Культура и цивилизация: понятие, многообразие, формы.

Методическая разработка урока:
Культура и цивилизация: понятие, многообразие, формы.

Учебное занятие согласно рабочей программе и календарно-тематическому плану.

Цель урока:
1. Рассмотреть изменение понятий «цивилизация» и «культура» в истории философской мысли.
2. Рассмотреть формы и разновидности культуры, особенности молодежной субкультуры.
3. Расширить представление студентов о молодежной субкультуре, воспитывать толерантное отношение к представителям разных молодежных субкультур.
4. Способствовать умению сопоставления и анализирования материала, а также воспроизведение выводов по изученному материалу.
5. Развивать коммуникативные навыки при работе в группах

Тип занятия: урок систематизации и обобщения знаний.
Приемы и методы: дискуссия, показ презентаций, подготовленная студентами.
Опережающее задание: работа студентов в группах - подготовка презентаций по молодежной субкультуре. Цель: раскрыть «+» и «-» различных молодежных субкультур, выразить свое отношение к представителям различных молодежных движений. Контроль знаний: ответы студентов на поставленные вопросы, составление сравнительной характеристики молодежных движений.
Межпредметные связи: история, обществознание, экономика, социальная психология, литература.
Распределение времени на основные этапы урока:

Организационный момент
Актуализация знаний
Работа студентов
Закрепление материала
Домашнее задание

2
15
55
15
3


Ход урока:
Слайд 1.
План урока, постановка целей урока.
Слайды 2-6
Понятие «культура» в социальной философии. (от античности до философии ХХ века, русская философия).
Слайд 7.
Формы культуры
Слайд 8, 9.
Элитарная и массовая культура.
Работа студентов: вспоминают из курса обществознания характеристики культур.
Слайд 10.
Записывают в конспект свои ответы:
- основные характеристики массовой культуры;
- цели и задачи массовой культуры;
- средства выражения.
Слайд 11, 12.
Разновидности культуры:
Культура в социологии – система норм, ценностей, символов, присущих данному обществу и передаваемых из поколения в поколение. Также термин «культура» используют для характеристики образа жизни данного сообщества. Но культура общества – не монолитное целое, а составляющее многообразие субкультур. Современная молодежь по-разному воспринимает окружающий мир. Их интересы, взгляды, стили и образ жизни отличаются от общепринятых норм. Объединяясь по интересам, они образуют культуру в культуре, свою субкультуру. Одни считают, что они несут вред, разрушения и бездуховность, другие оценивают субкультуры как эксперимент, где испытываются стили жизни и моды, новые жизненные ценности. Сейчас нам предстоит познакомиться с подготовленными вами презентациями, где вы не только раскроете особенности той или иной субкультуры, но и дадите им свою оценку.

Работа студентов: 4 группы выступающих – 4 презентации (4*10 мин). По 5 минут вопросы к группе выступающих, обсуждение = 55 минут.
1. Ролевики, толкиенисты, геймеры. (презентация студентов прилагается)
РОЛЕВИКИ - неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Ролевое движение выделяют и как хобби, и как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка (этнические и психоделические мотивы), своя литература (в основном фэнтези) Будучи сосредоточенными в конкретном времени, они не проявляют особой активности в политических и социальных вопросах.
Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы, мастер-классы.
В России впервые такие конвенты стали проводиться в Казани с 1991 года. Впоследствии подобные конвенты стали проводиться во многих городах России и ближнего зарубежья.
ВИДЫ: Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкинистов, хардболистов, страйкболистов и пейнтболистов.
Исторические реконструкторы
Каждый уходит от реальности своими способами. Кто в компьютерные игры, кто в лес, кто на воссоздание поле битвы. Историческая реконструкция  воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. В исторической реконструкции есть множество направлений, в том числе и спортивное. В нашей стране существует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивные турниры. Также существуют мероприятия государственного значения (например реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы в России или реконструкция Грюнвальдской битвы заграницей).
В современной России историческая реконструкция стала невероятно массовым и популярным увлечением. Здесь можно встретить кого угодно – от студента до владельца международной корпорации. Объединяет их подлинный интерес к истории, который заставляет реконструкторов скрупулезно восстанавливать внешний облик и образ жизни представителей выбранной ими эпохи. Они сами шьют все костюмы, изготовляют снаряжение, палатки и мебель, сами готовят себе еду по историческим рецептам. Эта огромная работа, одновременно научная, исследовательская и практическая.
Для гостей фестиваль – уникальная возможность в доступной форме получить массу новых сведений о жизни давно ушедшей эпохе, что гораздо интереснее посещения музея или чтения ученых трактатов. А между тем многие участники в эрудиции не уступят профессиональным историкам.
2. Байкеры, спортивные фанаты, роллеры.
3. мажоры, рейверы.
4. Хакеры, юзеры.
Постановка проблемы: почему молодежь формирует свою культуру? Назовите основные причины возникновения молодежных субкультур.
Возможные ответы:
Кризис общества, семьи;
Перекос в нравственных идеалах и ценностях общества;
Плохая организация досуга, спорта. (Здоровый образ жизни – что это?)
Социальная несправедливость;
Потребности молодежи заявить о себе и др.
Дополнительно:
Анкетирование по теме урока:
Были ли вы знакомы с молодежными субкультурами раньше?
Какие самые известные направления в молодежной субкультуре?
Стали бы вы членом группировки при их наличии в вашем районе?
Что вас больше всего привлекает в молодежной субкультуре?
Хотели бы вы расширить свои знания об этих или других направлениях субкультур?

Список литературы:
1. Маршак А.л. Общая социология. – Ростов н)Дону, Феникс, 2004 г.
2. Минюшев Ф.И. Социология культуры – Академический проспект, 2004.
3. Молодежная культура и ценности будущего /Отв. ред. А.Г. Козлова, М.С. Гаврилова. СПб, 2001.
4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 1995.
5. Социология молодежи: Учебник / отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб, 2006
6. Социальная философия/ Пол ред. Н.В. Лавриненко, М., 1995.




































Приложение 1














Диаграмма 1Диаграмма 315