Исследовательская работа на тему История церкви села Подлесное


Тема: «История церкви села Подлесное»
«Благочестивые наши предки не могли
жить без храма – он был так же
необходим для души народа, как дом и пища
для его телесного существования»
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Православную церковь можно приметить везде с первого взгляда. Ее вид отличается от обычных зданий. Строгая торжественная прелесть и особенная грация линий, светлая, радостная окраска строения, а высоко вверху сверкают золотом, отражая небесный свет, нарядные купола. Обычно церковь ставили на возвышенное место, чтобы отовсюду она была видна, чтобы далеко-далеко разносился звон колоколов, или, как говорят верующие, была ближе к Богу. «Архитектуру часто называют музыкой в камне или застывшей музыкой. Возможно, эти слова возникли именно тогда, когда человек глядел на прекрасный, величественный храм».
На Руси всегда строили церкви на средства прихожан, на средства частных лиц и государства. Особый рассвет строительства церквей на Руси наступил в начале 19 века. Тяжелые времена, смутные предчувствия так и просили наитии успокоения. И оно приходило, это успокоение в церкви. После Октябрьской революции наступили тяжелые, трагические времена для верующих. Под лозунгом «Религия – опиум народа» новая власть стала закрывать церкви. Храмы стали разрушаться, а все их добро бессердечно грабилось. Колокола отправляли на переплавку, большее количество икон сожгли. Здания церквей стали занимать под клубы, склады и другие помещения. В настоящее время идет возрождение церковной культуры. Много храмов восстанавливается, много строится. Государство помогает идее церкви.
Я хочу рассказать об утраченном Христорождественском храме в селе Подлесное.
640080334899000Первая деревянная церковь в селе Подлесном была построена в 1652- 1654 году во имя Живоначальной Троицы, но ее уничтожили – по какой причине неизвестно. Вторая и последняя церковь Рождества Христова в селе Подлесное была построена на средства дворянина Алексея Кандалова в 1771 году. Храм представлял тип «Восьмерик на четверике» - 8-угольное сооружение ставилось на 4-угольное основание. Великолепный каменный Христорождественский храм — редкого у нас образца архитектуры барокко с отступлениями от православных канонов. Дело в том, что престол в алтаре храма был утвержден не на столбах, а на четырех резных вызолоченных скульптурных изображениях человека, льва, орла и тельца — зодиакальных знаках четырех Евангелистов. Отличался храм выразительностью архитектурного облика, четкостью объемного строя, массивностью основных форм, увенчанных изящными главками. Все составные части церкви: храм с апсидой (алтарный выступ), трапезная (западная отапливаемая пристройка к церкви, в которой осуществлялось богослужение в зимние время) и колокольня (трёхъярусная) последовательно примыкали друг к другу. Храм и трапезная были прямоугольные. Общие габариты церкви Рождества Христова: 40×12 м.
Храм был перекрыт сомкнутым сводом. Трапезная также не имела столбов и была перекрыта цилиндрическим сводом. В основании трехъярусной колокольни - четыре мощных столба. Храм и колокольня завершались небольшими граненными луковичными главами на глухих восьмигранных барабанах. Апсида состояла из двух объемов: прямоугольного и полукруглого в плане, и перекрытых, соответственно, цилиндрическим сводом и конхой.
Декор четверика храма: неширокие рустованные пилястры (лепные украшения) по углам, вертикальные полосы руста в простенках, профилированный раскрепованный по углам карниз, переходящий у основания восьмерика храма в декоративные закомары. Над окнами расположены прямоугольные филенчатые ниши, а над входом – овальные проемы.
Углы восьмерика храма обработаны неширокими пилястрами на высоких цоколях, несущих профилированный карниз. Ярусы колокольни также украшены узкими пилястрами и раскрепованными по углам карнизами.
Оконные и входные проемы четверика и восьмерика храма арочные, имелись узкие обрамления и украшены контурными узорными наличниками из лекального кирпича. Прямоугольные окна апсиды декорированы профилированными сандриками лучковой формы. В окнах вставлены кованые металлические решетки.
Между рядами кладки стен заложены металлические штыри. Нижний ярус колокольни имел деревянное оштукатуренное перекрытие. На полу церкви - каменные плиты.
«После закрытия церкви в 1924 году в ее здании располагалось зернохранилище»,- вспоминает один из старейших жителей села Исаев Павел Никифорович. Он же сообщил, что, после начала Великой Отечественной войны с церкви сняли колокол и увезли. По всей видимости, на переплавку для нужд армии. Никакого кладбища, где были бы захоронения, вокруг церкви не было. Однако все упорно говорили о фамильном склепе семьи Миницких, который находился, якобы, под церковью. Постепенно под правым углом церкви земля стала обваливаться. Но никто ничего там не обнаружил. Хотя и изысканий никаких не велось. После закрытия церковь начала разрушаться, но продержалась еще несколько десятилетий.
В 1974 году в селе работала комиссия во главе с архитектором Л.И. Аникиной, которая составила паспорт Церкви Рождества Христова как памятника архитектуры. Есть описание памятника, техническое состояние, учетная карточка и фотографии.
Было сделано заключение об аварийном состоянии здания.
Церковь Рождества Христова просуществовала до середины 70-80 гг. прошлого века (весны 1977 года), пока один из местных руководителей не дал указание снести церковь бульдозером на глазах местных жителей. Однако сделать это с первого раза не получилось - тросы лопнули, а здание церкви продолжало стоять. Но следующая попытка была более удачной - раздался сильный грохот, все вокруг было окутано пылью. Когда пыль рассеялась, то все увидели, что церковь разрушена. Кресты увезли на местное кладбище и поставили их на вновь возведенную часовенку. А кирпич пошел на ремонт дорог в селе. Место, где стояла церковь разравняли тракторами, и устроили там танцплощадку. При выравнивании территории, по воспоминаниям местных жителей, бульдозер зацепил могильные плиты и даже были вытащены кости на поверхность, но потом все это очень быстро спрятали назад, в землю.   Осталось единственное небольшое здание церковной кельи, где сейчас расположена местная ветлечебница.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в нашей стране как никогда остро стоит проблема нравственного и духовного возрождения общества, поиска национальной идеи. Во всем мире, во всех странах существуют свои исторически сложившиеся традиции, вероисповедания; жизнь общества строится на определенных моральных нормах. Мы же все это разрушили за несколько десятилетий. Мы дали разрушить наши храмы и надругаться над святынями Земли Русской, мы спокойно наблюдали за тем, как атеисты кощунствовали над мощами святых угодников, над святыми иконами, над подвижниками веры православной, над православными праздниками. Утрата национальных традиций, отказ от семейных укладов привели к утрате связи поколений. Бездуховность общества, психологическая опустошенность порождают высказывания о том, что у русского народа нет будущего. Как один из способов выживания можно принять обращение к собственной истории, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах жизни русского народа. И сейчас как никогда актуально обращение молодого поколения к истории, к прошлому своей страны, с целью возрождения духовности, веры, нравственности.
В каждый храм, при построеньи, Бог по Ангелу дает,
И находится в служеньи в новом храме Ангел тот.
Он, бесплотный и незримый до скончанья века тут,
И, крылом его хранимы, люди Богу воздают.
И молитвы, и обряды, и причастий благодать -
Под его небесным взглядом, хоть его и не видать.
Даже если храм разрушен-кирпичи да лебеда,
Воли Божией послушен, Ангел будет здесь всегда.
И на месте поруганья, где безбожник храм крушил,
Слышно тихое рыданье чистой ангельской души.
И в мороз, и в дождь, и в слякоть, все грядущие года,
Будет бедный Ангел плакать, вплоть до Страшного Суда.
Н. Мельников "Русский крест":