Статья она тему Интеграция истории и географии в создании курсов по изучению краеведения


Интеграция истории и географии в создании курсов по изучению краеведения
Современное реформирование образования касается всех аспектов школьного преподавания, в том числе переосмысления способов изучения краеведческого материала.
В Примерной образовательной программе ООО заложены благоприятные условия для реформирования географического образования в целом, и, в том числе, для более эффективной реализации краеведческого принципа, без которого невозможно успешное решение образовательных и воспитательных задач школьной географии. Так, в стандарте содержания образовательной области "Земля" в числе физико-географических регионов предусмотрены как соподчиненные природно-территориальные комплексы от планетарного до локального, в том числе и своя местность. Социально-экономические регионы представлены как результат взаимодействия природы и человека; к ним относятся страны, своя область (или край) в административных единицах, город, село, природно-антропогенные комплексы, включая свою местность. Такие же благоприятные условия мы наблюдаем при обучении истории. Изучение каждого временного отрезка исторического времени завершается отведённым временем на освоение материала регионального компонента.
В учебном плане разделение на инвариантную и вариативную часть предполагает включение учебных курсов по выбору образовательной организации. Это создаёт благоприятную почву для апробации и внедрения в школьную практику интегрированного курса, например, такого как «География Свердловской области (страницы истории)», автор Викулова Н.П., кафедра экономгеографии и методики географии УрГПУ г. Екатеринбуг.
Данный курс позволяет полнее изучить своеобразие геокомплексов региона. Они образовались при взаимодействии природы, населения и его хозяйственной деятельности. Также это позволяет рассмотреть историю формирования региона, культуру, быт, трудовые навыки населения, перспективы развития территории, позволяетт рассматривать "свою местность", "свой район", "свою область" как части целого. Тем самым создаются реальные условия для развития способности учащихся "мыслить глобально, действовать локально", что особенно важно для понимания геоэкологической направленности географии.
К настоящему времени определились разнообразные формы организации занятий по краеведению. Общепризнанно его большое значение в эстетическом, геоэкологическом воспитании школьников, в воспитании у них патриотического чувства любви "к малой родине", в повышении качества знаний и умений как по географии, так и по истории.
С наибольшей полнотой раскроются потенциальные возможности краеведения в образовании и воспитании учащихся в связи с переходом школы на новый стандарт образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, т.е. подготовка учащихся проверяется по результатам их деятельности по выполнению заданий разных уровней сложности и самостоятельности.
Однако, для того, чтобы по-новому провести реформирование географического образования, следует критически подойти к сложившемуся опыту краеведения в географии и, вместе с тем, сохранить все положительное в нем. Одна из актуальных проблем в методике это уточнение смыслового значения терминов, связанных со школьным краеведением.
Слово "краеведение" означает: ведение (знание или процесс познания) о крае, т.е. о какой-то небольшой территории. Широко используется термин "свой край". Но что именно подразумевается под этим, каждый понимает по-своему. Одни как окружение школы, другие как любую территорию, где побывал краевед, третьи как часть области или административного района. Правомерно применение термина "свой край" и к административной единице, например, Свердловская область, Хабаровский край и т.п. Часто применяются термины "своя область" и "своя местность" как объекты краеведческого изучения. Ясно, что при таком многообразии субъективного понимания терминов, касающихся конкретных территорий, очень трудно методистам и учителям понимать друг друга. Нельзя не учитывать, что для непосредственного изучения географии какой-либо территории от определения ее названия и границ зависит отбор содержания знаний, средств и форм организации работы учащихся. На основе многолетнего опыта исследований по школьному краеведению Герасимова Т.П., ведущий научный сотрудник лаборатории географии ИОСО РАО предлагает следующие уточнения в содержании терминов, относящихся к школьному краеведению
Прежде всего: что такое "школьное краеведение"? Сущность его можно определить следующим образом: изучение учащимися под руководством учителя (или по его заданию) определенной части территории в окружении школы с целью приобрести знания о ней (микрорайон, часть района, области, города и т.д.). Осуществляется в форме внеклассных занятий (например, кружка) и учебных, связанных с программой.
Учебное краеведениеэто участие всех учащихся в изучении географии своей территории на локальном и региональном уровнях, в процессе которого реализуется огромный образовательно-воспитательный потенциал регионального компонента содержания образовательной области "Земля". В практике школы обычно внеклассное и учебное краеведение в той или иной форме взаимодействуют.
Что такое "краеведческий принцип в обучении географии"? Раскрыты две взаимосвязанные основные формы реализации краеведческого принципа в обучении географии:
1) Краеведческая работа учащихся при непосредственном их взаимодействии с изучаемыми объектами и явлениями на местности (наблюдения, измерения, фиксация, а также описание, обработка, создание моделей и т.п.);
2) Краеведческий подход к содержанию программных тем, при котором осуществляется органическая связь представлений, полученных при непосредственном восприятии, с научно-теоретическими знаниями (включение как единичных объектов, явлений в систему понятий, закономерностей, классификаций).
Такая продуктивная деятельность удовлетворяет потребности школьников в активном взаимодействии интеллектуальных, практических и эмоциональных процессов. Она создает основу для формирования у школьников убеждений в существовании связей в природном антропогенном комплексе: природачеловекхозяйство, а также убеждений в необходимости знаний о них для рационального природопользования.
Преподавание интегрированного курса поможет не только сэкономить учебное время по преподаваемым предметам, но и позволит избежать типичных ошибок в методике преподавания географии и истории.
Обозначу некоторые из них. Например, организация наблюдения за погодой учащимися, ведение «Дневников наблюдений» в начальных и 5-6 классе занимает объёмное количество времени, но собранные материалы обычно не включаются в процесс формирования понятий о погоде и климате. Бывает и, наоборот: в заключение изучения темы, например, "Земная кора" в VI классе учащиеся под диктовку учителя записывают в тетрадь "Рельеф родного края", а в конце года "Природа родного края" без практических работ на местности. Такое псевдонаучное понимание сущности краеведческого принципа с методической точки зрения, когда учащиеся не воспринимают под руководством учителя отдельные компоненты геокомплекса и признаки воздействия на них других компонентов приводит к формальному заучиванию слов, которые быстро забываются.
Специфика географических объектов и явлений заключается в том, что они конкретны, пространственно неоднородны, изменяются во времени и пространстве. Поэтому у школьников в основе географических знаний, особенно в начале изучения предмета, должны быть конкретные представления, воспринимаемые в натуре, которые в дальнейшем помогают формированию представлений о других объектах и явлениях (в сочетании со средствами наглядности, моделями географической действительности и т.п.).
Краеведческий принцип в обучении поможет решению важнейшей методической проблемы школьной географии: связи и взаимодействие общих теоретических знаний со знаниями о конкретных объектах и явлениях, территориях.
Такие же ошибки можно избежать в преподавании курса истории, например, изучая расширение страны на восток, походы Ермака в 7 классе, без учёта краеведческой и географической составляющей теряется сама суть изучаемого явления. В понимании детей не возникает прямой взаимосвязи между учебным материалом и собственной идентификацией личности в историческом и географическом пространстве. В результате походы Ермака кажутся такими же далёкими и абстрактными, как путешествия Колумба.
Основными формами организации процесса изучения своей местности являются:
практические работы на местности (экскурсии, наблюдения, по индивидуальным и групповым заданиям и др.);
работа на уроках, где обрабатываются собранные материалы, используются учебники по курсу географии, а также части учебников и атласов "География ... области (края)", карты и планы города и т.п.;
составление самодельных планов близлежащей территории в увеличенном масштабе;
беседы с населением о прошлом региона, быте, ремеслах, о производстве, транспорте и многом другом.
Учебное краеведение связано с внешкольным, которое дает фольклорный материал (пословицы, поговорки и др.), народные приметы изменения погоды. Это все то, что тесно связано с природой своей местности, с особенностями быта, культуры, занятиями и хозяйственной деятельностью населения, его отношением к природе, к труду в прошлом и в настоящее время.
Изучение своей местности на каждой ступени в школе имеет свою специфику по содержанию и целям, формам организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Но конечный результат должен быть один: учащиеся должны знать географию своей местности как природный, природно-антропогенный географический комплекс, иметь потребность видеть, объяснять состояние окружающей среды; владея обобщенным приемом "характеристика объекта, территории" осознавать себя частью комплекса, применять прием оценки геоэкологической ситуации и определения путей рационального природопользования.
Для успешного изучения своей местности учитель должен быть подготовлен как исследователь, хорошо знающий географические особенности региона, умеющий выбрать для изучения учащимися объекты и явления в тесной связи с каждым курсом. Преподаватель обязан понимать сущность краеведческого принципа в обучении географии и уметь организовать учебный процесс в соответствии с ним.
На современном этапе интегрированные курсы по краеведению являются составной частью образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности. В нашей школе длительное время ведётся курс «Мой город – моя малая Родина» для учащихся 4 - 5 классов совместно с Верхотурским краеведческим музеем. Цель данного курса: дать начальное представление о понятии «Малая Родина», определить её границы, познакомить с культурными ценностями и природными богатствами «Малой Родины». Учащиеся за время изучения курса пробуют себя в роли настоящих экскурсоводов, учатся рассказывать о своём крае другим людям и попутно получают географические и исторические знания о своем родном крае. Опыт работы педагогов и работников музея неоднократно обобщён и представлен на уровне района.