Статья на тему Межпредметная интеграция в урочной и внеурочной деятельности при обучении английскому языку

«Межпредметная интеграция в урочной и внеурочной деятельности при обучении английскому языку»
Мищук Лариса Владимировна,
учитель английского языка,
МБОУ «СОШ №16»
Введение
Актуальность.
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. 
Интеграция в учебном процессе помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии. Интегрированные уроки интенсифицируют учебный процесс, включают учащихся в новые виды деятельности, способствуют рождению новых качественных знаний, взаимообогащая предметы.
В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач может быть использование межпредметных связей как в процессе урочной, так и во внеурочной деятельности по иностранному языку. Включение в процесс преподавания иностранного языка страноведческих материалов способствует расширению и углублению знаний учащихся о культуре страны изучаемого языка. Знакомство с материалами на родном и иностранных языках о стране изучаемого языка и о других странах увеличивает возможность ознакомления с реалиями этих стран, которой они практически лишены при изучении других предметов. Иностранный язык находится в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами и может служить средством для взаимного обогащения. Я считаю, что иностранный язык – один из наиболее универсальных предметов, способных обогатить образование, так как овладение языками - действенное средство развития детей (их памяти, внимания, воображения, мышления). Одним из способов организации обучения иностранному языку является интегрированный способ обучения, в котором делается попытка следовать естественным путем познания ребенком окружающего мира, исходя из того, что мир вокруг нас – это единое целое и наиболее эффективный вид обучения – это обучение интегративному целому. Ведь иностранный язык является средством выражения мысли об объективной действительности, свойство, закономерности которой являются предметом других дисциплин, следовательно, содержание учебных дисциплин может быть поводом для коммуникации на иностранном языке.
Основная часть.
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Однако необходима большая работа, прежде чем метапредметный подход станет понятным для массового учителя. Если учитель двигается только в рамках своей узкой предметной парадигмы, то у него нет возможности перспективного развития в новом, ХХ веке. Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому что на метапредметах и  учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста.
Метапредмет – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Авторы идеи Н.Громыко и М. Половков считают, что ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приёмы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию и другие.
Необходима тесная связь урочной и внеурочной деятельности. Нельзя говорить о проблемах экологии и не замечать их, выходя за пределы школы, говорить об уважении других культур, писать проекты и высмеивать одноклассника другой национальности. Таким образом, осуществляются метапредметные связи – дети учатся самостоятельно рефлексировать полученные знания и навыки в своей собственной жизни.
На уроке английского языка учащиеся овладевают многими метапредметными умениями. Они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Благодаря интеграции английского языка с другими предметами (иностранной литературой, историей, биологией, химией, географией, русским языком, МХК и др.) учитель помогает в развитии мотивации и интереса познавательной деятельности.
На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности. Для того, чтобы повысить творческий потенциал учащихся, на мой взгляд, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности.
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом на уроках. Этому способствуют современные технологии: проблемно-исследовательское обучение, метод проектов, модульное обучение, мастерские и т.д. Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет всегда дополнительный резерв. Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач. Эта работа ведется по следующим направлениям:
- работа кружка;
- развитие речи;
- организация проектно-исследовательской деятельности учащихся;
- подготовка к олимпиаде;
- развитие устной речи;
- проектирование;
- творческая работа.
Эффективное стимулирование интеллектуального и творческого развития в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения.
Эффективность и результативность внеклассной работы по иностранному языку находится в прямой зависимости от занимательности и новизны содержания форм и методов работы:
1) организация внеклассной работы в форме кружка иностранного языка;
2) организация внеклассной работы по иностранному языку в форме клубов:
3) периодические формы внеклассной работы по иностранному языку:
* соревнования (конкурсы, олимпиады, викторины);
* недели, декады и месячники иностранного языка;
Одним из резервов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету. Опыт свидетельствует о том, что изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. Внеклассные занятия обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и способствуют дальнейшему совершенствованию умений и навыков. Важно выбрать те из них, которые наиболее полно помогают в решении практических, общеобразовательных и воспитательных задач и вместе с тем экономичны во времени, способствуют созданию мотивированных ситуаций речевого образца, отвечают интересам детского коллектива, удачно сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса. Это и является проблемой: отбор технологий, форм работы с обучающимися.
Эффективными считаются различные приемы работы с презентациями, где преследуются различные стратегии. Их использование позволяет:
повысить мотивацию учащихся к обучению;
ориентироваться на современные цели обучения;
использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
реализовать индивидуальный подход;
изменить характер взаимодействия учителя и ученика;
повысить качество наглядности;
объективно оценивать знания учащихся.
При использовании различного вида презентаций мы опираемся на основные научно-методические принципы: коммуникативность, наглядность, индивидуализацию. Необходимо отметить, что использование презентаций на уроке дает возможность учителю:
находить основные и дополнительные материалы для уроков;
заинтересовать учащихся, вовлечь их в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность усвоения знаний;
организовать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом.
Задания могут быть самыми разнообразными. Например:
Какую картину вы можете представить, увидев следующий сюжет?
Какую историю вы могли бы рассказать, посмотрев этот слайд?
Подберите как можно больше прилагательных, которые подходят для описания увиденного.
Составьте рекламный текст к увиденному.
Выполните задание на соотнесение слайдов и текстов, которые перед вами;
Составьте собственный soundtrack к следующему слайду.
Такие задания дают возможность создать и определенную интригу на уроке: учащиеся не знают заранее, что их ждет, а любопытство, как известно, во многом ключ к мотивации. Кроме того, подобные задания развивают информационную компетенцию учащихся, т.е. способность найти нужную информацию в нужное время.
На уроке иностранного языка учащиеся овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Они организовывают  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Дети работают индивидуально и в группе, находя общее решение и, разрешая конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Они формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планируют и регулируют свою деятельность;  овладевают устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обобщая изученный материал, учащиеся выполняют задания, ориентированные на интеграцию всех отработанных стратегий.
Для развития способностей к межкультурной коммуникации важно давать учащимся весь спектр знаний о культуре, обычаях и традициях англоязычной страны с тем, чтобы учащиеся имели объективную картину и могли сознательно выбирать стиль общения. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках английского языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру нашей страны и
развивая у них умение представлять ее средствами английского языка.

Заключение
Планируя работу, каждый учитель стремится разнообразить учебную деятельность учащихся, включить в нее такие творческие личностно-ориентированные задания, которые способствуют развитию творческого потенциала личности, расширению зоны активного познания, культуры мышления и, конечно, совершенствованию иноязычной речи.
В планировании и проведении внеклассной работы по предмету необходимо принимать во внимание, что она значима и эффективна в том случае, если каждое ее мероприятие органически вписывается в учебно-воспитательный процесс школы. В связи с этим все проводимые в рамках системы постоянно действующие и периодические формы работы должны координироваться администрацией учебного заведения и органически сочетаться с планами работы классных руководителей, деятельностью детских и молодежных организаций школы.
Содержание учебного предмета Английский язык позволяет создавать условия для достижения широкого спектра личностных образовательных результатов и формирования коммуникативных учебных умений. Основная задача учителя при подготовке к уроку проанализировать, выделить и подобрать содержание таким образом, чтобы урок был ориентирован на целенаправленное достижение личностных и метапредметных результатов, выбранных в качестве приоритетных при изучении конкретной темы.



































15