Конспект урока МХК Архитектура Древнего Египта 10 класс

Конспект урока
Аттестуемый педагог (ФИО) Хохлова Татьяна Александровна
Город, район Солонешенский район
Образовательное учреждение МБОУ «Сибирячихинская СОШ»
Предмет (или должность) Учитель МХК
Класс 10
Тема урока Архитектура Древнего Египта

Характеристика класса: В классе 5 учеников, все учатся на 4 и 5. Школьники владеют навыками сравнения, обобщения, самоанализа. Понимают искусствоведческие термины и используют их в речи. Самостоятельно осуществляют поиск, отбор и обработку информации в области искусства, умеют отстаивать собственную точку зрения в ходе дискуссии. Умеют выполнять учебные и творческие задания.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: Компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, видеосюжет «Великие египетские пирамиды», учебник «Мировая художественная культура». Данилова Г.И. Москва, изд-во «Дрофа», 2011 г.

1. Организационный момент
Цели данного этапа урока:
Для учащихся:
Готовность учащихся на восприятие материала.
Для учителя:
Организовать учащихся на восприятие урока.


Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Подготовка учащихся к работе на уроке, приветствие учителя.
Словесный метод.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
1 минута.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цели данного этапа урока:
Для учащихся:
Готовность учащихся к воспроизведению изученного материала.
Показать уровень теоретических знаний по теме «Художественная культура Древней Передней Азии».
Уметь узнавать изученные произведения.
Для учителя:
Выявить уровень теоретических знаний по теме «Художественная культура Древней Передней Азии».
Выявить умение учащихся узнавать изученные произведения.
Следить за логическим построением речи учащихся, наличием в речи специальной терминологии, грамотного и уместного использования терминов, эмоциональным содержанием речи.

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Отвечают на поставленные вопросы, связанные с изучением произведений архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии.

Узнают и называют изученные произведения.

Дополняют ответы отвечающих.

Форма работы фронтальная.
Опрос – фронтальная беседа. Отслеживание и корректировка ответов учащихся.
Вопросы и задания:
Какое влияние на общий характер развития культуры оказали природные условия и важнейшие исторические события?
Каковы выдающиеся достижения культуры народов Древней Передней Азии?
Как и почему была изобретена шумерская письменность? О чём поведали глиняные таблички?
Что вам известно о создании первой в мире библиотеки царя Ашшурбанипала в Ниневии?
Каковы характерные особенности архитектуры Древнего Междуречья?
Расскажите о важнейших достижениях храмового и градостроительного зодчества?

Форма работы индивидуальная.
Работа по слайдам презентации.
Узнай изученные произведения: Зиккурат в городе Уре, Ворота храма богини Иштар в Вавилоне, Штандарт из Ура, адорант «Сановник Эбих-иль», стела царя Хаммурапи.
10 минут.

Вопросы фронтальной беседы озвучиваются учителем устно.




Эмоциональная поддержка отвечающих.


Используются слайды мультимедийной презентации.

Применяются критерии для оценивания устного ответа на уроках МХК.


3. Изучение нового учебного материала.
Цели данного этапа урока:
Для учащихся:
Целостное восприятие материала об архитектуре Древнего Египта.
Развитие умения находить логические связи между новой информацией и ранее полученными знаниями.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой культуры.
Для учителя:
Формировать представление об историко-культурных достижениях Древнего Египта.
Приобщать учащихся к ценностям мировой культуры, повышать уровень художественного восприятия и развития.
Создать условия для развития эмоционально чувственной сферы, познавательного интереса, образного мышления и зрительной памяти.

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание








Прослушивание учащимися стихотворения.
Участие в беседе.











Учащиеся самостоятельно ставят задачи в рамках изучаемой темы.

Прослушивание лекции учителя.

Восприятие учащимися нового материала,
осмысление и осознание.

Работа в тетради: краткие записи основных моментов по содержанию лекции.

























































































Устное сравнение по заданным параметрам, установление
логических связей между новой информацией и ранее полученными знаниями.



Просмотр видеосюжета.
Создание атмосферы восприятия и осмысления информации о древней культуре.

Готовясь к сегодняшнему уроку, я просматривала разную литературу. Среди различных произведений я встретила строки, от которых не могла оторваться, и поняла, что обязательно их вам прочту. Послушайте:

Мне снится прошлое. В виденьях полусонных
Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц.
Есть много светлых дум, погибших, погребенных, –

Как странно вновь стоять у темных их гробниц
И мертвых заклинать безумными словами!
О тени прошлого, как властны вы над нами!
(В.Брюсов)

Зачем нужно прошлое? Почему оно властно над нами?

2. Сообщение учителем темы урока «Архитектура Древнего Египта».

3. Сообщение учителем нового материала.
Лекция с элементами беседы.
Демонстрация учебного материала с помощью мультимедийной презентации.

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Древний Египет как никакая другая цивилизация создаёт впечатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны – узкая плодородная долина реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь, - ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.
Природа Египта – просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса и цветы лотоса - дарила искусству мотивы и формы, служила источником вдохновения.
Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на поля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозил неурожай и голод. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами рек. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, её нужно было орошать, и это повлияло на развитие строительного искусства и точных наук. В глубокой древности в Египте были изобретены папирус, иероглифы (священное письмо) и, собственно, книги (имеющих форму свитка).
Велики достижения египтян в области математики и астрономии: они определили площадь круга и поверхности полушария, вычислили объём усеченной пирамиды, составили солнечный календарь и знаки зодиака, разделили сутки на двадцать четыре часа.
Земля Египта всегда манила путешественников своими ни с чем не сравнимыми памятниками искусства. Еще в V в. до н. э. греческий историк Геродот описал впечатления от увиденного там, а философ Платон, высоко ценивший древнеегипетское искусство, ставил его в пример своим соотечественникам. И в XX в. не ослабевал интерес к Египту.
В истории развития художественной культуры Древнего Египта учёные выделяют эпохи:
Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
Раннее царство (XXX-XXVIII вв. до н.э.)
Древнее царство (XXVIII-XXIII вв. до н.э.)
Среднее царство (XXIII -XVI вв. до н.э.)
Новое царство (XVI-XI вв. до н.э.)
Позднее царство (XI-332 г. до н.э.)

Египет прошел свой неповторимый и самобытный путь, обусловленный религиозно-мифологическими представлениями, в частности верой в загробную жизнь и обожествлением власти фараона.
Особенности религии сформировали и совершенно уникальный стиль архитектуры. Египтяне считали, что земные жилища человека временны, а потому на них не стоит тратить прочных материалов. Зато храмы богов и гробницы фараонов возводились из камня и роскошно украшались, так как строились на века.
В архитектурных сооружениях использовались массивные геометрические формы: пирамиды, обелиски, храмы на основе вертикальных столбов и горизонтальных плит перекрытия, пилоны в виде трапеции. Здесь были созданы определённые типы колонн, напоминающие связки папируса.
Религиозные представления, идея вечной жизни вызывала стремление сохранить тело, т.е. мумифицировать, сохранить в гробнице и, провести магический ритуал, который защитить астрального двойника от неприятностей загробного мира.
Гробница должна была быть очень надежной. Пример такой защиты мы увидим в архитектуре эпохи Древнего царства. Это – пирамида
Пирамиды – загадочные строения Их тайны разгадывают до сих пор. Даже то, как они возникли и как были построены, до сегодняшнего дня вызывает много разногласий.
Как особая форма гробницы пирамида начала формироваться в эпоху Древнего царства. Сначала все выглядело так: подземная гробница и мастаба над ней. Затем зодчий Имхотеп возводит для фараона Джосера ступенчатую пирамиду.
В пирамидах нашли отражение не только вера египтян в загробную жизнь и божественную силу фараона, но и представления о Вселенной. Все пирамиды были ориентированы по сторонам света, имели правильную четырёхгранную форму, символизирующую вечность. Их сооружали с учётом лучших достижений науки, техники, архитектуры, астрономии и искусства.
Было возведено более 90 пирамид, к сожалению, большинство из них разрушено. Лучше всего сохранились знаменитые пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе (XXVII в. до н.э.).
Пирамида Хеопса имела вначале 146 м высоты, теперь она достигает лишь 137 м, а на месте ее вершины образовалась площадка шириной в 10 м. Грани пирамиды обращены к четырем сторонам света, вход в гробницу расположен на северной стороне, на высоте 16 м над землей. Посередине одной из сторон находился камень, сдвинув который можно было попасть через длинный извилистый коридор в саркофаг «жилище вечности» фараона. Угол наклона пола коридора ровняется углу, под которым видна Полярная звезда, куда по представлению египтян, отправлялись души умерших. Известно имя архитектора пирамиды Хеопса – это Хемиун.
В непосредственной близости от пирамиды Хеопса стоят гробницы других фараонов, его потомков: сына и внука.
Пирамида фараона Хефрена, менее разрушена, на ней сохранилась часть полированной облицовки. Её высота меньше пирамиды Хеопса, но так как она стоит на более высоком месте, ее вершина находится на том же уровне.
Пирамида Микерина, достигает 66 м в высоту. Её окружают ещё меньшие пирамиды-спутницы, служившие местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших родственников.
Пирамида являлась не только надгробным памятником, но и настоящим домом, «жилищем вечности» фараона, а потому в неё клали всё необходимое для его повседневной жизни: одежду, утварь, мебель, повозки и украшения. Рядом с саркофагом помещали статуэтки слуг – ушебти («ответчиков»), которые должны были прислуживать фараону в загробной жизни.

Вопрос: А где мы уже встречались с подобной архитектурной формой?
Давайте сравним зиккурат и египетскую пирамиду:


Предполагаемые линии сравнения
Линии сравнения
Зиккурат
Египетская пирамида

Материал




Место постройки




Внешний вид




Предназначение





Просмотр видеосюжета «Великие египетские пирамиды».

В эпоху Среднего и Нового царства особую роль начинает играть строительство заупокойных храмов и скальных гробниц в честь богов. Храмы-святилища особо почитаемого бога Амона-Ра определяли архитектурный облик Египта в этот период. Наиболее примечательны сложные архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, которые были возведены на восточном берегу Нила недалеко от города Фивы бывшей столицы Египетского государства. Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий.
Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке (середина XVI в. до н. э.) является древний храм Амона. Храм состоит из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков.
Величественный гипостильный (греч. «поддерживаемый колоннами») зал имеет длину 102 м и ширину 53 м. «Дремучий лес» из 34 колонн 23-метровой высоты, производит неизгладимое впечатление. Не сохранившиеся потолки были раскрашены в темно-синий цвет с желтыми звездами и парящими коршунами. Свет попадал внутрь здания через окна с каменными решетками. Он струился мощными потоками, отражаясь на поверхностях капителей колонн в виде раскрытых цветов лотоса. В то же время другие колонны зала, имевшие форму нераскрывшихся бутонов папируса, оставались в полумраке.
Стены одного из помещений, получившего название «Ботанический сад», расписаны фресками с изображениями экзотических растений и животных. Дорогу, ведущую от Нила к главному входу в храм, охраняли сфинксы. Два пилона башни в виде трапеции с высокими обелисками составляли фасад здания.
Главным украшением храма Амона-Ра в Луксоре, была колоннадаимеющая 260 м в длину. Здание храма, казалось, превращено в строгий строй гигантских папирусов. Перед его фасадом стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Вход в Луксорский храм оформлен монументальным пилоном, украшенным барельефами с изображениями военных походов фараона и текстом поэмы, прославляющей его военные подвиги.
Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь во время религиозных шествий проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.
На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины, самая знаменитая из которых - Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков.
В начале XV в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут. Для строительства храма царица, покровительствующая искусству, выбрала неприступную, давно заброшенную долину и повелела зодчему Сенмуту осуществить ее замысел. Храм состоял из трех широких террас, поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами. Четкие и строгие линии белой колоннады портиков храма до сих пор ярко выделяются на фоне желтых скал.
Здание храма с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, производит впечатление величия и торжественности. Гробница Хатшепсут уходит на глубину 97 м и имеет длину 213 м.
Позднее царство в истории Древнего Египта время тяжелых, длительных войн и иноземных вторжений. Храмовые постройки этого периода представляют собой упрощенные варианты композиций известных сооружений Среднего и Нового царств. Новым элементом храмовых комплексов стали святилища, посвященные культу бога Гора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды.
Лучше всего сохранившимся памятником архитектуры того времени является храм бога Гора в Эдфу. По своим размерам он является вторым после Карнакского храма. Это сооружение на левом берегу Нила возводили в течение 180 лет. Его длина составляет 137 м, а высота пилона 36 м. Вход охраняют две величественные статуи бога Гора из черного гранита. Стены, потолки, колонны и лестницы внутренних помещений украшены прекрасными барельефами.
Египетская архитектура развивалась 3000 лет, и до сих пор она волнует людей своей грандиозностью, масштабностью и загадочностью.

21 минуты






Использован фрагмент стихотворения «Тени прошлого» В.Брюсова.


Примерные ответы учащихся: возвращаясь в прошлое, мы обдумываем его и делаем выводы; прошлое привлекает и пугает нас своей необычностью и таинственностью.

Учитель корректирует и направляет учащихся в постановке задач в рамках изучаемой темы.







Учитель выделяет основные моменты содержания лекции для записи в тетради.


Используется мультимедийная презентация «Художественная культура Древней Передней Азии».













































































Примерные ответы учеников – культура Междуречья, зиккурат.

Слайд: таблица

Учитель корректирует и отслеживает правильность сравнения.





Показ видеосюжета.

4. Закрепление учебного материала
Цели данного этапа урока:
Для учащихся:
Показать уровень приобретённых знаний и коммуникативных навыков.
Для учителя:
Отследить степень усвоения изученного материала

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Работа по учебнику с. 38 вопрос № 2.
Дают устные ответы.
Фронтальная беседа по вопросам учебника и учителя.
Вопрос:
Приходилось ли вам встречать египетские мотивы в архитектуре более поздних эпох?
Чем в наше время является мавзолей на Красной площади?
В наше время форма пирамиды не исчезла из искусства, и египетская пирамида соединяет прошлое и будущее.
5 минут.
Учитель отслеживает правильность ответов.

Применяются критерии для оценивания устного ответа на уроках МХК.


5. Подведение итогов
Цели данного этапа урока:
Для учащихся:
Дать самооценку своей работы на уроке.
Для учителя:
Проследить характер и качество самооценки и самоанализа учащихся.
Дать обоснованный анализ выставленных оценок за урок на основе критерий оценивания.

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Рефлексия.
Оценка своих результатов работы на данном уроке. Выставление оценок в дневник.
Метод словесный.
Комментирование.
Выставление оценок в журнал.
3 минуты.
Корректное комментирование оценок учителем.
Работа с классным журналом.

6. Задание на дом
Цели данного этапа урока:
Для учащихся:
Понять характер и содержание домашнего задания.
Для учителя:
1. Нацелить учащихся на качественное повторение и закрепление полученных знаний по теме «Архитектура Древнего Египта».

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Записывают в дневник домашнее задание:
страница 20-31, подготовить доклад по теме «Сокровища гробницы Тутанхамона».
Словесный метод – объяснение.
Размещение информации на доску.
3 минуты.
Запись на доске - страница 20-31, подготовить доклад по теме:
«Сокровища гробницы Тутанхамона».

Критерии успешного выполнения домашнего задания: точно подобранный и использованный дополнительный материал.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




15