Урок русского языка на тему «Самостоятельные и служебные части речи» 7 класс


Конспект урока
Учитель Кутуева Надежда Владимировна
Предмет русский язык Класс 7
Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи
Цели урока:
Образовательная: обучающиеся смогут обобщить знания об известных частях речи, их грамматических свойствах, дать объяснение роли служебных частей речи в предложении, развить письменную и устную речь. Развивающая: обучающиеся смогут проанализировать предложенные упражнения, извлечь из них необходимую информацию, аргументировать, делать выводы, последовательно и логически излагать мысли, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка, развивать творческие способности; языковые и лингвистические компетенции;
Воспитывающая: обучающиеся смогут задуматься о важности любви к русскому языку и к своей Родине; совершенствовать навыки работы в малой группе и развить навыки коммуникативной компетенции.

п/пЭтапы работы Содержание этапа
1. Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы Ожидаемые результаты
Организует самостоятельную деятельность обучающихся по введению их в проблематику урока:
извлечение готовых знаний из анализируемого фрагмента текста;
самостоятельное конструирование темы урока.

Включаются в самостоятельную деятельность:
исследуют предложенные учителем высказывания;
анализируют их и делают вывод о том, какое обобщающее понятие содержится в продолжении фразы;
на основе сделанного вывода формулируют тему урока.
Обучающиеся определяют общие свойства частей речи, делают на основе личного опыта вывод и формулируют тему урока.
Цель: создать условия мотивации обучающихся к обобщению знаний по теме «Самостоятельные и служебные части речи»
Задачи: 1) научить обучающихся работать с неполной информацией, выявлять ключевые слова и делать выводы;
2) научить формулировать тему урока. Цель: обучающиеся смогут проанализировать высказывания учителя, выявить главные слова и на основе полученных ранее знаний и на основе сделанных выводов сформулировать тему урока. Методы, применяемые на данном этапе урока:
исследовательский метод;
актуализация полученных прежде знаний;
метод самостоятельного конструирования темы.
Содержание этапа
-Здравствуйте, ребята!
Запишите, пожалуйста, в тетрадях сегодняшнюю дату.
А вот тему урока сегодня мы с вами сформулируем вместе.
Достаточно только продолжить мои фразы.
-Имя существительное, глагол, наречие – это…
- А какие ещё части речи вам известны?
Следовательно, предлог, союз, частица - это…
- Каким частям речи будет посвящён наш сегодняшний урок?
Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
Обучающиеся формулируют тему урока.
Учитель подводит итог:
-Да, сегодня мы поведем разговор о самостоятельных и служебных частях речи.
Записываем тему урока (слайд)
2. Актуализация опорных знаний, включающий:
определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут обучающимися);
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей;
описание методов организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе опроса;
описание методов и критериев оценивания ответов обучающихся в ходе опроса. Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы Ожидаемые результаты
Организует деятельность обучающихся по проверке качества усвоенных ими знаний. Проверяет и оценивает знания обучающихся:
извлечение ранее изученной информации по теме и знаний из личного опыта;
самостоятельные выполнения эвристического задания. Выявляют качество знаний по изучаемой теме - собственных и партнеров:
выполняют эвристическое задание предложенное учителем;
осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку;
оценивают свои знания и знания других обучающихся. Обучающиеся определяют уровень достижения собственных знаний, качества знаний, ошибок и их причин путём их устранения.
Поставленная и принятая детьми как собственная задача учебной деятельности. Мотивация на ее решение. Мотив достижения успеха, самореализация в учебной деятельности и сотрудничества с другими обучающимися; осознание необходимости получения новых знаний для последующего продвижения в освоении предмета
Цель: создать условия мотивации обучающихся к обобщению знаний по теме «Самостоятельные и служебные части речи»
Задачи:
научить обучающихся пользоваться ранее полученной информацией при выполнении упражнений по нахождению в тексте самостоятельных и служебных частей речи;
побудить обучающихся к активным действиям в группе. Цель: обучающиеся смогут самостоятельно отыскать самостоятельные и служебные части речи в предложенных текстах и предложениях. Методы, применяемые на данном этапе урока:
метод сравнения;
практический метод (упражнение);
метод составления определений понятий;
метод контроля.
Содержание этапа
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке, что изучим?
Какова сегодня наша задача? (повторить сведения о самостоятельных и служебных частях речи, доказать значимость служебных частей речи в русском языке)
- Насколько всё это для вас лично значимо, как эти знания вам пригодятся в будущем?
(этот учебный материал пригодится в жизни, потому что надо говорить и писать грамотно, а также при сдаче экзаменов)
- Ещё нам и в ходе исследования пригодится умение писать грамотно.
Как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?
(чтение ученицей стихотворения Н. Слепаковой «Кабутта») (слайд)
У Оли в тетрадке
Опять непорядки.
Писала два утра,
Писала три утра,
Я вижу – написано
Слово «кабутта»…
Может, это зверюшка из леса,
Не простая –  в сапожки обута?
Или, может, Кабутта –
Это город на синем просторе?
Есть же город Одесса,
Там, где синее Черное море…
Но мама пришла,
А за нею сестра.
Встречаю с тетрадкой сестру у дверей:
 - Волшебное слово в тетрадке твоей!
- Как вы думаете, что обозначает это загадочное слово, написанное Олей?
Какие предположения у вас возникли?
(след. слайд)
Но мама подходит
И смотрит с улыбкой:
 - Ведь это «как будто»,
Но только с ошибкой. –
Так вот что такое
Кабутта, Кабутта,
Ведь это простое
«Как будто», «как будто».
 - Почему Олю не поняли?
  -Важно ли быть грамотным?
-А какой частью речи является загадочное « как будто»?
Прочтём ещё одно небольшое стихотворение:
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет!
- В чём же главный секрет служебных частей речи?
(не имеют ни корней, ни приставок, т. е. морфем)
3. Обобщение и систематизация знаний по теме «Самостоятельные и служебные части речи».
Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала. Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы Ожидаемые результаты
Организует самостоятельную деятельность обучающихся по систематизация знаний по теме «Самостоятельные и служебные части речи»,приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения (По извлечению готовых знаний из предложений и текстов. По самостоятельному созданию знаний путем исследовательской деятельности)самостоятельное приобретение знаний в процессе исследовательской работы.
Включение в самостоятельную деятельность по анализу предложений и текстов самостоятельно и в группе. Формирование навыка работы с информацией и организацией исследования. Извлечение нужной информации для выполнения конкретного задания.
Цель: создать условия для обобщения знаний об известных частях речи, их грамматических свойствах, дать объяснение роли самостоятельных и служебных частей речи в предложении.
Задачи:
научить обучающихся выявлять общие свойства
самостоятельных и служебных частей речи и делать выводы;
сформировать навыки исследования предложения и текста. Цель: обучающиеся смогут выявить общие признаки частей речи и на основе сделанных выводов смогут обобщить знания об известных частях речи, их грамматических свойствах, роли служебных частей речи в предложении,
выполнят задания по закреплению полученной информации. Методы, применяемые на данном этапе урока:
метод сравнения;
исследовательский метод;
метод работы с тестом;
практический метод.
Подготовка к обобщению понятий, правил.
Формирование познавательных УУД
(дифференцированная работа по нахождению в тексте самостоятельных и служебных частей речи с постоянным наращиванием трудностей, определение существенных признаков этих частей речи, их роли в предложении, сопоставление)
-Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются?
- Какова их роль в предложении?
- Проверим, правы ли вы.
- Прочтём стихотворение «Служить бы рад…»
Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.
- Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?
Найдите в тексте служебные части речи.
- Какова их роль в предложении?
Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это? (предлог)
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Это? (союз)
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
Это? (частицы)
А сейчас мы займёмся редактированием предложений ( по вариантам)
1-й вариант:
Истинная любовь к своя страна немыслима без любовь к свой язык. (К.Паустовский)
1-й вариант:
Для я русский язык родной в неменьшая степень родной с детство, родной на вся жизнь.
(Ч. Айтматов)
- А теперь необходимо провести синтаксический разбор предложения (слайд)
А зимой начинались сильные снегопады.
- Какое слово вы не подчеркнули? Почему?
(Союз а, который не является членом предложения)
Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.
Формирование познавательных и коммуникативных УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)
- Ребята, что вам известно о самостоятельных и служебных частях речи?
К каким выводам мы с вами пришли в ходе нашего лингвистического исследования?
(слайд)
Ответы учеников:
Служебные части речи не бывают членами предложения.
Самостоятельные части речи имеют лексическое значение.
Служебные части речи имеют только дополнительное значение, лексическое и грамматическое.
Служебные части речи связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой.
К служебным частям речи задать вопрос невозможно.
Пояснения учителя: самостоятельные части речи — это группа слов с общим грамматическим значением (предмета, признака предмета, действия, признака действия, количества предметов). Служебные части речи — это группа слов, не имеющих собственного значения, так как они не называют предметов, признаков, действий и к ним нельзя поставить вопрос.
Лексическим значением обладают все слова языка, но значения самостоятельных и служебных частей речи отличаются.
Самостоятельные части речи называют предметы, действия, признаки, количества (человек, бежать, быстрый, двенадцать), а служебные выражают отношения между словами в словосочетании и предложении или вносят в предложение дополнительные смысловые оттенки (на, в, через, так как, потому что, ли). Грамматическое значение слова — это его характеристика с точки зрения принадлежности к определённой части речи, а также значение грамматической формы. Лексическое значение слова заключено в основе слова, грамматическое — в аффиксах. Например, лексическое значение слова «дом» — «жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём», а грамматическим значением будет то, что оно является именем существительным, нарицательным, неодушевлённым, мужского рода, II склонения, что оно способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения.– Можно ли обойтись без служебных частей речи?
– Таким образом мы пришли к выводу об их значимости.
Составим схему-таблицу «Служебные части речи»:
не имеют лексического значения
не изменяются
не употребляются без самостоятельных частей речи
не бывают членами предложения (запись в тетради)
Служебные части речи отличаются от знаменательных (самостоятельных) тем, что не имеют конкретного лексического или грамматического значения. Между тем около 25% речи составляют именно служебные слова и части речи.
Формируются регулятивные УУД:  коррекция (вносятся необходимые коррективы в план и способ действия)
познавательные: структурирование знаний,
выбор наиболее эффективных способов решения задач,
логические: анализ объектов  с  целью выделения признаков,
регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном)
– А знаете ли вы сведения о частоте употребления служебных частей речи в языке? Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. Лингвисты установили, что части речи неравномерно употребляются в речи. «Частотный словарь русского языка» под ред. Л. Н. Засориной даёт такую информацию о распределении частей речи по частоте их употребления:
Имя существительное
24,9% Предлоги
11,5% Союзы
7,6%
Глагол
15,9% Имя прилагательное
8,3% Имя числительное
1,1%
Местоимение
14,1% Наречие
7,9% Частицы
1%
  Причастие
0,4%
Учебная игра «Умеете ли вы разгадывать шарады?» (демонстрируется слайд)
Формирование познавательных (смысловое чтение, логические действия, анализ задания с выделением существенного и несущественного материала)УУД, регулятивных (контроль собственной деятельности, самоанализ) УУД.
Какой предлог является нотой? (до)
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза)
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача)
Начало – противительный союз.
За ним – одна лишь буква алфавита,
И будет, предсказать я вам берусь,
Машинами вся улица забита. (затор)
А теперь мы проведём физминутку, выполним зрительную гимнастику, регулярное применение которой позволит вам сохранить хорошее зрение.
(слайд)
4. Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог.
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала;
описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал. Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы Ожидаемые результаты
Организует самостоятельную деятельность обучающихся по воспроизведению ими полученных знаний, организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению этих знаний:
извлечение полученных ранее знаний;
применение знаний в новых или измененных условиях. Воспроизводят полученные и созданные самостоятельно новые знания; выполняют деятельность по применению этих знаний:
анализируют предложенные учителем задания;
определяют, к какой части речи относятся слова из текста. Обучающиеся применяют на практике умения оперировать знаниями в требуемой форме, умение проверять и оценивать свою деятельность.
Цель: создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.
Задача: 1) научить обучающихся находить служебные части речи в тексте; 2) проверить усвоение материала о грамматическом и лексическом значении частей речи. Цель: обучающиеся смогут перечислять, называть общие признаки стилей текста, проанализировать и выбрать наиболее рациональный подход к закреплению полученных знаний и применять их в новых условиях. Методы, применяемые на данном этапе урока:
метод сравнения;
практический метод (упражнения);
метод контроля (лист самооценки).
Содержание
- А теперь мы проверим, как каждый из вас усвоил учебный материал по теме урока.
Самостоятельная работа (проверка умения находить изученные части речи в тексте)
Формируются познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации  и её использование, постановка и формулирование проблемы.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Начертите в тетради таблицу:
Предлог Союз Частица
- Важно различать служебные части речи: предлоги, союзы и частицы. Выполним следующее упражнение. Выпишите служебные части речи в три столбика: предлоги, союзы, частицы и заполните таблицу.
За клюквой (слайд)
Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку отдельно, для каждой красненькой наклонялась к земле. Но скоро из-за одной ягодки наклоняться перестала: ей больше хотелось. Она стала теперь уже догадываться, где не одну-две ягодки можно взять, а целую горсточку, и стала наклоняться только за горсточкой, всё чаще и чаще, а хочется всё больше и больше.
Бывало, раньше дома часу не проработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. А вот теперь он ушёл неизвестно куда, а она и не помнит, что ведь хлеб-то у неё, что любимый брат там где-то, в тёмном болоте, голодный идёт. Да и она о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется всё больше и больше.
- Объясним выбор примеров более подробно в ходе проверки (ученики читают примеры, обосновывая свой выбор), рассказав, по каким признакам вы распределяли по группам служебные части речи.
Предлог Союз Частица
с
для
к
из-за
за
у
в
о
но
а
и
чтобы
что не
только
- А теперь выполним ещё одно задание (работа в 3 группах):
Надо распределить слова (демонстрируется слайд) чтобы, если, не, над, же , и, в, что, от, к, как будто, у, из-за, на, да, или, под, во, лишь, около, с, пусть , бы, когда, но, а, тоже, ни, за, по, как, ну, потому что, вот, б, ли, из-под, вон, зато , даже
на 3 группы: предлоги, союзы, частицы. Эти служебные части речи надо записать в тетради.
Союзы Предлоги Частицы
 чтобы
если
и
что
как будто
да
или
когда
но
а
тоже
как
потому что
зато
 над
в
у
от
к
из-за
на
под
во
около
с
за
по
из-под
не
же
лишь
ни
пусть
бы
б
ну
вот
ли
вон
даже
Проверка и оценка выполнения заданий.
Подведение итогов урока.
Коммуникативные УУД: умение слушать, принятие решения и его реализация,
 инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;
логические: анализ истинности утверждений;
регулятивные: оценка результатов работы
Какие части речи вы знаете? Много ли их?
Какие сведения о самостоятельных и служебных частях речи мы сегодня повторили?
Что показалось вам особенно интересным?
Ребята, у каждого из вас на столе вырезанный из бумаги кленовый лист. Если информация, полученная на уроке, полезная и урок понравился, надо поставить на этот лист +. Если считаете, что данная информация бесполезна и урок не понравился поставьте - .
( Рефлексия деятельности)
- Теперь мы оценим тот вклад, который каждый из вас внёс в наше исследование. Результаты устной работы оценивала сегодня одна из учениц, она расскажет об итогах вашей работы – сколько баллов за правильные ответы в ходе урока вы получили.
5. Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания);определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение обучающимся критериев успешного выполнения домашнего задания. Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы Ожидаемые результаты
Организует деятельность обучающихся по самостоятельному определению содержания и объёма той работы, которую каждому нужно выполнить индивидуально дома:
закрепление полученных знаний;
закрепление навыка в применении новых знаний. Включаются в самостоятельную деятельность по закреплению знаний, самоконтролю, выявлению итогового качества собственных знаний.
определяют объём домашнего задания;
выбирают упражнение или творческую работу;
разрабатывают план своих действий. Обучающиеся определяют содержание и объём своей домашней работы. Разрабатывают или намечают план индивидуальных действий.
Цель: создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворения собственных познавательных интересов.
Задачи: 1) научить обучающихся определять уровень знаний и собственных достижений,
2) сформировать компетенцию выявления причин ошибок и определения пути их устранения. Цель: обучающиеся смогут воспроизвести полученные знания, выполнить деятельность по их применению. Методы, применяемые на данном этапе урока:
практический метод (упражнения);
исследовательский метод;
метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (решение творческих задач).
Содержание этапа
Демонстрация слайда:
1. Выучить правило, стр. 133 (всем)
2.Выполнить упр. 284 учебника
или выполнить творческую работу: составить (сочинить) рассказ о роли служебных частей речи в русском языке ( 5-6 предложений)
- Ребята, каждый из вас выберет для себя и выполнит то письменное задание, которое покажется ему интересным и посильным.
При этом надо будет применить знания, полученные в ходе урока.
Литература к уроку:
«Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11», автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010
Учебник «Русский язык. 7 класс», авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Москва, «Просвещение», 2011  
 Ресурсы сети Интернет:
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)
2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (  http://www.testsoch.com)