивания;
2. Критериальное оценивание;
3. Защита индивидуальных и групповых проектов;
4. Самостоятельные работы, тесты, комплексные работы за 1,2.полугодие;
5. Итоговая четвертная оценка выставляется на основании пяти и более оценок за устные ответы + письменные работы.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
название и последовательность чисел от 1 до 100;
названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие им случаи вычитания;
правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
названия и обозначение действий умножения и деления ,таблицу умножения на 2, 3.
Обучающиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных – письменно;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
 УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1.Моро М.И. и др. Математика. Рабочие программы.
2. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник. 2класс. В 2ч., М. Просвещение,2012.
3.Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 2 класс. М. Просвещение,2012.
4.Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике Москва «ВАКО»2013.
5.Набор предметных картинок, набор счётных палочек.
6.Наборное полотно.
7.Демонстрационная оцифрованная линейка, треугольник.
8.Набор геометрических фигур.
9.Таблицы и схемы кратких записей к задачам.