Урок истории по теме: Петр I. Россия на рубеже веков.


Тема: «Петр I. Россия на рубеже веков» §13.
Цели: познакомить учащихся с личностью Петра I, научить давать характеристику Петру I на основе данных учебника и икт; научить объяснять приход к власти Петра I; дать им представление о роли личности в истории; роль и значение Великого посольства для оформления первых проектов реформ; давать оценку Азовским походам, Великому посольству Петра I;объяснять понятия лавра, брандер.
Оборудование: учебник История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М., 2014; ноутбук, проектор, интерактивная доска, атласы, настенная карта «Российская империя в XVIII в.», раздаточный материал, презентация; видеофильм «Первый император России».Персоналии: Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич, Пётр I, Софья Алексеевна, Иван Алексеевич, Нарышкины, Милославские, Ф. Я. Лефорт.
Ключевые понятия: лавра, брандер.
Даты и события: 1672 г.—рождение Петра Алексеевича; 1682—1689 гг. — правление царевны Софьи; 1689—1725 гг. — самостоятельное царствование Петра I.
План
I.Проверка Д/з.II.Изучение новой темы.1. Детство Петра.
2. Двоецарствие. Царевна Софья.
3. Начало царствованияПетра.
4. Азовские походы.
5. Великое посольство 1697—1698 гг.
Проблема: можно ли по первым годам царствования Петра I определить направления внутренней политики нового русского царя, определить связь внутренней политики Петра I с его предшественниками.
Ход урока
I.Орг-ый момент. Приветствие. Отметка присутствующих. Подготовка класса к уроку.(1мин.)
II.Проверка Д/з. (10 мин).Работа с карточками (6 человек – графическая индивидуальная работа на местах).
КАРТОЧКА 1
1.Дайте определение понятию регентство, абсолютная монархия.
2. Дайте характеристику историческому деятелю С. Полоцкому.
КАРТОЧКА 2.
1.Запишите схему родословной «Первые Романовы».
КАРТОЧКА 3.
Найдите по карте и запишите
1.хронологию маршрутов походов С. Разина;
2.территорию, отошедшую к Россию по Андрусовскому перемирию;
3.хронологию маршрутов походов С. Дежнева, В. Пояркова, Е. Хабарова.
КАРТОЧКА 4
Установите соответствие
1.Русско-польская война. Андрусовское перемирие.
2.Крымские походы.
3Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольников.
4.Медный бунт.
5.Принятие Соборного уложения.
6.Царствование Алексея Михайловича.
7.Царствование Михаила Романова.
8.Царство Федора Алексеевича.
1.1676-1682. 2. 1645-1676. 3. 1649. 4.1666-1667. 5.1654-1667. 6.1613-1645. 7.1662. 8. 1687-1689.
КАРТОЧКА 5
1.Расскажите о Немецкой слободе от имени её жителя.
КАРТОЧКА 6.
1.Покажите, какое влияние оказал С. Полоцкий на детей Алексея Михайловича.
2. Обоснуйте важность реформ Ордина-Нащокина.
Фронтальный опрос:
1.Сформулируйте, чем было вызвано и в чём проявилось усиление западного влияния на Россию в XVII в.?
2.В чем вы видите прогрессивную роль СимеонаПолоцкого?
3.Какие меры А. Л. Ордина-Нащокина вы считаете главными и почему?
4.Какие реформаторские замыслы были у В.В. Голицына? Почему они так и остались нереализованными?
5.Что предлагал сделать для объединения славян Ю. Крижанич?
III.Изучение новой темы (28 мин).Создание проблемной ситуации.
–Ребята, вы слышали о такой личности как Петр Великий? –Почему он стал выдающимся деятелем?-Предположите ассоциации, которые у вас возникают с именем и деятельностью Петра I. Рассматривая яблоню, к каждому яблоку подберите ассоциацию. (реформы, бритье бород, музей, солдатик, пушка, кораблик, мануфактура, календарь, арабские цифры, гражданский шрифт, и т.д.).(Слайд 2-13).
Задание: у доски предположить и распределить по критериям новый раздаточный материал.
Ученик распределяет новые термины и персоналии:
Табель о рангах-
Флот-
Ассамблея-
Подушная подать-
Гвардия-
Синод-
Коллегии-
Сенат-
«Потешные»-
Рекрутская повинность-
Кунсткамера-
Петр I (1689-1725 гг.)
Софья Алексеевна
Иван Алексеевич
Алексей Михайлович
Патрик Гордон
Карстен Брандт
Франц ТиммерманФранц Лефорт
А. Д. Меньшиков
Ф. М. Апраксин
Ф. А. Головин
Г. И. Головкин
Ф. Ю. Ромодановский
К. А. Булавин
П. И. ЯгужинскийКарл XI
-Предположите на какие вопросы нам предстоит ответить. Что вы узнаете? Чему вы должны научиться. -Я узнаю…-Я научусь. (Слайд 15-16).
1.Как вы думаете, можно ли по первым годам царствования Петра I определить направления внутренней политики нового русского царя? 2. Определить связь его внутренней политики с политикой его предшественников.(Слайд 17).
Поиск решения проблемы.
1.Работа с фрагментом видеофильма, раскрывающего особенности формирования Петра I. Беседа.
Вопросы для учащихся: 1. Какие главные черты вы бы отметили в воспитании и обучении царевича Петра? 2. Какие события отразились на его личности, взглядах, убеждениях? 3. Чем его обучение и воспитание отличалось от воспитания старших братьев и сестры? 4. Какие личные качества отличали Петра от его сводного брата Ивана? 5.Какую роль сыграла в период двоецарствия царевна Софья?(Слайд 19).
Работа по составлению характеристики. (Петр I– русский царь, годы жизни 1672-1725 гг. Младший сын царя А.М. от второго брака с Н. К. Нарышкиной.Формально правил с 1682 г. вместе с братом Иваном при регентстве сестры Софьи. В 1689 г. женится на Е. Лопухиной, что означает возможность правления без участия Софьи, которая в том же году будет отстранена от власти. С. 1696 г. после смерти брата Ивана – самостоятельный полноправный правитель (единодержавие)).(Слайд 20).
2,3.Работа с текстом учебника. С.112-113.
Вопросы: 1. Какое значение, на ваш взгляд, имели военные игры Петра? 2. Как вы думаете, как к его занятиямотносилась царевна Софья?(Слайд 21).
Запись на доске и в тетради:
1682—1689 гг. — правление царевны Софьи. Троевластие.
Работа с новыми понятиями. С. 117. Лавра, брандер. (Слайд 22).
4.Учащимся предлагается вспомнить о целях и итогах Крымских походов В. В. Голицына.
Работа с материалом учебника, с настенной картой и атласом. С. 113-115.
Вопросы и задания: 1. Определите причины неудачи первого похода под Азов в 1695 г. 2. Какие меры предпринял Петр, чтобы подготовить более успешный второй Азовский поход? Выпишите в тетрадь даты Азовских походов. 3. Какое значение имело для развития государствавзятие Азова? 4. Как эти события повлияли на взаимоотношения России с Крымским ханством и Турцией? (Слайд 23).
5.Сообщение учителя.
Учитель рассказывает о Великом посольстве 1697—1698 гг. Дату европейской поездки учащиеся записываютв тетрадь. Задание: по ходу объяснения вопроса определите цели и итоги поездки царя Петра I за границу. Работа с текстом учебника. С. 115-116.
Посольство было снаряжено в Европу с целью найти союзников в борьбе с Турцией и укрепить связи с европейскими дворами. В. О. Ключевский пишет, что «Великое посольство со своей многочисленной свитой подприкрытием дипломатического поручения было одной из снаряжавшихся тогда в Москве экспедиций на Западе целью все нужное там высмотреть, вызнать, перенятьевропейское мастерство, сманить европейского мастера».Царь посетил Голландию, Англию и некоторые другие европейские страны, познакомился с образом жизнизападных народов и увидел разницу между Европой и Россией того времени. В. О. Ключевский в своих лекцияхтак описывает пребывание русского царя в Европе: «Петрпостоянно в движении, осматривает всевозможные редкости и достопримечательности, фабрики, заводы,кунсткамеры, госпитали, воспитательные дома, военныеи торговые суда, влезает на обсерваторию, принимает усебя или посещает иноземцев, ездит к корабельным мастерам. Проработав четыре месяца в Голландии, Петр узнал, “что подобает доброму плотнику знать”, но, недовольный слабостью голландских мастеров в теории кораблестроения, в начале 1698 г. едет в Англию для изучения процветавшей там корабельной архитектуры… раз заглянули в парламент. Сохранилось особое сказание об этом“скрытном” посещении, очевидно, Верхней палаты, где Петр видел короля на троне и всех вельмож королевства на скамьях. Выслушав прения с переводчиком, Петр сказал своим русским спутникам: “Весело слушать, когда подданные открыто говорят своему государю правду; вот чему надо учиться у англичан”».
Вопросы: 1. Как вы думаете, почему Петр I так и нестал «учиться у англичан» и не ввел в России представительных органов власти, где бы подданные могли сказать правду государю? 2. Как вы думаете, почему Петр I в составе посольства находился под именем бомбардира Петра Михайлова и не посетил Европу как русский царь?(Слайд 24).
Работа по картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».
- Какому событию посвящена картина?–Опишите событие. (Слайд 25).
Закрепление материала
1. Какие главные черты вы бы отметили в воспитании и обучении царевича Петра? 2. Какие события отразились на его личности, взглядах, убеждениях? 3. Чем его обучение и воспитание отличалось от воспитания старших братьев и сестры? 4. Какие личные качества отличали Петра отего сводного брата Ивана? 5. Какую роль сыграла в период двоецарствия царевна Софья? 6. Как вы можете оценить её деятельность на посту правительницы страны? 7. Чем можно объяснить детский интерес Петра к иноземцам? 8. Какой образ жизни вёл Пётр в селе Преображенском? Чем его занятия отличались отобычных забав царских детей? 9. В какой обстановке начиналось самостоятельное правление Петра? 10. Какой опыт извлёк Пётр из Азовских походов? 11. Для чего было организовано Великое посольство? Каков был главный итог его деятельности? Совпадалли он с намеченными целями?(Слайд 26).
Выводы. Пётр I приехал из Европы с твёрдым намерением добиться преодоления Россией отставания от Запада. Для этого, по его убеждению, следовало реформировать российское общество. Борьба за выход к берегам Балтики рассматривалась Петром I как обязательное условие укрепления связей с Западной Европой.(Слайд 27).
Выражение решения проблемы. Учащиеся делают вывод о том, что политика Петра I имела исторические предпосылки, потому что Ордин-Нащокин выступал за расширение экономических и культурных связей со странами Европы, предложил ввести рекрутскую повинность. Голицын принимал указы, вводившие европейские формы быта. Эти предпосылки определили направленность деятельности Петра I. Но была нужна обусловленность исторического появления преобразователя. Можно по первым годам царствования Петра I предположить направления внутренней политики нового русского царя
Рефлексия. Я узнал… Я научился…Меня удивило… Меня поразило… (Слайд 28).
Домашнее задание: § 13 пересказывать, с.116-117 вопросы и задания к нему. (Слайд 1).(1 мин.)