Урок финансовой грамотности для учащихся 10 класса


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
НИУ ВШЭ-ПермьФакультет профессиональной переподготовки
Итоговая аттестационная работа
Методическая разработка урока по теме
«Личное финансовое планирование»
Работу выполнил слушательпрограммы повышения квалификации педагогических работников
Чакилева Елена Альбертовна
Учитель обществознания МАОУ «Кувинская СОШ»
Пермь 2016
Урок финансовой грамотности по теме «Личный финансовый план»
Целевая аудитория: учащиеся 10 класса.
Цель: Формирование социально-финансовой компетентности учащихся.
Задачи:
1. Обучить методам и анализу распределения личных доходов и достижения финансовых целей через личное финансовое планирование.
2. Познакомить с видами инвестиционных инструментов и методами их применения.
3. Формировать навык эффективного использования имеющихся доходов и применения современных финансовых инструментов.
4. Развивать экономическое мышление и логику.
5. Воспитывать ответственное отношение к финансовой деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать: Методы достижения финансовых целей и применения инвестиционных инструментов, категории финансовых рисков и способы их снижения.
Учащиеся должны уметь: Планировать свою деятельность, определять наиболее эффективные способы достижения поставленной цели, видеть универсальное практическое значение учебных действий.
Формируемые УУД:
Регулятивные: умение формулировать цель и задачи собственной деятельности, самостоятельно составлять план действий, регулировать временные рамки, отведенные на достижение цели.
Коммуникативные: умение вырабатывать общую цель и функции участников в группе, задавать вопросы учителю и сверстникам, вести диалог, высказывать собственную точку зрения.
Личностные: освоение правил грамотного финансового поведения, сформированность основ финансово грамотного поведения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Познавательные: умение искать информацию, самостоятельно формулировать определения понятий, анализировать результат деятельности.
Основные понятия: Личный финансовый план, инвестирование, депозит, сбережения, инвестиции.
Приемы, используемые на уроке: Беседа, самостоятельная работа (расчёты) с бланком (вариант финансового плана), анализ деятельности, личностная рефлексия-синквейн.
Форма урока: практикум.
Используемые ресурсы: http://www.fgramota.org/, Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях РФ открытого урока по основам финансовой грамотности, презентация – http://ww.dnifg.ru.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Слайды презентации
Мотивация к учебной деятельности Работа с эпиграфом:
Богат тот, кто считает себя таким с тем, что у него есть.
Пьер БуастОбобщает ответы учащихся. Выводит тему урока и цели на слайд. Участвуют в обсуждении.
Выявляют проблему.
Выходят на тему урока.
Формулируют цель, задачи.

Построение нового знания Знакомит с понятием «Личный финансовый план». Организует работу с определением, используя прием «Три главных слова».
Организует «мозговой штурм» по вопросу «Что нужно сделать, прежде чем составить финансовый план?». Обобщает ответы учащихся, выводит итог на слайд.
Предлагает примеры наиболее часто встречающихся финансовых целей. Предлагает учащимся составить свой список (выбрать из предложенных в случае затруднения).
Предлагает найти разницу в способах постановки финансовой цели, предложенных на слайде, сформулировать вывод.
Предлагает познакомиться с таблицей «Мои возможности» на слайде, просит определить, в чем ее смысл.
Предлагает сформулировать проблемы, с которыми сталкивается человек при определении своих финансовых возможностей.
Организует беседу по слайду «Управление собственным бюджетом»:
- что значит жить уверенно? эффективно? безопасно? (отсутствие навыка управления личными финансами так же опасно для жизни и здоровья, как неумелое вождение автомобиля).
- с какой проблемой сталкивается человек, составляя финансовый план? (возможности не соответствуют цели). Как расширить возможности? Предлагают варианты определения понятия «Личный финансовый план».
Сравнивают получившиеся варианты с образцом, предложенным учителем. Выделяют в определении три главных слова.
Принимают участие в мозговом штурме. Формулируют вывод о том, что нужно сделать для того, чтобы составить личный финансовый план.
Составляют список собственных финансовых целей (выбирают из предложенных в случае затруднения).Сравнивают способы постановки финансовой цели. Формулируют вывод о правильности постановки цели.
Изучают таблицу «Мои возможности». Анализируют. Формулируют вывод о том, в чем заключается смысл определения собственных возможностей.
Формулируют проблемы, с которыми сталкивается человек при определении своих финансовых возможностей (например, неумение управлять собственным бюджетом).
Изучают содержание слайда. Участвуют в беседе. Формулируют вывод о необходимости управления собственным бюджетом.
Выходят на проблему несоответствия возможностей целям. Предлагают пути решения данной проблемы (Размещение денежных средств в банке, хранение денег дома, хранение сбережений в иностранной валюте, приобретение объектов недвижимости, антиквариата и предметов искусства, покупка драгоценных камней и металлов, приобретение различных ценных бумаг).
Формулируют вывод.






Применение полученных знаний Организует практическую работу учащихся. Заполняют таблицы «Мои цели», «Мои возможности».
Сравнивают цель с возможностями.
Просчитывают временные рамки осуществления цели.
Ищут пути расширения возможностей (оптимизировать бюджет, найти дополнительные источники дохода, заставить свои сбережения работать – депозит).
Презентуют свой личный финансовый план.

Рефлексия учебной деятельности Предлагает составить синквейн «Личный финансовый план».
В качестве домашнего задания предлагает изучить причины, мешающие человеку стать богатым. В случае согласия – привести пример из жизни, в случае несогласия – аргументировать.
1.Пусть малооплачиваемая, но стабильная работа.
2.Боязнь перемен.
3.Низкая самооценка.
4.Нежелание быть активным.
5. Принцип: мне все должны.
Мозг обладает одним интересным свойством: если вы не сделали какое-либо запланированное вами действие в течение 72 часов, то он начинает считать это дело неважным и “забывает” об этом. Начните прямо сейчас! Составляют синквейны. Выступают.