Конспект урока по МХК Архитектура Древнего Египта (10 класс)



Конспект урока по МХК для 10 класса подготовила Османова Леся Петровна


Тема: АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Цель: выявление связи мифологической идеи вечной жизни с архитектурой Древ него Египта.

Задачи: формирование представлений об историко-культурных доминантах Древнего Египта;
развитие умений анализировать и систематизировать информацию;
развитие умений анализировать различные информационные источники,
формировать эстетическое отношение к памятникам мировой культуры.

Оборудование:
презентация,
ноутбук
фотокартины,
тексты статьи.
Ход урока.
Организационный момент.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Раздел
Задача этапа
Материал
Содержание




Деятельность учителя
Деятельность ученика

3.Изучение нового материала 2.Мотивация учебной деятельности
Создание атмосферы восприятия и осмысления информации о древней культуре
Стихотворение «Тени прошлого» В.Брюсова




















Слайд №1 (текст стихотворения)
Здравствуйте.
Готовясь к сегодняшнему уроку, я просматривала разную литературу. Среди различных произведений я встретила строки, от которых не могла оторваться, и поняла, что обязательно их вам прочту. Послушайте:
Осенний скучный день. От долгого дождя
И камни мостовой, и стены зданий серы;
В туман окутаны безжизненные скверы,
Сливаются в одно и небо и земля.

Близка в такие дни волна небытия,
И нет в моей душе ни дерзости, ни веры.
Мечте не унестись в живительные сферы,
Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я.

Мне снится прошлое. В виденьях полусонных
Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц.
Есть много светлых дум, погибших, погребенных, –

Как странно вновь стоять у темных их гробниц
И мертвых заклинать безумными словами!
О тени прошлого, как властны вы над нами!
(В.Брюсов)

Как вы считаете, что же помогает герою проживать и переживать это состояние? Зачем нужно прошлое? Почему оно властно над нами?
Может ли быть, что прошлое помогает нам в настоящем?.. Быть может, то, что вы узнаете сегодня о прошлом, поможет вам в вашем будущем?..
























Ответы: прошлое, его необычность и таинственность; возвращаясь в прошлое, мы обдумываем его и делаем какие-то выводы





Слайд № 2 («Культура Древнего Египта»)
Я предлагаю вам поразмыслить о далеком прошлом, о Древнем Египте. Запишите в тетрадь число и тему: «Культура Древнего Египта».
Мир начал изучать Древний Египет около 200 лет назад. А вы знаете, чем интересен сегодня миру Древний Египет? –
Работа в тетради
«мозговой штурм»
Запись предположений на доске: пирамиды, древняя наука, связь пирамид с астрономией, с инопланетянами

Стадия осмысления
формирование представлений об историко-культурных доминантах Древнего Египта;



Слайд №3 (Карта Древнего Египта)
Слайд № 4 (Периодизация истории культуры)

Слайд № 5, 6, 7(«Анубис бальзамирует тело», Саркофаг, «Суд Осириса»)





Слайд № 8 («Архитектура Древнего Египта»)
Что же за культура все это дала миру? Когда и как началось ее развитие?
На берегах Нила, который на карте выглядит, как цветок лотоса, так почитаемый в этой стране, возникает цивилизация около 4 тысячелетия до нашей эры.
За более чем трехтысячелетнюю историю были периоды расцвета (Древний, Средний, Новый, ееее чем трехтысячелетюю историю были периоды расцвета (Древнеелетия до нашей эры. эллинистический) и упадка. Жизнь египтян полностью зависела от разлива Нила. С этим связана вера в вечное постоянное обновление мира. Каждый вечер солнце Ра умирает на западе и каждое утро возрождается на востоке, пройдя подземный мир и преодолев все препятствия. И душа человека, его астральный двойник КА, также после физической смерти, пройдя в подземном мире суд Осириса (умирающего и воскресающего божества растительности) окажется в полях Иалу (полях Камыша) и будет жить вечно и в лучших условиях. А сам Осирис вместе с двойниками умерших имеет власть над урожаем.
Эти религиозные представления, эта идея вечной жизни (сначала жизнь на земле, а потом в «благословенных полях Иалу») вызывала стремление сохранить тело, т.е. мумифицировать, сохранить в гробнице и, провести магический ритуал, который защитить астрального двойника от неприятностей загробного мира.
Гробница должна была быть очень надежной. Пример такой защиты мы увидим в архитектуре эпохи Древнего царства. Это – пирамида



Слушание лекции



Слайд № 9 (Общий вид Великих пирамид в Гизе)
Слайд №10, 11(вид пирамиды Джосера)

Слайд №12 (Великие пирамиды в Гизе)
Пирамиды – загадочные строения Их тайны разгадывают до сих пор. Даже то, как они возникли и как были построены, до сегодняшнего дня вызывает много разногласий

Как особая форма гробницы пирамида начала формироваться в эпоху Древнего царства. Сначала все выглядело так: подземная гробница и мастаба над ней. Затем зодчий Имхотеп возводит для фараона Джосера так называемую ступенчатую пирамиду, поместив 6 мастаба, одна на другую.
Затем появляются привычные для нас пирамиды. Самые большие известны как Великие пирамиды в Гизе. Это погребальные сооружения трех фараонов: Хуфу (Хеопса), Хафры (Хефрена) и Менкаура (Микерина). Строились все некрополи на западном берегу. Ребята, как вы считаете, почему выбран именно запад? –














ответы учеников – место захода солнца, место смерти


Закрепление представлений о месопотамской архитектуре;
Развитие умения находить логические связи между новой информацией и ранее полученными знаниями
Слайд №13 (пирамида и зиккурат)
А где мы уже встречались с подобной архитектурной формой? –

Давайте сравним эти формы, что у них общего и что различного. Оформите в тетради таблицу, на работу 15 минут:

Предполагаемые линии сравнения
Линии сравнения
Зиккурат
Египетская пирамида

Материал




Место постройки




Внешний вид




Предназначение





Подведем итог:
ответы учеников – культура Междуречья, зиккурат


Работа в таблице






ответы учеников – предназначение, материал, место постройки


развитие умений анализировать различные информационные источники

Слайд № 14, 15 (Великие пирамиды в Гизе)
Исходя из ваших предложений, пирамида возводилась как строение, воплощающее в себе определенные принципы. А какие это принципы, вам предстоит разобраться самостоятельно: делимся на группы: 1 группа работает по учебнику, 2 группа работает с текстом статьи, 3 группа вносит собственные предположения. Через 10 минут вам нужно ответить на вопрос: какие принципы положены в основу строительства пирамиды? –

Принципы, лежащие в основе строительства пирамид

Учебник
СМИ
Догадки









работа в группах, затем обсуждение и запись предложений в Т-таблицу:





Ответы представителей групп и запись предложений




Сделайте вывод: какое из ваших предложений наиболее ясно и научно объясняет принципы, на основе которых построена пирамида? В чем именно проявляется этот принцип?
Но эта важная идея проявлялась не только в пирамидах, существовали еще и другие архитектурные ее воплощения – заупокойные храмы. В учебниках эта связь очень хорошо показана, и дома вы самостоятельно с этим материалом познакомитесь и выполните задание № 2 к «Уроку №5»

Ответы: идеи из учебника, отражение идей о вечной жизни, пирамида являет собой соединение горизонтальной и вертикальной мифологической моделей мира.

4. Рефлексия
Формирование эстетического отношения к памятникам мировой культуры, связей между искусством прошлых эпох и настоящим.

Вернемся к началу урока. Мы говорили о важности прошлого. Посмотрите, знание одного культурологического момента помогло осмыслить другой. В наше время форма пирамиды не исчезла из искусства: мавзолей на Красной площади, пирамида Лувра, памятные курганы Все это формы из прошлого. Напомню вам, что пирамидальная форма, Мировая гора, соединяет прошлое и будущее.
И последнее, «Есть много светлых дум» – сказал В. Брюсов, и египтяне считали, что души бессмертны тогда, когда из тьмы подземного мира пробьются к свету. Идея бессмертия, воплощенная в архитектуре – идея путешествия к свету, и мне хочется, чтобы каждый ваш шаг был шагом к свету. Светлых дум вам!



5. Домашнее задание.
15