Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по истории Интеллектуально – познавательная игра «Знатоки истории Казахстана»


РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
ЕКІБАСТҰЗ ГУМАНИТАРЛЫҚ-ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ
ЕКИБАСТУЗСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по истории
Интеллектуально – познавательная игра
«Знатоки истории Казахстана»
Выполнил(а): преподаватель
общественных дисциплин Набеева В.П.
Екібастұз, 2017 ж.
Экибастуз, 2017г.
Интеллектуально – познавательная игра
«Знатоки истории Казахстана»
(На экране ) Наши знания – Независимость
Наша цель – мир и благоденствие
В этом мире есть лишь одна Родина
Это – Казахстан!
Н.А.Назарбаев
Цель:
- систематизация и контроль знаний учащихся по дисциплине «История Казахстана»;
- в активной игровой форме повторить и закрепить изученный на уроках материал;
- активизировать интеллектуальную деятельность учащихся в ходе соревнования;
- формирование умений логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения;
- развивать творческие способности учащихся;
- в ходе игры воспитывать чувство товарищества, долга, умение работать в команде, уважения к соперникам.
Задачи:
- научить владеть полученной суммой знаний, применяя их в нестандартных ситуациях. Повышение эрудиции. Развитие навыков работы со справочной литературой. Развитие культуры речи. Развитие логической культуры. Выработка аналитических навыков. Приобретение навыков саморазвития. Прививать интерес к познавательной деятельности;
- реализация нравственных, политико – правовых ориентиров, отражающих общечеловеческие ценности;
- воспитывать суверенную личность гражданина – патриота;
- воспитание гуманизма, миролюбия;
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, вопросы «Блиц – турнира», шкатулки, исторические портреты, кюй Курмангазы «Адай», макеты юрт, звездочки.
План проведения мероприятия:
« Пословицы народа Казахстана»
Вопросы «Блиц – тура»
«Что находится в шкатулке»
«Да - нетка»
«Узнай историческую личность»
«Ораторский»
Слайды: Юрта, кюй Курмангазы «Адай».
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые жюри, команды и многочисленные болельщики! Фото президента РК Н.А.Назарбаева
Ведущий: Сегодняшнее мероприятие мы начнем словами Н.А.Назарбаева из книги
«В потоке историй» : «Почему мы изучаем историю и придаем ей особое значение?
Ведущий: Потому, что гражданин независимого Казахстана должен мысленно пропустить через себя исторические пути развития своей страны в толще веков и продумать круг вопросов: Кем были вчера? Кем являемся сегодня? Кем будем завтра?
Ведущий: Потому, что каждый гражданин должен понять, что история его народа, его страны не уступает любой другой.
Ведущий: Потому, что каждый гражданин, углубляясь в историю, должен стать достойным продолжателем своих предков, оставивших ему в наследство такую огромную и богатую землю»
Слайды видов Казахстана. кюй Курмангазы «Адай
Ведущий:
Есть страна, где предки и потомки
В разных измерениях живут.
Ход времен часы не остановят,
Ту страну «Историей зовут».
Ведущий: Сегодня у нас будут соперничать 2 команды, которые становятся хозяевами «Синей юрты» и «Зеленой юрты». ( на столе стоят макеты юрт)
Ведущий: Летом на джайлау аул часто совершал небольшие перекочевки.
Ведущий: И мы, играющие, посетим эти стоянки, на которых нас ждут конкурсы и задания.
Ведущий: Приглашаем команды «Синей юрты» и «Зеленой юрты».
Ведущий: Давайте пожелаем им удачи и поддержим аплодисментами!
Ведущий: Представляем наше грозное жюри, которое будет оценивать игру.
Ведущий : Жюри, как видите, у нас достойно уваженья!
Ведущий:
Им приходилось – и не раз – оценивать сраженья! (представление жюри)
1________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
4.________________________________________________________________
Ведущий: Жюри мы доверяем – судьбу команд вручаем!
Слайды с видами Казахстана. кюй Курмангазы «Адай».
Ведущий: (обращаясь к болельщикам)
Болельщиков предупреждаем,
Что встреча будет горяча!
И им от всей души желаем
Болеть без вызова врача!
Ведущий: Самое прекрасное на свете – Родина.
Ведущий: У каждого человека есть своя Родина.
Ведущий: И каждый любит ее. Любит место, где он родился и живет.
Ведущий: Любит свой родной язык, танцы, книги.
Ведущий: Без Родины и без своего народа человек не может жить.
Ведущий: Сегодня мы говорим о нашей стране.
Ведущий: Есть в истории даты, которые поневоле заставляют оглянуться назад и не только для того, чтобы вспомнить прошлое, но и для того, чтобы понять будущее.
Ведущий: Казахстанский народ, как и любой другой, имеет свои традиции, культуру, искусство.
Ведущий: Я думаю, ребята знают казахские пословицы и поговорки.
Ведущий: Сегодня мы их проверим.
Слайды с видами Казахстана. кюй Курмангазы «Адай».
Конкурс № 1. « Пословицы народа Казахстана»
Командам раздаются карточки с пословицами:
Ведущий: У казахского народа также, как и русского, имеется много однотипных пословиц.
Ведущий: Вам предлагаются казахские пословицы, а вы называете аналогичные по смыслу русские.
Команда «Синяя юрта»
Если друг твой – человек плохой, это значит – ты сам такой. (Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты).
Двум людям можно потесниться, и третий может поместиться. (В тесноте, да не в обиде.).
Хоть ты друга нового найдешь, старый друг по-прежнему хорош (Старый друг лучше новых двух).
Саранчи бояться – хлеба не есть. (Волка бояться в лес не ходить).
От дурного жеребца табуну покоя нет. ( От дурной головы ногам покоя нет.)
Дело покоряется тому, кто его любит. (Дело мастера боится).
Команда «Зеленая юрта»
1. Где нет фруктов, там и свекла сойдет за апельсин. (на безрыбье и рак рыба)
2. В каждой семье есть своя черная овца. ( в семье не без урода).
Леди, покидающая автомобиль, убыстряет его скорость. ( баба с возу – кобыле легче).
Тот не заблудится , кто спрашивает (язык до Киева доведет)
Свою лысину три года не замечает. ( в своем глазу не видят и бревно, в чужом видят и соринку).
Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок (тише едешь – дальше будешь).
Ведущий: Команды выполняют задание 3 – 4 мин. , а пока игра со зрителями.
Игра со зрителями.
Ведущий: Пословицы для зрителей, за каждый правильный ответ , учащийся получает звездочка)
- От Родины веет теплом, а от чужбины – ( холодом.)
- Если дружба велика, значит Родина - …( сильна.)
- Одна у человека мать одна и - …( Родина)
- Тот герой, кто за Родину …(горой)
- Родину предать – заживо себя …(закопать)
- И лук сладок, как мед, если на родине …(растет)
- Хороша всякая земля, а лучше всех земля …(своя).
- Для Родины своей …( сил не жалей).
Ведущий: Время истекло. Команды озвучивают свои ответы.
Конкурс № 2. Вопросы «Блиц – тура» .
Слайды с видами Казахстана.
кюй Курмангазы «Адай».
? ( одновременно, на экране вопросы дублируются.)
Ведущий: Следующий конкурс: Мы задает вопросы игрокам ---команд.
Ведущий: Та команда, которая первой сможет дать правильный ответ, предварительно подняв свою отличительную карточку, получает одно очко.
Ведущий: Если команда отвечает неверно, то она лишается права отвечать на этот же вопрос второй раз.
Вопросы «Блиц – тура»
(проводится в быстром темпе «вопрос – ответ» Если участник одной команды неправильно отвечает на вопрос, право ответа переходит к другой команде.)
Как называется основной закон нашего государства? (Конституция).
Когда была принята Конституция нашего государства? (30 августа 1995 г.)
Год обретения Казахстаном Независимости? (16 декабря 1991 г.).
Какие города были столицами Казахстана? (Оренбург, Кзыл – Орда, Алматы, Астана).
С какими странами граничит Казахстан? (с Россией, Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном).
Торжественная песнь страны. (гимн).
Национальное жилище казахов. (юрта).
Народный музыкальный инструмент казахов. (домбра).
Символ города Алматы (яблоки).
Космодром в Казахстане (Байконур).
Отрезок времени, равный 100 годам (век).
Священный город христиан (Иерусалим).
Священный город мусульман ( Мекка)
Древнее племя Казахстана, не раз отражавшее нападение персов. (Саки).
Как назывался правитель уйсуней. (Гуньмо).
Что значит неолитическая революция?
1206 – 1227 годы правления (Чингисхана).
С кем воевали казахи в годы «Великого бедствия» 1723 – 1727гг. ( джунгарами).
Свод законов «Жеты Жаргы», кто создатель. (хан Тауке).
30 августа 1995 год – (принятие Конституции РК).
Вхождение Казахстана в состав ООН. (2 марта 1992 г.)
Создание Вооруженных сил. (7 мая 1992 года)
Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты «Блиц – тура».
Конкурс № 3. «Что находится в шкатулке»
? ( одновременно, на экране вопросы дублируются.)
Шкатулка для 1 команды.
Биологи бы назвали это средой обитания живых организмов. Историки считают, что это собственность, передаваемая по наследству. Экономисты называют это фактором производства. Что в шкатулке? (земля).
Шкатулка для 2 команды.
Однажды греческий посол прибыл в Персию ко двору Артаксеркса. Послу шепнули: «Поклонись правителю всех персов дл земли, иначе не заметит». Однако не в обычаях гордых грековкланяться чужим царям. Ситуация: кланяться не хочется и не кланяться нельзя, иначе переговоры не состоятся. Приближаясь к трону, он выронил это и наклонился. Что находится в шкатулке?.
Отрывок фильма для зрителей: необходимо назвать фильм, какие исторические события показаны в фильме.
Ответы команд «Что находится в шкатулке»
Конкурс № 4. «Да - нетка» . Слайды с видами Казахстана.
кюй Курмангазы «Адай».
? ( одновременно, на экране вопросы дублируются.)
(ответы «да» или «нет»)
1.Отец истории Аристотель (нет)
2. История – это наука, изучающая прошлое и настоящее человечества. (да).
« Казахский соловей» так называли Майру Шамсутдинову? (да).
«Промелькнувший метеорит» так называли Ш.Уалиханова? (да).
Автором сборника «1000 песен казахского народа» был Затаевия? (да).
Гордые массагеты и их царица Томирис, в жестокой битве победили персов.
(да).
Аттила был правителем саков, ( нет).
«Золотой человек» найден а Акмолинской области ( нет).
Мудрые Толе би, Айтекеби и Казыбекби в тяжелые времена сохранили единство народа. (да).
Честь народа сберегли славные сыны Отечества – батыры Кабанбай, Богенбай, Райымбек, Баян и казахские ханы Абылай и Абулхаир. (да).
Достойные сыны народа в разное время возглавляли национально – освободительное движение: Сырым Датулы, Исатай Тайманулы, Махамбет Утемисулы, Кенесары Касымулы, Амангельды Иманов. (да).
Казахское население на царский указ от 25 июня 1916 года о «реквизиции инородцев на тыловые работы» ответила (нет).
Гражданская война в Казахстане проходила в 1923 – 1925 гг. (нет)
На фронте Алия Молдагулова была партизаном. (нет).
Освоение целинных земель в Казахстане началось в 1930 – 1932 гг. (нет).
Автором идеи «Малого октября» был И.В.Сталин. (нет).
Первой столицей Каз. АССР с 1920 – по 1924 гг. был город Алматы. (нет).
Осенью 1953 года руководителем партии и правительства СССР стал Л.И.Брежнев. ( нет).
Главным элементом Государственного Флага является цвет (да).
Цвет Государственного Флага РК – золотой. (нет).
«Гимн» с греческого языка переводится как торжественная хвалебная речь. (да).
Гимн РК начинается со слов «серебро» (нет – золото»).
Отрывок фильма для зрителей: необходимо назвать фильм, какие исторические события показаны в фильме.
Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты 4 конкурса.
Конкурс № 5. «Узнай личность» . .
кюй Курмангазы «Адай».
( одновременно, на экране вопросы дублируются.)
Ученый и путешественник, обогативший мировую науку открытием и изучением неведомых ранее земель, родился в 1835 году. Правнук хана Абылая, выходец из казахской знати «ак суйек» - «белой кости», его мусульманское имя было Мухаммед – Ханафия, получил начальное мусульманское образование и по окончании Омского кадетского корпуса начал службу офицером по особым поручениям при омском генерал – губернаторе. Кто это? (Чокан Валиханов)
Основоположник казахской письменной литературы, выдающийся поэт, писатель, общественный деятель, родился 29 июля (10 августа) 1845 года в горах Шынгыстау Семипалатинской области в знатной семье. Он ввел в казахскую литературу целый поток новых образов, форм, идей и сюжетов, приобщив свой народ к общемировой культуре. Особое место в его творчестве занимает произведение, известное под названием «Слова назидания». Оно состоит из 45 кратких притч, в которых поднимаются проблемы истории, педагогики, морали. Кто это? (Абай Кунанбаев).
Он был ханом Среднего жуза. В пятом колене его предки являются Есим – хан. Его настоящее имя – Абилмансур, но его называли по боевому кличу в честь деда, прозванного за неодолимую храбрость и ярость в бою. В 13 лет потерял отца, убитого во время нашествия хана Джунгарии Цэван Рабдана. Еще в молодости он был прозван мудрым, и получил пролзвище «Арруах» «Сабалак) (дух предка), за поразительную способность выпутываться из самых затруднительных положений. Он сел на трон в 25 лет. Кто это? (Абылай хан).
4.Руководитель национально-освободительного восстания в Казахстане в 1916 года, активный участник борьбы за Советскую власть в 1917-1919 годы. В апреле 1919 года был необоснованно арестован и убит в Тургае. (А.Иманов. 1873 – 1919гг.).
5. 1890 – 1941 годы – выдающийся политик, общественный государственный деятель, публицист, гуманист, демократ. До февральской революции 1917 года работал секретарем по делам Туркистана. В мусульманской революции стал одним из лидеров либерально – демократического освободительного движения Туркистана. (М.Чокай).
6. Советский государственный и партийный деятель, сталинист. По профессии врач, один из организаторов расстрела царской семьи. Создатель идейно-политической основы для проведения «Малого Октября», новой революции в Казахстане. (Ф.И.Голощекин).
7. Активный участник декабрьских событий 1986 года в Алма-Ате. Студент 1 курса Алматинского архитектурно – строительного института. 1 января 1987 года он был арестован органами МВД, приговорен к расстрелу, который заменили 20-тью годами тюремного заключения. Погиб в 1988 году в Семипалатинской тюрьме при невыясненных обстоятельствах. (К.Рыскулов)
Отрывок фильма для зрителей: необходимо назвать фильм, какие исторические события показаны в фильме.
Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты 5 конкурса.
Конкурс № 6. «Ораторский»
Слайды с видами Казахстана. . кюй Курмангазы «Адай».
Каждой команде в течение 2-х минут предлагается придумать речь «Мой Казахстан».
Исполнение песни о Родине.
Озвучивание команд 6 конкурса
Ведущий: Наше сегодняшнее мероприятие подошло к концу.
Ведущий: Очень хочется верить, что вы многое поняли и усвоили.
Ведущий:Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю.
Ведущий:И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
Ведущий: В старину, желая добра, благополучия, здоровья, счастья, мира, казахи говорили : «Пусть твой шанырак будет высоким!».
Ведущий: Этот символ говорит о единстве нашего народа, о его стремлении к миру, о высоких помыслах, и, конечно же, это доброе пожелание всем людям мира.
Ведущий: И мы поднимаем шанырак, желая, чтобы под синим небом, под щедрым солнцем, как под родным шаныраком, дружно, единой семьей жили люди многих национальностей, славя свое отечество.
Ведущий: Для подведения итогов игры предоставляется слово жюри.
Ведущий: Мы желаем всем вам: «Пусть ваш шанырак будет высоким !».
Песня на мотив «Песенка мамонтенка»
Нам трудно поверить, и словно во сне,
Живем мы в счастливой, прекрасной стране,
В счастливой прекрасной стране,
В счастливой прекрасной стране.
2.В стране Казахстана сейчас солнце светит
Здесь с доброй улыбкой всегда тебя встретят.
В стране, где всегда солнце светит,
С улыбкой, конечно, вас встретят.
3.Вот праздник настал и пора веселиться.
Мы будем играть, и, конечно резвиться.
Мы будем играть, веселиться
И дружно смеяться, резвиться.
4.Здесь солнце сияет, смеются все дети.
Ведь лучшего праздника нету на свете.
Ведь лучшего праздника нету,
Нет больше нигде на планете!