Слово как часть речи. Самостоятельные и служебные части речи.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5.
Тема Слово как часть речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Цель М/п: извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, схема, модель) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему); самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста.
- определять грамматические (морфологические) признаки слов по окончаниям, подбирать слова к заданным схемам.
- понимать содержание прочитанного текста, владеть приёмами отбора и систематизации материала, создавать собственные речевые произведения.
Планируемый результат
Предметные умения
 соблюдать орфографические нормы в процессе письма
 анализировать различные виды словосочетаний с точки зрения структурной и смысловой организации
 применять синтаксические знания и умения в практике правописания
Личностные УУД:
 самоопределение
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им
 умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Познавательные УУД:
 давать определение понятия морфология,
  устанавливать причинно-следственные связи,
 осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
Коммуникативные УУД:
 планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
 аргументировать свою точку зрения
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
 формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию,
 осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий
Технология изучения
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Проверяют готовность к уроку. Личностные УУД: самоопределение.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.II. Формулирование темы и целей урока.
Запись темы урока в тетрадях.
- Кто может сформулировать цель нашего урока? О каком разделе лингвистики пойдет речь?
Цель урока:
повторить и обобщить знания по теме «Морфология» Вспомнить самостоятельные и служебные части речи Стремятся выполнить просьбу учителя.
Записывают тему урока
Выполняют задание :Формулируют цель урока.
Называют известные сведения о частях речи. Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.
3. Самостоятельно ставить цель деятельности.
IV. Актуализация изученного.
Просмотр презентации: «Самостоятельные и служебные части речи»
Фронтальный опрос:
-Что изучает морфология?
- В какой раздел лингвистики входит морфология?
- Назовите самостоятельные части речи
- Назовите служебные части речи Выполняется устно коллективно.
Отвечают на вопросы, аргументируют свою точку зрения, приводят примеры. Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах 3. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста.
V. Первичное закрепление.
Организует деятельность поприменению новых знаний.
Работа с учебником
Упр. 188 стр. 86 Задание: записать по 2 слова каждой части речи (использовать презентацию, около каждой части речи оставлять строку)
Цель: развивается умение составлять схему частей речи, классифицировать части речи, подбирать соответствующие примеры, а также умение аудирования (выборочного).
Выполняется коллективно .– Дополните схему примерами, которые услышите в стихотворении
О. Высотской.
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным весёлыйНовый школьный день пришёл.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом у тёплой печи
Повторяем части речи.
– Все ли части речи, указанные в схеме, названы в стихотворении? (Нет местоимения и предлога.)
Вывод: Что мы учились делать?
Упр. 190 стр.88
Цель: развивается умение определять часть речи и конкретную форму слова по заданным в схемах окончаниям и формообразующим суффиксам.
Выполняется коллективно (1–2 ученика у доски).
1)Глаг.- пишут, машут;
2) читать, глотать,
3)вызываешь, мечтаешь;
4) красноватый, зеленоватый,
5) голубизна, белизна,
6) девочками, машинами
9) дымчатого, ступенчатого
7) илистая, ветвистая
8) бодрость, безопасность
Вывод: что мы учились делать? 1 ученик работает у доски, остальные - в тетрадях
Задание: записать по 2 слова каждой части речи.
Делают вывод.
1,2 ученика работают у доски, остальные - в тетрадях
Цель: развивается умение определять часть речи и конкретную форму слова по заданным в схемах окончаниям и формообразующим суффиксам.
Делают вывод .Коммуникативные УУД
1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться о совместной деятельности, работать в группах.
4. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
5. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
2. Адекватно понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, выделять главную информацию, основную мысль.
VI. Итог урока.
– Назовите ключевые слова урока (часть речи, грамматическое значение, морфологические признаки, окончание, формообразующие суффиксы).
Оценки за урок получают: Делают выводы по теме урока.
Ставят оценки в дневник. Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VII. Домашнее задание.
Н. пар.18. Упр. 189 Записывают задание в дневник