Реализация духовно-нравственного направления на уроках обучения грамоте в 1 классе


Реализация духовно-нравственного направления
на уроках обучения грамоте в 1 классе.
В период обучения грамоте основной акцент в плане духовно-нравственного образования делается на формирование позиции ученика, положительного отношения к школе, к учению. Это тема содержательно широко представлена в «Азбуке» Наталии Васильевны Нечаевой и Киры Семеновны Белорусец.
Так, на первом уроке «История обучения. Знакомство с учебником» мои учащиеся знакомились с новыми ролями – школьник, школьница, с правилами поведения в школе, на уроке. Рассматривая новый учебник «Азбуку» они знакомились с правилами пользования книгами, обсуждали, почему так важно сохранять учебники, т.е. формировали социальную значимость.
На уроке «История речи. Речь устная и письменная» после рассматривания рисунков и обсуждения делали выводы о сферах использования устной и письменной речи, о необходимости соблюдения правил вежливого общения, тем самым формировали представления о языке как средстве общения.
Продолжаем знакомиться с нормами речевого этикета практически на каждом уроке: использование вежливых слов, приветствия, правила общения со взрослыми, сверстниками, говорим об уважительном отношении к взрослым, пожилым людям работая над темой «Твоя семья», «Культура общения», т.е. формирую культуру общения.
При чтении учащимися текстов «Ну и пошутил», «Любим тебя», «Перемена!» и т.д., в которых обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей происходит ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения.
Большое количество ребусов, загадок, кроссвордов, которые с удовольствием разгадывали ученики 1 класса, развивают познавательные интересы, учебные мотивы.
Содержание учебника дают возможность для начала планомерной работы по осознанию ребенком себя как гражданина России, по осознанию своей этнической принадлежности. Эта линия поддерживается иллюстративным материалом, чтением произведений малых жанров устного народного творчества, пословицы, поговорки, заклички.
На уроке по теме «Твоя Родина», посредством рассматривания иллюстраций, учащиеся осознали соотношение понятий: мир. Россия, столица Москва, родина, семья. Участвовали в обсуждении семейного статуса девочек и мальчиков (сын/дочь, сестра/брат, внук/внучка). В ходе этого урока формировала у ребят моего класса осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
Рассматривая иллюстрации «Играем в магазин», «Капитаны», «Музей машин» и т.д. говорили о разных профессиях, их значимости для людей, вспомнили стихотворение С.Михалкова «А что у вас?». На этих уроках у ребят формируется картина мира культуры (мир профессий и их социальная значимость)
При работе с текстами «Спортивный праздник», «Футбол» и другими учу ребят заботиться о своем здоровье, правилам личной гигиены, т.е. формирую установки на ЗОЖ.
При рассматривании иллюстраций «Как ты поступишь в таких случаях?», «Дождь идет», «Рубашка для брата» и беседе по ним развиваю у ребят доверие к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, способность оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
На уроке по теме «Театр» учащиеся рассматривали иллюстрации к сказкам «Золушка», «Аленький цветочек», сопереживали героям , обсуждали поступки «+» и «-» героев, тем самым развивая эмпатию и сопереживание, эмоционально-нравственную отзывчивость. Здесь же знакомлю их с драматическим, кукольным, оперным театрами, театром зверей, кукол-марионеток, с балетом, т.е. формировала эстетические чувства и чувства прекрасного.
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств происходило у учеников при чтении и обсуждении текста «Русская матрешка», при инсценировании сказок.
При чтении и обсуждении пиктограммы «Ссора» учила ребят быть ответственными, т.е. учила основным моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность).В курсе «Обучение грамоте» предусмотрены 4 урока по теме «Фестиваль сказочных героев. Эти уроки – настоящие праздники для ребят: они становятся «артистами» и инсценируют известные сказки, участвуют в викторине, узнают героев сказок по их высказываниям, и обязательно обсуждают характер и поступки героев. В ходе таких уроков ребята демонстрируют и свои поступки. Важно уметь договариваться при выборе ролей, декораций, костюмов. В ходе таких уроков учу ребят выделять нравственное содержание поступков на основе моральных норм.
Понятия о любви, дружбе, совести, справедливости, достоинстве, скромности, доброте, смелости, отваге, трудолюбии и других ценных личностных качествах человека заложены в содержание упражнений, задач, предложений, текстов. В учебниках есть большое количество учебного материала, который способствует воспитанию нравственных норм, социальной справедливости, воспитывает у детей чувства доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, чувство личной ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей.
Таким образом, освоение курса «Обучение грамоте» вносит существенный вклад в духовно-нравственное образование личности младшего школьника.