Урок по финансовой грамотности учащихся 4 — 5 класса


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Труновского муниципального района Ставропольского края
Краевой конкурс «Лучшая методическая разработка по финансовой грамотности»
Тема урока:
«Что такое доход и на что он тратится»
Подготовила: Каширина В.А.,
учитель математики
МКОУ СОШ №3
\
с.Безопасное, 2016
Урок по финансовой грамотности учащихся 4 - 5 класса
Тема: «Что такое доход и на что он тратится»
Методы обучения: рассказ, беседа, работа в группах, индивидуальная работа.
Межпредметные связи: экономика.
Цели:
Обучающая - ознакомить учащихся с понятием доход, расход и источниками формирования доходов семьи.
Развивающая - формировать умение коллективного обсуждения, правильно расставлять приоритеты и принимать разумные решения.
Воспитательная - воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость. Мотивационная - побудить интерес к повышению своего уровня финансовой грамотности, поиску оптимальных решений в зависимости от текущих условий и планов на будущее
Задачи:
Осмыслить понятия: доход, расход, сбережение.
Проанализировать условия жизни и потребности конкретной семьи для принятия решения о доходах и расход.
Развитие мышления, памяти, внимательности, логического мышления, способности к анализу сложившейся ситуации, принятию ответственного и своевременного решения.
План занятия.
Содержание этапов урока Виды и формы работы Время
I. Организационный момент. Приветствие 1 мин
II. Мотивационное начало урока. Постановка цели занятия.
Беседа (актуализация знаний) 3 мин
III. Основной этап. Путешествие по стране «Финансовая грамотность» 7 мин
Работа в группах. Решение задач. 8 мин
Физминутка3 мин
Индивидуальная работа. Соотнеси. 6 мин
IV. Этап обобщения систематизации знаний. Закрепление изученного. «Задачник Мудрого Филина»:
- Попробуй ответить на вопросы.
7 мин
V. Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры. 3 мин
VI. Домашнее задание 2 мин
VII. Рефлексия. 5 мин
Ход занятия.
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Мотивационное начало урока.
Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь. Давайте поприветствуем друг друга и улыбнемся.
Ребята, наверняка вы уже не раз слышали слово «Экономика» и, может быть, уже знаете, что слово это греческое и переводится «как искусство ведения домашнего хозяйства». Сейчас этим словом называют «хозяйство всей страны». От умелого ведения хозяйства зависит очень многое : и то, как мы питаемся и одеваемся, и то, чему мы учимся, и то, как мы ведем себя в обществе, и то, сколько нам приходиться работать и сколько отдыхать, и то… и то… и то… (СЛАЙД 2)
Поэтому знания об экономике так необходимы каждому. А чтобы получить эти знания, нужно быть любознательным человеком и лениться думать и размышлять.
Тема: Что такое доход и на что он тратится? (слайд 3)
Цель нашего занятия:
- узнать, что такое доход, и из каких источников можно получить денежные доходы?
III Основной этап.Путешествие по стране «Финансовая грамотность».
Слово учителя: Сегодня мы побываем в гостях у лесного жителя, очень смышленого медведя, зовут его Миша. Он хозяин магазина и фабрики, где изготавливаются мебель для птиц, зверей и насекомых. Ребята, приглашаю вас побывать в Мишиной берлоге и послушать рассказ о том, что такое доход и на что он тратится. (СЛАЙД 4)
Уже давно работает Мишин магазин, приносит ему хороший доход и благодарность лесных жителей. Пришлось Мише даже новое помещение пристроить под магазин, а старое приспособить под склад. Да и берлогу пришлось расширить, потому что Миша семьёй обзавелся,  медведицу Марию Филипповну в жены взял. В берлоге теперь шумно и весело: двое медвежат скучать не дают, да маленькая Маняша в колыбельке рычать учится. Вот и сегодня нет Мише покоя .Окончив работу и заперев магазин, пришел он домой ,а медвежата катаются по полу ,друг друга тузят. (СЛАЙД5)-Мне!-Нет, мне!Оказалось, что у соседа волчонка новый самокат появился и медвежатам такой же захотелось. Самокат еще не куплен, но братья уже ссорятся ,не могут договориться ,кому первому на нем прокатиться. После ужина Миша велел принести из магазина калькулятор. Удивились братья - неужели папа за день не наработался? Но папа не отправил их из комнаты ,как обычно делал ,если дома работать приходилось ,а усадил рядом с собой и сказал:-Прежде чем что-то купить ,надо свои ДОХОДЫ подсчитать. -Это что еще такое – доходы?! – хором воскликнули медвежата.
-Доходы – это все те деньги ,которые получает наша семья. Наша семья – это мы с мамой, бабушка и дедушка, мой брат, вы и ваша маленькая сестричка .Что же составляет доходы в вашей семье? Мой доход в магазине – 100 тысяч лесных рублей. Наша мама получает пособие на детей, чтоб легче было вас кормить, учить – по 10 тысяч рублей на каждого. Бабушка и дедушка получают пенсию - по 40 тысяч рублей. Мой старший брат, ваш дядя, учится в лесном университете, и каждый месяц ему платят стипендию – 15 тысяч рублей.
Миша , нажимая на кнопки калькулятора , очень быстро подсчитал , что доход семьи -225 тысяч рублей . Медвежата очень обрадовались . (СЛАЙД6)
-Ура! - закричали сорванцы – близнецы .-Ура ! На много самокатов хватит!
Но тут вмешалась мама:
-А теперь подсчитаем наши РАСХОДЫ.
И она стала зажимать пальцы на левой лапе.
-На продукты-150 тысяч в месяц, на зимние шапки и варежки для вас, малыши (как часто вы их теряете и рвете!), - 30 тысяч. На книжки, игрушки, билеты в театр и кино-20 тысяч. Еще 5 тысяч рублей- на проезд лесным транспортом . Сколько остается? (СЛАЙД7)
Малыши, пыхтя, подсчитали:
-20 тысяч. Это самокатные денежки , да?
-Нет, -возразил Миша, -это наши СБЕРЕЖЕНИЯ, то есть , та часть дохода , которая остается после того , как мы все необходимые расходы сделаем. (СЛАЙД8)
Медвежата не поняли , что значит слово «сбережения», но сразу же решили, что самокат им очень необходим.
Однако папа Миша с этим , видимо, был не совсем согласен.