Урок русского языка на тему: Суффикс — как значимая част слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса


Урок русского языка
3 класс
Программа «Школа России»,
Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса
Педагогические цели Создание условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы
Тип урока Постановка и решение учебных задач
Цель урока Уточнение знаний о роли суффиксов в нашем языке, формирование умений разбирать слова по составу. Закрепление знаний о предложении, развитие орфографической зоркости в работе над предложениями.
Планируемые результаты (предметные) Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устномЛичностные результаты Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка
Универсальные учебные действия (метапредметные) Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.
Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его
Основное содержание темы, понятия и термины Суффикс как значимая часть слова; сходство и различие суффикса и приставки; способ нахождения суффикса; разбор слова по составу
Образовательные ресурсы Русский язык: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 1/ Под ред. В. П. Канакина, В. Г. Горецкого, издательство «Просвещение», 2013 год.
2. Рабочая тетрадь
3. Схема «Состав слова»
Мультимедийный проектор, компьютер для учителя, презентация «Суффикс - значимая часть слова», карточки-задания для учащихся, карточки для индивидуальной работы
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Осуществляемые действия Формируемые умения
I. Мотивирование к учебной деятельности
(организационный момент)
Фронтальная. Словесный. Слово учителя - Добрый день, друзья мои!
- Добрый день! – ответим мы.
Нас две ниточки связали
Доброты и теплоты
- Приветствуем всех, кто время нашёл.
И сегодня на урок к нам пришёл!
  -  А теперь тихонько сели и приготовились работать.
Какое  сегодня  число? Прочитаем  и  запишем  в  тетрадь.
Двенадцатое ноября
Классная работа Приветствуют учителя и гостей. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Л – проявляют готовность к работе на уроке
II. Чистописание Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо бумага гиря ряд
- Прочитайте написанные на доске слова.
Определите букву, которую мы будем писать. Она обозначает звонкий парный мягкий согласный звук. Какая это буква? В корне, какого слова она находится?
(Мы будем писать букву «гэ». В корне слова гиря она обозначает звонкий парный мягкий согласный звук)
- Выберем девиз к уроку:
«Лежа хлеба не добудешь»
«Учение – везде найдёт применение»
«Ленивому всегда некогда»
«Лентяй и сидеть устает»
- Запишите пословицу-девиз. Прописывают букву каллиграфическим почерком
Пр. – вырабатывают каллиграфический почерк
III. Проверка
домашнего
задания
Парная.
Словесный. Чтение
- Проверим домашнее задание. Поменяйтесь тетрадями. Внимательно посмотрите на выполненную работу одноклассника. Оцените работу друг друга: если нет ошибок 3 балла, 1 ошибка – 2 балла, 3 ошибки – 0 баллов. Проверяют домашнее задание П - овладевают общими способами решения конкретных лингвистических
задач.
Р-
осуществляют взаимопроверку, контролируют
работу партнера; оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают способы преодоления трудностей
IV . Актуализация знаний
а) Игра «Да – нет - как».
- Отвечаем на вопросы словами «Да» или «Нет».
- Слово состоит из предложений? – Нет
- Окончание – это изменяемая часть слова? – Да
- Корень – это главная часть слова? - Да
- Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да
- Может ли слово быть без корня? – Нет
- Окончание служит для образования новых слов? – Нет
- У родственных слов одинаковый корень? – Да
- Мы выучили все части слова? – Нет
б) Назовите, все изученные части слова.
(корень, окончание, приставка)
Слушают учителя, отвечают на вопросы
К – умеют слушать и слышать учителя
V. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный.
Беседа
- К доске пойдет (_____________)- Запиши слова:
вода, водичка, водяной, водный
- Что мы можем сказать об этих словах?
(Это однокоренные слова)
- Выделим известные нам части слова (корень и окончание)
- Все ли слова вы смогли разобрать? Почему?
- Какой возникает вопрос?
- Может кто-нибудь уже может сказать, как называется часть слова, которую мы не выделили? (Это суффикс)
- Кто попробует сформулировать тему нашего урока?
(Тема урока – «Часть  слова – суффикс»)
-Какие цели мы поставим перед собой.
(Цель урока узнать, что такое суффикс, научиться его выделять и образовывать новые слова с его помощью)
П- осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.
Р- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
К -учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его
V. Усвоение
новых знаний
и способов действий.
Знакомство с признаками суффикса Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо ДОМ ЗВЕЗДА ШКОЛА
ДОМИК ЗВЁЗДОЧКА ШКОЛЬНИК
ДОМИЩЕ ЗВЁЗДНЫЙ ШКОЛЬНИЦА
- Сейчас мы поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе:
- В группе должен быть ответственный
-Работать должен каждый на общий результат
- Один говорит, другие слушают
- Если не понял, переспроси
- Своё несогласие высказывай вежливо
- Итак, у каждой группы по три слова. Внимательно прочитайте их и попробуйте найти в них суффиксы. И ответьте на вопросы:
- Где находится суффикс?
- Для чего он служит?
- Итак, первая группа - какие суффиксы вы выделили? (-ик, -ищ) Что вы можете сказать об этих словах? В чём их сходство и различие?
- Вторая группа, представьте свои суффиксы.
- Третья группа ваши суффиксы.
- Запишите слова своей группы и выделите в них суффикс.
Анализируют предложенные в упражнении слова, выполняют разбор по составу. Называют основные признаки суффикса: стоит после корня, служит для образования новых слов
Пр.-
знают порядок разбора слова по составу.
П-
осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.
К -участвуют в диалоге, общей беседе
2. Работа
с определением суффикса
Коллективная. Словесный, проблемный. - Давайте попробуем сформулировать определение – «Что такое суффикс» отвечая на вопросы. К доске пойдёт _______________
_______________________________________.
- Суффикс значимая или незначимая часть слова? Почему? (Суффикс значимая часть слова, потому что вносит новое, иное лексическое значение в слово)
- Какое место занимает суффикс? (Суффикс стоит после корня)
- Для чего служит? (Служит для образования слов)
- Откройте учебник на стр. 89 и прочитайте определение. Верно ли мы дали определение «Что такое суффикс?». Хлопните в ладоши, если это так.
- Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования слов)
- Обратите внимание на написание термина «суффикс». Что опасного в этом слове? (удвоенный согласный ФФ)
- Давайте с вами определимся, как мы будем находить суффикс в словах. Ваши предположения, что нужно сделать? (Для того, чтобы найти суффикс, надо подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом).
- Сравним свой алгоритм с алгоритмом в учебнике стр. 90. Если мы были правы, хлопните в ладоши. Пробуют дать определение.
Читают определение суффикса, объясняют, почему он является значимой частью слова. Анализируют примеры, данные в определении. Сравнивают определения суффикса и приставки. Отмечают «ошибкоопасные» места в слове «суффикс». Знакомятся с порядком действий при нахождении суффикса Пр.- знают определение суффикса, приставки, умеют находить между ними общее и различное
П- осуществляют синтез как составление из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Р - учитывают правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа
решения.
К - строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Коллективная. Практический Использование презентации Выполняют движения под руководством учителя Л - осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня
3. Выполнение упражнения в учебнике (упр.167) Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо -Выполним упр. 167. Прочитайте стихотворение, которое здесь написано.
- В чём различие слов воробей – воробьишка, лапа – лапки? (В слове воробьишка суффикс -ишк-, в слове лапки -к-)
-Спишите, выделите в именах существительных суффиксы. Выполняют задание упражнения Пр. - узнают, что такое суффикс, умеют его находить.
Р - овладевают способами решения учебной задачи.
К - участвуют в диалоге, общей беседе
VI. Закрепление знаний
и способов действий.
Знакомство с некоторыми суффиксами русского языка
(рабочая тетрадь, упр. 115)
Фронтальная. Парная.
Словесный.
Письмо
- Продолжаем работу. Выполним упражнение в рабочей тетради. Работать будем в паре. Итак, пары есть, находим упр. 115 и выполняем его. Выполняют задание письменно в парах.
По окончании работы представляют ее классу
Пр -
умеют образовывать новые слова с заданными суффиксами.
Р -
выполняют действия по намеченному плану.
К -
ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии.
2. Выполнение упр. 116 в рабочей тетради
Индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо
Объясняет задание.
При необходимости помогает
детям подобрать подходящие суффиксы для каждого столбика слов
Самостоятельно
выполняют задание, подбирают соответствующие
суффиксы
Предметные:
подбирают слова
с заданной морфемой,
соотносят слова с предъявляемым к ним моделям.
Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи
Самостоятельное
выполнение упражнения VII. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)
Фронтальная.
Словесный. Беседа
– Закончите предложения:
• Урок помог мне…
• Для меня было сложным…
• Мне понравилось…
Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока Р -
открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Домашнеезадание (рабочая тетрадь, упр. 117)
Фронтальная. Словесный. Чтение
Комментирую задание, проверяю понимание его выполнения
Слушают учителя, делают записи
Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания