Поурочные планы по литературе в школах с казахским языком обучения (9 класс)

9 класс Урок 1 Русская литература

Тема урока: Специфика художественной литературы
Цели урока:
1. формировать у учащихся понятие о специфике художественной литературы;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление
3.воспитывать у учащихся интерес к чтению литературы.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, опорная схема
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала
Устная речь


Изобретение письма как способа сохранения и передачи информации


Изобретение бумаги – появление печатного станка (рельефное и графическое изображение буквы на бруске, применяемое в типографии)


«litera»


Литература – вся совокупность письменных произведений


1. Научная (слова-термины, формулы, графики, чертежи)
2. Научно-популярная (передает сложные научные явления в доступной форме для широкого круга читателей)
3. Публицистическая (отражение вопросов политики и общественной жизни)
4. Художественная (передает эстетические, нравственные, философские ценности) –искусство слова.
Виды искусства:


Музыка хореография живопись скульптура и др.
3. Закрепление изученного материала.
Работа по вопросам, стр.6 запись в тетрадь слов М. Горького
4. Домашнее задание: пересказ статьи, стр.7-8

5. Подведение итогов занятий

9 класс Урок 2 Русская литература

Тема урока: Миф. Шумерский миф о всемирном потопе
Цели урока:
1. формировать у учащихся понятие о мифе, о шумерском мифе;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление
3.воспитывать у учащихся интерес к шумерскому периоду литературы.
Тип урока: комбинированный
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
пересказ статьи, стр.7-8 «Специфика художественной литературы»
3.Повторение изученного материала.
-Что такое миф?
-Какие мифы вы знаете?
Запись в тетрадь
Миф – предания первобытных людей, рассказывающие об устройстве вселенной, о происхождении жизни на земле, происхождении человека.
4..Изучение нового материала
За 4000 лет до н.э. в Южной Месопотамии между реками Тигр и Ефрат существовала цивилизация, жили шумеры. Книги- глиняные плиты, их тексты ученые расшифровали. Особое место – эпос о Гильгамеше (всевидящий, всезнающий). Двенадцать песен поэмы соответствуют 12 знакам Зодиака. 11 месяц у шумеров самый дождливый, 11 песня названа «Миф о всемирном потопе». Герой Гильгамеш – правитель города Урука в Шумере потерял своего друга, и сам тяжело заболел. Находит своего предка Утнапишмета узнать секрет бессмертия, но тот ответил, что человеку нет бессмертия. А как же Утнапишмету удалось стать бессмертным? На что его предок рассказал миф о всемирном потопе.
Чтение мифа, стр.12-15
Запись в тетрадь:
Эпос – произведение народного творчества, героические сказания.
Миф. Шумерский миф о всемирном потопе. Главный герой – Гильгамеш – правитель г. Урука в шумере. Его предок Утнапишмет рассказал ему историю о всемирном потопе, о том, как ем удалось стать бессмертным, богом и получить титул «Хранитель семени человеческого рода».
5. Закрепление изученного материала.
Работа по вопросам, стр.16
6. Домашнее задание: пересказ , стр.12-15, 16-18

7. Подведение итогов занятий









9 класс Урок 3 Русская литература

Тема урока: Эзоп. Басни Эзопа
Цели урока:
1. формировать у учащихся понятие об античной литературе, познакомить с Эзопом и его баснями;
2.развивать навыки устной речи, память, мышление;
3.воспитывать интерес к античной литературе, к творчеству Эзопа.
Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
1. Расскажите о шумерской цивилизации и эпосе о Гильгамеше;
2. Пересказ песни о всемирном потопе.

3.Изучение нового материала.
1. рассказ учителя о Перикловом веке
Запись в тетрадь
Античный в переводе с латинского «древний».
Античная литература является составной частью великой культуры Древней Греции и Древнего Рима в 8 веке до н.э. Правил в те времена Перикл – вождь рабовладельческой демократии в Афинах. При его правлении Афины превратились в экономический, политический и культурный центр Греции. Расцвета достигла и античная литература. Один из самых ранних жанров были басни. Самым знаменитым баснописцем античности был Эзоп.
2. Рассказ учителя о Эзопе
Запись в тетрадь:
Басня – небольшой рассказ с поучительным смыслом. Основная идея басни – мораль. Басни пишут, используя аллегорию (герои - животные), иносказание – замаскированный способ выражения мысли.
4. Закрепление изученного материала.
Чтение басен, стр.23-26
анализ
5. Домашнее задание: пересказ , стр.20-26

6. Подведение итогов занятий















9 класс Урок 4 Русская литература

Тема урока: Феофраст

Цели урока:
1. познакомить учащихся с учеником Аристотеля Феофрастом;
2.развивать навыки устной речи, память, мышление;
3.воспитывать желание быть тактичным, отрицательно относится к лицемерию, бестактности, нечистоплотности.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.
1. Расскажите о Эзопе.
2. Пересказ его басен.

3.Изучение нового материала.
1. рассказ учителя о Феофрасте

Запись в тетрадь
Феофраст – сын сукновала, слушал в Афинах лекции Платона. После смерти Платона становится учеником Аристотеля. Феофраст популяризировал его учения, стал древнегреческим философом. Самое знаменитое произведение Феофраста – «Характеры». Цель книги – помочь людям стать лучше.

4. Закрепление изученного материала.
-Что означает слово этикет?
-Чтение отрывков из книги «Характеры», стр. 28-35
-Анализ прочитанных отрывков по вопросам учебника.

5. Домашнее задание: пересказ , стр.28-35

6. Подведение итогов занятий
















9 класс Урок 5 Русская литература


Тема: А. Фирдоуси. Эпос Шахнаме

Цели: 1. формировать у учащихся понятие о средневековой литературе,
А. Фирдоуси и его эпосе «Шахнаме»;
2. развивать мышление, память, речь учащихся;
3. воспитывать патриотизм, храбрость
Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:
1. Организационный момент

2. Опрос домашнего задания
Пересказ учителя о средневековой литературе

запись в тетрадь
Средневековье охватывает 120 веков, начало – 5 век.
Эпоха средних веков в разных странах завершилось в разное время: в восточных странах, например в Китае – к VIII веку, в Средней Азии и Иране – к IX-XV векам. В странах Европы – к XIV-XV векам, на Руси – к XVII веку.
Основные жанры – героический эпос, лирические стихотворения, стихотворный роман, имели религиозный характер
Абулькасим Фирдоуси – один из самых знаменитых поэтов Востока 30 лет он работал над эпосом «Шахнаме» («Книга царей»). Книга состоит из 50 царствований, то есть глав. В одной рассказывается о битве при Герате (город в Афганистане) между тюрками и персами.

3. Закрепление нового материала
1. анализ произведения по вопросам учебника, стр 44

4. Домашнее задание.
стр 37-44, перессказ

5. Итог урока.















9 класс Урок 6 Русская литература


Тема: Слово о полку Игореве – литературный памятник 12 века

Цели: 1. формировать у учащихся понятие о литературе Древней Руси, о литературном памятнике – «Слово о полку Игореве»;
2. развивать мышление, память, речь учащихся;
3. воспитывать чувство патриотизма
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: Иллюстрации к книге «Слово о полку Игореве»

Ход урока:
1. Организационный момент

2. Опрос домашнего задания
стр 37-44, перессказ + выразительное чтение отрывков из эпоса «Шахнаме»

3.Изучение нового материала
*Рассказ учителя о произведении «Слово о полку игореве» с показом иллюстраций

Запись в тетрадь:
«Слово о полку Игореве» - самое известное произведение литературы киевской Руси. Посвящено историческому событию – походу князя Игоря на половцев в 1185 году.
*Чтение учащимися статьи «Исторические основы «Слова о полку Игореве»

3. Закрепление нового материала
*Чтение учащимися отрывков из «Слова..»
* Анализ произведения по вопросам учебника, стр 44

4. Домашнее задание.
стр 50-56, выразительное чтение отрывков из «Слова..»

5. Итог урока.















9 класс Урок 7 Русская литература

Тема: А. Навои. Фархад и Ширин

Цели: 1. формировать у учащихся понятие о эпохе Ренессанса (Возрождения),познакомить с А. Навои и его творчеством;
2. развивать мышление, память, речь учащихся;
3. воспитывать гуманизм, культуру общения.
Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:
1. Организационный момент
2. Опрос домашнего задания
*Рассказ о книге «Слово о поку Игореве»
*Выразительное чтение «Плача Ярославны» и других отрывков по желанию учащихся.
3. Изучение нового материала
запись в тетрадь
Эпоха Возрождения.
Гуманисты верили в человека, воспевали его красоту и разум, возрождали национальные традиции и язык. Главное – освобождение человеческой мысли от религии, развитие науки, литературы и искусства, свободной от религии, т.е. светской
Развитие Ренессанса
Начало 8-9 в (Китай)

9-15в (Ср. Азия и Иран с прилегающей Индией)

14-16 в (Европа)

Завершение
А. Навои – основоположник классической узбекской литературы, титан эпохи Возрождения
музыкант
поэт

художник


ученый
государственный деятель крупного масштаба

Его поэма «Фархад и Ширин» - сюжет о двух влюбленных. В образе Фархада он воплотил гуманистический идеал человека эпохи Возрождения.
4. Закрепление нового материала
1. Чтение фрагментов из поэмы, стр 61
2.Анализ поэмы по вопросам учебника, стр.69

5. Домашнее задание.
стр 61-69, выразительное чтение

6. Итог урока.
9 класс Урок 8 Русская литература

Тема урока: Франческо Петрарка Сонет. Письмо к потомкам.

Цели урока:
1. познакомить учащихся с Ф. Петрарка и его творчеством;
2.развивать навыки устной речи, память, мышление;
3.воспитывать отрицательное отношение к стяжательству, к мещанству, воспитывать желание быть благородным.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.

*стр 61-69, выразительное чтение отрывков из поэмы А.Навои «Фархад и Ширин»
*Рассказ о А.Навои и эпохе Восхождения


3.Изучение нового материала.

рассказ учителя о Фраческо Петрарка

Запись в тетрадь
Франческо Петрарка – выдающийся итальянский поэт, мыслитель, ученый, общественный деятель эпохи возрождения. Главное произведение – «Книга песен». В своих произведениях он в течение двадцати одного года воспевал возвышенную любовь к лауре.
Всю жизнь он собирал книги. Поэт говорил: «Недостаточно иметь книги, их нужно знать; нужно их беречь не в сундуке, а в памяти, укладывать не в шкаф, а в свою голову».

*Чтение «Сонета» Петрарка

*Самостоятельно запишите определение слова «сонет» из учебника.

Закрепление изученного материала.

* Чтение стихотворения - сонета
*Анализ по вопросам учебника
*Выразительное чтение

5. Домашнее задание:
выучить наузусть сонет, стр.71

6. Подведение итогов занятий





9 класс Урок 9 Русская литература

Тема урока: М.В. Ломоносов. Разговор с Анакреоном. Ода на день вошествия на престол её величества государыни императрицы Елизаветы Петровны, 1747г.

Цели урока:
1. формировать у учащихся понятие о жанре художественной литературы – оде, познакомить учащихся с М. Ломоносовым, его творчеством;
2.развивать навыки устной речи, память, мышление;
3.воспитывать интерес к творчеству М.В. Ломоносова.
Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: портрет М. Ломоносова
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.

Наизусть «Сонет» Ф. Петрарка

3.Изучение нового материала.

*Рассказ учителя о М. Ломоносове

*Запись в тетрадь

«М.В. Ломоносов – историк, риторик, физик, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец», - так писал о нём А.С. Пушкин.
Сын рыбака, в 19 лет отправился с обозом в Москву, поступил в Славяно –Греко – Латинскую академию, затем в Киевскую духовную академию и в университет при Петербургской академии наук. В 1736 – 1741 гг. Находился за границей в Германии, где изучал естественные и технические науки.
Ломоносов – автор многочисленных од. Ода – это торжественная хвалебная песь, посвященная великим событиям или людям.

*Чтение «Разговор с Анакреоном» М.В. Ломоносова
(Анакреон – древнегреческий поэт (4век до н.э.), который воспевал лишь радости жизни, веселье, любовь и дружбу).



Закрепление изученного материала.
*Анализ фрагмента «Разговор с Анакреоном»
*Выразительное чтение стихотворения

5. Домашнее задание:
выучить наузусть отрывок из «Разговора...» по выбору, стр. 78

6. Подведение итогов занятий





9 класс Урок 10 Русская литература

Тема урока: Иоганн – Вольфганг Гёте «Хеджра»
Цели урока:
1. познакомить учащихся с И.В. Гёте, его творчеством;
2.развивать навыки устной речи, память, мышление;
3.воспитывать интерес к творчеству поэта.
Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: портрет Гёте
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
выучить наузусть отрывок из «Разговора...» по выбору, стр. 78

3.Изучение нового материала.

*Рассказ учителя о Гёте

*Запись в тетрадь

Гёте

поэт политический деятель драматург естествоиспытатель прозаик философ

«Фауст» (1 часть- 1806 г., 2 часть – 1831 г.)

Гимн человеческому дерзанию и мудрости

Чтение стихотворения «Хеджра», стр.82


4.Закрепление изученного материала.
*Отработка выразительного чтения стихотворения «Хеджра»
*Анализ стихотворения по вопросам, стр. 84
*Самостоятельное чтение «О стихотворении «Хеджра» И.В. Гёте»
5. Домашнее задание:
стр.81-82, пересказ
стр.82-84, выразительное чтение

6. Подведение итогов занятий










9 класс Урок 11 Русская литература

Тема урока: А.С. Пушкин «Подражание Корану».

Цели урока:
1. продолжить работу над формированием у учащихся понятия о творчестве
А.С. Пушкина;
2.развивать навыки устной речи, память, мышление;
3.воспитывать интерес и уважение к религиозным памятникам.
Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: портрет А.С. Пушкина и представителей «золотого века» литературы, интерактивная доска
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
стр.81-82, пересказ
стр.82-84, выразительное чтение


3.Изучение нового материала.

*Рассказ учителя об А.С. Пушкине

*Запись в тетрадь

19 век – «золотой век» в истории литературы
Представители: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь
И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой
А.П. Чехов и др.
А.С. Пушкин – гений русской литературы. Учителя Пушкина : Жуковский, Державин, Батюшков.
Основные темы его творчества: судьба России и её передовых представителей, взаимоотношение государства и человека, роль народа в жизни страны, прошлое, настоящее, будущее страны, место человека в жизни.
Чтение стихотворения «Подражание Корану», стр.89


Закрепление изученного материала.

*Выразительное чтение стихотворения
*Анализ по вопросам учебника
5. Домашнее задание:
стр. 86-92, пересказ+ выразительное чтение стихотворения

6. Подведение итогов занятий






9 класс Урок 12 Русская литература

Тема урока: А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Цели урока:
1. познакомить учащихся с повестью А.С. Пушкина и историей ее создания;
2.развивать навыки устной речи, память, мышление;
3.воспитывать чувство патриотизма и чувство собственного достоинства.

Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к повести, портрет Е. Пугачева
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
стр. 86-92, пересказ + выразительное чтение стихотворения «Подрожание Корану»


3.Изучение нового материала.

*Рассказ учителя о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

*Запись в тетрадь

В основе повести – историческое событие – крестьянское восстание под руководством Е. Пугачёва (1773-1775гг.). В образе Пугачёва Пушкин подчёркивает ум, сметливость, храбрость, героизм , его тесную связь с народом. Он беспощаден к помещикам и великодушен к простым людям.
С чувством глубокой симпатии А.С. Пушкин рисует семьи Гринёва и коменданта Белогородской крепости капитана Миронова.
Важные проблемы в повести – проблема долга, чести, милости и правосудия, жестокости народного бунта.


4.Закрепление изученного материала.

* Чтение глав «Сержант гвардии», «Вожатый», «Крепость», «Поединок», «Любовь», «Пугачёвщина»
*Анализ по вопросам учебника
5. Домашнее задание:
стр. 120-135, пересказ

6. Подведение итогов занятий








9 класс Урок 13 Русская литература

Тема урока: М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»

Цели урока:
1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова и его стихотворением «Три пальмы»;
2.развивать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения;
3.воспитывать отрицательное отношение к пагубному, равнодушному отношению к природе.

Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: портрет В.Г. Белинского и М.Ю. Лермонтова.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
стр. 120-135, пересказ отдельных гла из повести



3.Изучение нового материала.

*Рассказ учителя о ждизни М. Ю. Лермонтове и его творчестве

*Запись в тетрадь

« М.Ю. Лермонтов – поэт другой эпохи»? – писал В. Г. Белинский. Он же отмечает в нём «резко ощутительное присутствие мысли».
Он владел французским, немецким, английским, читал по латыни, изучал татарский, записывал песни в Грузии.
Чтение стихотворения «Три пальмы» (найдите в тексте восточные мотивы, антитезу – художественный приём противопоставления, олицетворение – когда явления природы в произведении рисуются как живые).


4.Закрепление изученного материала.

* Отработка выразительного чтения стихотворения
*Запись высказываний известных людей о стихотворении в тетрадь, стр.143-144
5. Домашнее задание:
стр. 141-142, выразительное чтение

6. Подведение итогов занятий








9 класс Урок 14 Русская литература

Тема урока: М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Цели урока:
1. формировать у учащихся понятие о горцах, о их вероисповедании, о значении слова «мцыри»
2.развивать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения;
3.воспитывать любовь к родине, желание быть свободным и независимым.

Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: портрет М.Ю. Лермонтова, материал о поэме, иллюстрации, интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
стр. 141-142, выразительное чтение стихотворения «Три пальмы»

3.Изучение нового материала.

*Рассказ учителя о поэме М. Ю. Лермонтове

*Запись в тетрадь

Во время кавказской войны русский генерал берёт в плен шестилетнего мальчика-грузина, жителя гор , и оставляет не в тюрьме, а в монастыре. Слово «мцыри» - «не служащий монах», послушник. Он рос нелюдим, тосковал по родине, выучил русский язык и был окрещён, но его всегда тянуло на свободу, на родину.


4.Закрепление изученного материала.

* Чтение отрывков из поэмы «Мцыри»
* Анализ по вопросам учебника, стр.148
*Чтение высказываний Белинского, Андроникова, Максимова о поэме
5. Домашнее задание:
стр. 145, наизусть отрывок из поэмы

6. Подведение итогов занятий












9 класс Урок 15 Русская литература

Тема урока: А.И. Герцен «Из письма к сыну»

Цели урока:
1. познакомить учащихся с Александром Ивановичем Герценом, его творчеством и жизнью;
2.развивать у учащихся мышление, умение высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения;
3.воспитывать желание быть справедливым и бороться за справедливость..

Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: портрет А.И. Герцена, интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
стр. 145, наизусть отрывок из поэмы

3.Изучение нового материала.
* Рассказ учителя о А.И. Герцене (жизнь и творчество)
* Составление учащимися ассоциативного коастера по теме урока

публицист
политический
деятель
мемуарист

основательбесцензурного
книгопечатания родоначальник русской
политической мысли

Автор мемуаров «Былое и время» (описание жизни с детства и до 60-х годов)
«Это не историческая монография, а отражение истории в человеке, случайно попавшем на её дороге», -писал Герцен.



4.Закрепление изученного материала.

* Чтение «Письма к сыну», стр.154
* Анализ по вопросам учебника, стр.156

5. Домашнее задание:
стр. 152-156, пересказ

6. Подведение итогов занятий




9 класс Урок 16 Русская литература

Тема урока: Н.А. Некрасов. Исторические основы поэмы «Русские женщины».
О поэме «Русские женщины».

Цели урока:
1. формировать у учащихся понятие исторической основе поэмы, дать обзор поэмы;
2.развивать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения;
3.воспитывать самоотверженность.

Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: портрет Н.А. Некрасова, материал о поэме, иллюстрации, интерактивная доска, учебное пособие

Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.
стр. 152-156, пересказ

3.Изучение нового материала.

*Рассказ учителя о жизни и творчестве Н.А. Некрасова
*Чтение эпиграфа к уроку: Как мало знал свободных вдохновений,
О Родина! Печальный твой поэт.
Каких преград не встретил мимоходом
С своей угрюмой музой на пути?
Н. Некрасов
*Самостоятельная работа учащихся с текстом «Исторические основы поэмы «Русские женщины», стр.158-159
*Запись в тетрадь основных моментов из статьи



4.Закрепление изученного материала.

*Работа по вопросам, стр. 160
*Отработка выразительного чтения (отрывки из поэмы)
*Рассказ учителя о поэме Н.Некрасова с показом иллюстраций к поэме на интерактивной доске.

5. Домашнее задание:
стр. 160-166, выразительное чтение отрывков из поэмы

6. Подведение итогов занятий






9 класс Урок 17 Русская литература

Тема урока: Л.Н. Толстой «О графе Толстом». Т.Л. Сухотина – Толстая « Скачки лошадей»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с впечатлениями от общения с Л.Н. Толстым И. Репина и дочери Л.Толстого.
2.развивать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения;
3.воспитывать интерес к жизни Толстого Льва Николаевича

Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: портреты Л.Н. Толстого, И. Репина, иллюстрации из жизни Толстого,интерактивная доска, учебное пособие

Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.
* Исторические основы поэмы Некрасова «Русские женщины»
*Выразительное чтение отрывков из поэмы
*Рассказ о Некрасове

3.Изучение нового материала.

*Рассказ учителя о жизни и творчестве Л.Н. Толстого с показом иллюстраций
*Чтение цитат о Толстом
*Запись в тетрадь:
Л.Н. Толстой говорил: «Мне смешно вспоминать, как я думывал и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать не торопясь, аккуратно всё только хорошее. Смешно!...Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».



4.Закрепление изученного материала.

*Работа по вопросам, стр. 169
*Чтение воспоминаний об отце дочери Л.Н. Толстого, стр.170

5. Домашнее задание:
стр. 168-171, прочитать и пересказать

6. Подведение итогов занятий






9 класс Урок 18 Русская литература

Тема урока: Л.Н. Толстой «Холстомер».
Цели урока:
1.познакомить учащихся с содержанием повести Л.Н. Толстого «Холстомер», с понятием «гротеск»;
2.развивать умение самостоятельно мыслить, иметь свое суждение о прочитанном;
3.воспитывать отрицательное отношение к паразитизму в жизни аристократической верхушки.

Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: портреты Л.Н. Толстого, иллюстрации из жизни Толстого, интерактивная доска, учебное пособие

Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.
* Исторические основы поэмы Некрасова «Русские
·женщины»
*Выразительное чтение отрывков из поэмы
*Рассказать о Л.Н.Толстом

3.Изучение нового материала.

*Запись в тетрадь:
Гротеск – художественный приём: изображение какого- либо явления в фантастическом, уродливо-комическом виде, основан на резких контрастах и преувеличениях.
Повесть Л.Н. Толстого «Холстомер» - это история о пегом мерине – лошади, который рассказывает сам о своей жизни. Он прожил долгую и богатую событиями жизнь, но не был счастлив, так как родился не таким как все, а пегим, за что его не оставили среди графских знатных лошадей, а отдали конюшему.
Толстой наделяет Холстомера умением рассуждать, чувствовать. Лучшие годдва года он провёл у гусара Серпуховского. На склоне лет они вновь встречаются. Холстомер, в отличие от Серпуховского, никогда не бездельничал. Эти две жизни Холстомера и Серпуховского как бы сопоставляются, обнажая социальный смысл повести. Серпуховский, промотав два миллиона, опустился физически, морально и денежно. А Холстомер даже после своей смерти послужил людям своей кожей и даже костями, а Серпуховский, хоть и пережил Холстомера,принёс людям своей смертью только хлопоты.


4.Закрепление изученного материала.

*Чтение отрывков из повести, анализ по вопросам учебника

5. Домашнее задание:
стр. 172-194, прочитать и пересказать

6. Подведение итогов занятий

9 класс Урок 19 Русская литература

Тема урока: А. П. Чехов. «Хамелеон».
Цели урока:
1.познакомить учащихся с писателем А. П. Чеховым и его рассказом «Хамелеон»;
2.развивать творческое мышление, умение высказывать собственное суждение;
3.воспитывать отрицательное отношение к лицемерию, подхалимству и угодничеству.

Тип урока: изучение нового материала

Материалы к уроку: портрет А. П. Чехова, эпиграф к уроку, таблицы (инсорт, предсказания)

Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.
Анализ рассказа «Холстомер» по вопросам учебника

3.Изучение нового материала.
1. Работа над эпиграфом к уроку: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо и одежда, и душа, и мысли»
- Как вы понимаете эти слова?
2. Заполнение таблицы предсказаний (1 часть)

Что произойдет?
Что произошло?





3.Чтение рассказа ( заполнение 2 части таблицы)
- Чьи предсказания сбылись?


4. Закрепление изученного материала.
1. Анализ по вопросам учебника, стр. 206
2. Написание ЭССЕ на тему «Современные хамелеоны. Кто они?»

5. Домашнее задание:
Чтение и перессказ стр. 206-208

6. Итог урока












9 класс Урок 20 Русская литература

Тема урока: А.М. Горький «Песня о Соколе»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с писателем А. М. Горьким и его романтическим произведением «Песня о Соколе»;
2.развивать критическое мышление, умение высказывать собственное суждение;
3.воспитывать свободолюбие, независимость и отрицательное отношение к обывателям.

Тип урока: изучение нового материала

Материалы к уроку: портрет А.М. Горького, эпиграф к уроку, таблица предсказания

Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.
-Пересказ рассказа А.Чехова «Хамелеон»
-Какова основная мысль рассказа?

3.Изучение нового материала.
1. Работа над эпиграфом к уроку. ( из учебника)
- Как вы понимаете эти слова?
2. Заполнение таблицы предсказаний (1 часть)

Что произойдет?
Что произошло?





3.Чтение « Песни о Соколе» ( заполнение 2 части таблицы)
- Чьи предсказания сбылись?


4. Закрепление изученного материала.
1. Анализ по вопросам учебника
-Каким пейзажем начинается «Песня...»
-Кто подразумевается под образом Сокола и Ужа?
-Как называется такой приём в литературе?
-Как Горький использует художественный прием –контраст?
-Почему же это произведение Горький называет песней, хотя оно написано прозой?
-Что такое афоризм? Найдите их в тексте и запишите.
-Докажите, что «Песня о Соколе» - это романтическое произведение.

5. Домашнее задание:
Выучить отрывок из «Песни...» наизусть, начиная со слов «Безумству храбрых...», стр.216

6. Итог урока




9 класс Урок 21 Русская литература

Тема урока: В. Маяковский. «Я - сам», «Необычайное приключение, бывшее с Маяковским на даче»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с поэтом-новатором и его творчеством;
2.развивать навыки анализа поэтического произведения, навыки выразительного чтения;
3.воспитывать отрицательное отношение к негативным явлениям общественной жизни.

Тип урока: изучение нового материала

Материалы к уроку: папка с материалом о Маяковском, его портрет, интерактивная доска.
Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.
Выучить отрывок из «Песни...» наизусть, начиная со слов «Безумству храбрых...», стр.216



3.Изучение нового материала.
* Рассказ учителя о В.В. Маяковском.
*Чтение фрагментов из книги «Я-сам», стр.221
-Что вы узнали о Маяковском?
*Работа над стихотворением «Необычайное приключение, бывшее с Маяковским на даче», стр.226
-Прочитайте выразительно стихотворение

4. Закрепление изученного материала.
-Словарная работа
-Анализ по вопросам учебника
*Вывод: (записать в тетрадь)
В стихотворении Маяковский подчёркивает: значение поэта так велико в жизни общества, как и значение солнца в природе – тёмные стороны общественной жизни. Этой борьбе поэт готов отдать все силы. Эта тема является одной из основных в творчестве поэта.

5. Домашнее задание:
стр. 226-229, выразительное чтение стихотворения

6. Итог урока









9 класс Урок 22 Русская литература

Тема урока: А. Н. Толстой. Роман «Пётр I» (фрагмент)
Цели урока:
1.познакомить учащихся с «Краткой биографией» писателя и образно с романом
«Пётр I»;
2.развивать мышление, память, речь учащихся;
3.воспитывать интерес к истории России, к великим личностям, способствовавших преобразованию мира.
Тип урока: изучение нового материала

Материалы к уроку: папка с материалом о А. Толстом, интерактивная доска.
Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

стр. 226-229, выразительное чтение стихотворения В. Маяковского«Необычайное приключение, бывшее с Маяковским на даче», стр.226

3.Изучение нового материала.
*Комментированное чтение статьи «Краткая автобиография», стр. 236

*Составление ассоциативного кластера по изученному о А.Н. Толстом









4. Закрепление изученного материала.
*Группировка данных кластера

*рассказ учителя о романе А. Толстого

*запись в тетрадь цитат о романе (Горький, Р. Роллан)

*Чтение и анализ фрагмента из романа


5. Домашнее задание:
стр. 239-245, прочитать, ответить на вопросы

6. Итог урока





9 класс Урок 23 Русская литература

Тема урока: К.М. Симонов «Родина»

Цели урока:
1.познакомить учащихся с поэтом и его стихотворением;
2.развивать навыки анализа поэтического произведения, навыки выразительного чтения;
3.воспитывать у учащихся любовь к родине и желание ее защищать

Тип урока: изучение нового материала

Материалы к уроку: портрет К. Симонова, интерактивная доска.

Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.
- рассказ о романе А.Толстого «Пётр I»
-пересказ фрагмента из романа
-конспект «Автобиографии» А. Толстого

3.Изучение нового материала.
* Рассказ учителя о К. Симонове (показ портрета)
*Чтение эпиграфа к уроку, стр.248
-Что вы узнали о К. Симонове?
- Какие ассоциации вы бы подобрали с слову РОДИНА?
*Работа над стихотворением «Родина»
-Прочитайте выразительно стихотворение

4. Закрепление изученного материала.
-Словарная работа
-Анализ по вопросам учебника
-Какова основная мысль текста?
-Какими словами характеризует свою страну поэт?
-Что такое родина в понимании Симонова?
-Чем можно в жизни жертвовать, а чем нельзя?



5. Домашнее задание:
стр. 248-249 , выучить стихотворение наизусть

6. Итог урока









9 класс Урок 24 Русская литература

Тема урока: А.А. Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь»

Цели урока:
1.познакомить учащихся с поэтом и его стихотворением;
2.развивать навыки анализа поэтического произведения, навыки выразительного чтения;
3.воспитывать у учащихся чувство патриотизма

Тип урока: изучение нового материала

Материалы к уроку: портрет А. Суркова, интерактивная доска, запись песни на стихотворение А. Суркова «Землянка»

Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.
Наизусть стихотворение К. Симонова «Родина»

3.Изучение нового материала.

* Рассказ учителя о А. Суркове (показ портрета) и его стихлтворении

*Прослушивание песни «Землянка»

*Выразительное чтение стихотворения А. Суркова

4. Закрепление изученного материала.

-Словарная работа

-Анализ по вопросам учебника
-О чём это стихотворение?
-Подберите синонимы к словам
печурка, поленья, тоскует, нелегко, вьюга, заплутавшее, землянка, негасимый

-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
-Как бы вы определили настроение этого стихотворения?
-Как бы вы его озаглавили?
-Какие художественно-выразительные средства использовал автор и с какой целью?
-Какова основная мысль текста?


5. Домашнее задание:
стр.249 , выучить стихотворение наизусть

6. Итог урока




9 класс Урок 25 Русская литература

Тема урока: Муса Джалиль «Палачу», «Не верь»

Цели урока:
1.познакомить учащихся с поэтом и его стихотворениями;
2.развивать навыки анализа поэтического произведения, навыки выразительного чтения;
3.воспитывать у учащихся чувство патриотизма

Тип урока: изучение нового материала

Материалы к уроку: портрет Мусы Джалиля, интерактивная доска

Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.
стр.249 , выучить стихотворение А. Суркова наизусть


3.Изучение нового материала.

* Рассказ учителя о М. Джалиле (показ портрета) и его творчестве

*Самостоятельное чтение биографической статьи на стр.250

*Выразительное чтение стихотворений «Палачу», «Не верь»

4. Закрепление изученного материала.
-Словарная работа
-Анализ стихотворения «Палачу»
-О чём это стихотворение?
-Подберите синонимы к словам
преклоню, палач, узник, уничтожить, Родина
-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
-Как бы вы определили настроение этого стихотворения?
-Почему оно называется «Палач»?
-Какие художественно-выразительные средства использовал автор и с какой целью?
-Найдите в тексте обращения , междометия и деепричастия.
-Объясните значение выражения «умру стоя». В прямом или переносном значении оно употреблено?
-Кого автор подразумевает по палачом?
-Какова основная мысль текста?
-Анализ стихотворения «Не верь»
-К кому обращено стихотворение?
-Чему не должна верить его любимая?
-На что герой не имеет права?
--Какие художественно-выразительные средства использовал автор и с какой целью?
5. Домашнее задание:
стр.250, 251 выучить одно стихотворение (на выбор) наизусть

6. Итог урока
9 класс Урок 26 Русская литература

Тема урока: Якуб Колас «Лесам Белоруссии»

Цели урока:
1.познакомить учащихся с поэтом и его стихотворением;
2.развивать навыки анализа поэтического произведения, навыки выразительного чтения;
3.воспитывать у учащихся чувство патриотизма

Тип урока: изучение нового материала

Материалы к уроку: портрет Я. Коласа, интерактивная доска

Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.
стр.250, 251 выучить одно стихотворение (на выбор) наизусть


3.Изучение нового материала.

* Рассказ учителя о Я. Коласе (показ портрета) и его творчестве

*Чтение учащимися отрывка из письма партизан Я. Коласу на стр.252

*Выразительное чтение фрагмента стихотворения «Лесам Белоруссии»

4. Закрепление изученного материала.
-Словарная работа
-Анализ стихотворения «Лесам Белоруссии»
-О чём это стихотворение?
-Подберите синонимы к словам
думы, лихие годы, щедро, смерч, сникло, шальные, блистали
-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
-Как бы вы определили настроение этого стихотворения?
-Почему оно называется «Лесам Белоруссии»?
-Какие художественно-выразительные средства использовал автор и с какой целью?
-Найдите в тексте обращения , междометия.
-Объясните значение выражений «пошли под топор», «расправили грудь».
- С кем сравнивает автор войну? Почему?
-Какова основная мысль текста?

5. Домашнее задание:
стр.252- 253 выразительное чтение стихотворения

6. Итог урока





9 класс Урок 27 Русская литература

Тема урока: Виктор Гусев «Мать и сын»

Цели урока:
1.познакомить учащихся с поэтом и его стихотворением;
2.развивать навыки анализа поэтического произведения, навыки выразительного чтения;
3.воспитывать у учащихся силу духа и сочувствие к близким людям

Тип урока: изучение нового материала


Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

стр.252- 253 выразительное чтение стихотворения «Лесам Белоруссии»
Якуба Коласа


3.Изучение нового материала.

*Чтение учащимися стихотворения Виктора Гусева «Мать и сын» на стр.253

Словарная работа
Подберите синонимы к словам:
весть, Отчизна, отдать жизнь, замолкла, тяжело, седой, потеря, прекрасную, друзья, ныне, украткой

4. Закрепление изученного материала.
*Выразительное чтение стихотворения
*Анализ стихотворения по вопросам:
*О чём это стихотворение?
-Что вас больше всего удивило, восхитило?
-Почему?
-Какие художественно-выразительные средства использовал автор, с какой целью?
-Какова основная мысль стихотворения?
-Какова идея стихотворения?

5. Домашнее задание:
стр.253- 254 выразительное чтение стихотворения

6. Итог урока








9 класс Урок 28 Русская литература

Тема урока: Саломея Нерис «Мой рядовой», «Соловей не петь не может»
Цели урока:
1.познакомить учащихся со стихотворениями литовского автора о войне;
2.развивать навыки анализа поэтического произведения, навыки выразительного чтения;
3.воспитывать у учащихся чувство патриотизма.

Тип урока: изучение нового материала


Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

стр.253- 254 выразительное чтение стихотворения


3.Изучение нового материала.

*Чтение учащимися стихотворения Саломеи Нерис «Мой рядовой», стр.254
-Почему стихотворение названо именно так?
-Какова основная мысль стихотворения?
-Почему её рядовой не мнёт её руку?
-К чему призывает автор?
-Какие художественно – выразительные средства использовал автор?
-С какой целью?

*Чтение стихотворения «Соловей не петь не может»
-О чём это стихотворение?
-Каклва основная мысль этого стихотворения?
-Докажите, что это стихотворение о войне.
*Словарная работа

4. Закрепление изученного материала.
*Выразительное чтение стихотворений

5. Домашнее задание:
стр.254- 255, выучить одно из двух стихотворений С. Нерис наизусть

6. Итог урока










9 класс Урок 29 Русская литература

Тема урока: Лия Бережных «Не склонив головы»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с эпизодом из жизни военнопленных казахов в Голландии;
2.развивать навыки анализа художественного произведения, навыки выразительного чтения;
3.воспитывать у учащихся интерес к истории военного времени.

Тип урока: изучение нового материала


Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.
стр.254- 255, выучить одно из двух стихотворений С. Нерис наизусть


3.Изучение нового материала.

*Чтение учащимися очерка (в сокращении) Лии Бережных «Не склонив головы»

*Словарная работа

4. Закрепление изученного материала.
-О каких событиях идёт речь в очерке?

-В какое время был написан очерк?

-Какая задача была у Лии Бережных? (Прочтите)

-Что вы узнали о судьбе военнопленных казахов в Голландии?

-Какой эпизод Вам больше всего запомнился, удивил, заставил задуматься?

-Прочтите эти эпизоды. Какие чувства они у вас вызывают?

-Почему мы должны помнить прошлое?

5. Домашнее задание:
стр.256- 261, прочитать, ответить на вопросы

6. Итог урока








9 класс Урок 30 Русская литература

Тема урока: Джакомо Леопарди «Ночная песнь пастуха, кочующего в Азии»
Цели урока:
1.познакомить учащихся содержанием и философским смыслом стихотворения;
2.развивать навыки анализа художественного произведения, навыки выразительного чтения;
3.воспитывать у учащихся интерес к жизни, видеть в ней больше позитива.

Тип урока: изучение нового материала


Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.
стр.256- 261, прочитать, ответить на вопросы

3.Изучение нового материала.
*Рассказ учителя о Джакомо Леопарди
Жизнь Джакомо леопарди пришлось на тяжёлые времена итальянской истории. Италия в те времена была отсталой окраиной Европы. Поэт умел воспринимать как свои личные беды не только драматические события в истории своей Родины, но и в мире в целом.

*Чтение учащимися стихотворения «Ночная песнь пастуха, кочующего в Азии», стр.263

*Словарная работа

4. Закрепление изученного материала.
-С какими словами поэт обращается к луне?
-Прочтите строки, в которых нарисована жизнь старика.
-В чём видит поэт контраст и торжество между миром природы и жизнью человека?
-Какую картину жизни «смертных» рисует поэт?
-В чём поэт видит смысл жизни человека?
-В каких строках, по-вашему, заключена главная мысль стихотворения?

*Чтение статьи И. Полуяхтова и И. Володина о стихотворении Джакомо Леопарди.

5. Домашнее задание:
стр.263- 265, выразительно прочитать, ответить на вопросы

6. Итог урока









9 класс Урок 31 Русская литература

Тема урока: В.И. Даль «Бикей и Мауляна»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И. Даля и его произведением «Бикей и Мауляна»;
2.развивать навыки анализа художественного произведения, навыки выразительного чтения;
3.воспитывать у учащихся уважение к истории, обычаям казахского народа.

Тип урока: изучение нового материала
Материалы к уроку: портрет В.И. Даля, интерактивная доска



Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения Джакомо Леопарди «Ночная песнь пастуха, кочующего в Азии», стр. 263

3.Изучение нового материала.
*Рассказ учителя о Владимире ивановиче Дале.
Родился в семье медика. Окончил Морской кадетский корпус, принял участие в нескольких плаваниях, 5 лет прослужил в Черноморском флоте, выучился в университете на врача. 47 лет трудился над созданием толкового словаря (200 000 слов) Знал 12 языков. Бывал в западно-Казахстанской области. Знакомился с историей и бытом казахов. Результат поездок в Казахстан – рассказы «Бикей и Мауляна», «Майна»..

*Чтение учащимися рассказа «Бикей и Мауляна», стр.266

*Словарная работа

4. Закрепление изученного материала.
-Что узнали о жизни В.И. Даля?
-Какой труд являлся главным трудом всей его жизни?
-Кем был главным героем его рассказа «Бикей и Мауляна»?
-Что вы можете сказать о его отце?
-А о нем самом?
-Почему отец не ладил с сыном?
-Какая социально – нравственная проблема поднимается в рассказе?
5. Домашнее задание:
стр.266- 271, прочитать, ответить на вопросы

6. Итог урока






9 класс Урок 32 Русская литература

Тема урока: А. Янушкевич «Дневники и письма из путешествия по казахским степям»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с жизнью и творчеством Адольфа Янушкевича и его «Дневниками и письмами из путешествия по казахским степям»
2.развивать навыки анализа художественного произведения, навыки выразительного чтения;
3.воспитывать у учащихся уважение к истории, обычаям казахского народа.

Тип урока: изучение нового материала
Материалы к уроку: портрет А. Янушкевича, интерактивная доска



Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.
стр.266- 271, прочитать, ответить на вопросы
3.Изучение нового материала.
*Рассказ учителя о Адольфе Янушкевиче (показ портрета на интерактивной доске)
Янушкевич родился в Несвиже (бывшей Минской губернии)
В 18 лет закончил Винницкую гимназию и поступил в Виленский университет на филологический факультет. После окончания вернулся на Родину. Боролся против царя, был ранен и взят в плен. Судом был лишен дворянского титула и сослан в Сибирь на поселение.
В 1841 году после «послабления» работает в канцелярии начальника Пограничного управления «сибирскими киргизами». Ездит в служебные командировки, изучает казахский язык. В казахские степи он влюбляется уже после первой поездки. Он записывал наиболее интересное в дневники, отправлял своим родным и друзьям письма о своих путкшествиях по казахской земле.
После смерти Янушкевича его друг Густав Зелинский отвез эти дневники и письма его родным в Париж.

*Комментированное чтение дневников и писем Янукевича, стр.275

*Словарная работа (выяснить значение непонятных словам), 278

4. Закрепление изученного материала.
Ответить на вопросы, стр.279
5. Домашнее задание:
стр. 275-278, прочитать и ответить на вопросы

6. Итог урока







9 класс Урок 33 Русская литература

Тема урока: Т. Г. Шевченко «Топор был за дверью у господа бога»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с жизнью и творчеством Т.Г. Шевченко и его стихотворением;
2.развивать навыки анализа художественного произведения, навыки выразительного чтения;
3.воспитывать у учащихся интерес к истории казахского народа.

Тип урока: изучение нового материала
Материалы к уроку: портреты Т. Шевченоко и Кенесары Кайсанова, интерактивная доска



Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.
стр. 275-278, прочитать и ответить на вопросы

3.Изучение нового материала.
*Рассказ учителя о Тарасе Григорьевиче Шевченко (показ портрета на интерактивной доске)
Т. Шевченко – поэт, художник, революционер, мыслитель, символ народной Украины. В апреле 1847 года был арестован, а затем отдан в солдаты без указания срока службы. Благодаря его друзьям, Шевченко становится матросом Аральской экспедиции. Появились в связи с его плаваниями и первые рисунки. Рисовал он и казахские пейзажи. Бывал на Арале. Его рисунки вошли в отчёт эспедиции, хотя царь запретилему рисовать и писать. Его отправляют в ссылку на полуостров Мангышлак, но его спасает случай. Друзья опять добиваются, чтобы Шевченоко отправили исследовать полезные ископаемые гор Каратау.
*Комментированное чтение стихотворения «Топор был за дверью у господа бога», стр.281
*Словарная работа (выяснить значение непонятных словам), 280,283

4. Закрепление изученного материала.
*Выразительное чтение стихотворения.
*Вопросы:
-Как вы понимаете выражение: «как вырвется топор из рук; и страх и горе»
-Прочитайте строки, в которых рисуется восстание под руководством Кенесары хана. Как вы понимаете строки: «кипела в берегах вода»?
-В каких строчках выражено сочувствие к поражению восставших?
-Какое казахское верование нашло отражение в заключительных строках стихотворения?
5. Домашнее задание:
стр. 281-283, выразительное чтение
6. Итог урока




9 класс Урок 34 Русская литература

Тема урока: Ю.О. Домбровский «Хранитель древностей»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ю.О. Домбровского и его произведением;
2.развивать навыки анализа художественного произведения, навыки выразительного чтения;
3.воспитывать у учащихся интерес к истории казахского народа.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.
стр. 281-283, выразительное чтение

3.Изучение нового материала.
*Рассказ учителя о Юрие Осиповиче Домбпровском
Ю.О. Домбровский родился в Москве. Учился в Высшем литературно-художественном институте после окончания школы.
В 1932 году был впервые арестован за антисоветщину и осужден на 3 года ссылки. Отбывал наказание в Алматы, где жила его тётя.
В Алматы работал директором школы, затем преподавал русскую и зарубежную литературу в Казахском сельскохозяйственном институте.
В 1939 второй арест. Через месяц снова отправле в Алматы, где состоялся суд. На суде его приговорили к 10-ти годам лишения свободы. Но по болезни срок уменьшили.
В 1943 году Домбровский снова в Алматы. Друзья помогли ему получить курортное лечение в Копал-Арасане.
Одно из самых популярных его произведений – роман «Хранитель древностей». Древность – это занавес, а потом воздух и цвет. В романе описываются события 37 года. Эта дата говорит сама за себя.
*Комментированное чтение фрагмента из романа, стр.285-288
*Словарная работа (выяснить значение непонятных словам), 288,289

4. Закрепление изученного материала.
*Вопросы:
-Как выглядел Алматы весной 1933 года?
-Какие художественные приёмы использует автор для описания природы города?
-Прочитайте абзац, где автор встречает рощицу белых акаций. Как он описывает деревья?
-Расскажите, что вы узнали об алматинском тополе?
-Как называют горожане дорогу от алматы до Ташкента?
Как вы думаете, почему в Алматы дикая природа так близко соприкасается с городом?
-Как вы считаете, сильно ли отличается город, описываемый Домбровским, от сегодняшней Алматы?

6. Итог урока

















Алишер Навои

А.И. Герцен

А. Толстой