Конспект урока по теме «Морфема — наименьшая значимая часть слова».

Урок по русскому языку в 5 классе.
Морфема - наименьшая значимая часть слова. Орфография.
Коряшкина В.В.

Цели:
1. Обучающие: формирование представлений о морфеме как наименьшей значимой части слова и морфемике как разделе науки о языке; отработка навыка морфемного разбора слова ; совершенствование орфографической грамотности (закрепление знаний о ранее изученных орфограммах в корне, в окончании, в приставках и суффиксах).
2. Развивающие: развитие речи, наблюдательности, внимания, логического мышления, памяти обучаемых.
3. Воспитывающие: воспитание интереса к изучению русского языка через использование занимательного материала.

Тип урока: объяснение нового материала по морфемике; закрепление и обобщение изученного по орфографии - комбинированный урок.

Вид урока: урок-путешествие.

Технология урока: на игровой основе.

Оборудование: ИКТ (компьютер, мультимедийный проектор, опорные конспекты)

ХОД УРОКА.
Оргмомент.

Работа по теме урока.
1.Объяснение нового материала. Ребята, сегодня я хотела бы поговорить с вами вот о чем: вы, конечно, знаете, что все вещества состоят из атомов, атомы из других мельчайших частиц. Вообще, всё на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облака - из множества водяных капелек. А в одной шуточной песенке даже рассказывается о том, из чего сделаны мальчишки и девчонки. Помните, «из линеек и батареек сделаны наши мальчишки...». А вот из какого «строительного материала» сделаны слова? Да, да, слова. Вас, возможно, затруднит этот вопрос? Я вам немного помогу. Какую тему мы закончили изучать на прошлой неделе? С каким разделом науки о языке познакомились? Правильно, с фонетикой. Так вот, с точки зрения фонетики слово состоит из... (ответы: звуков, букв, слогов), разбирая слова фонетически, мы делили слова на ... Да, на слоги. Теперь посмотрите на экран. (слайд) Здесь написано слово полностью, но мы его будем открывать по частям: сначала по буквам: (Т) - мы можем догадаться, какое это слово? Нет. Открываем дальше: по слогам (ТИ). Что - нибудь прояснилось? Нет. И вот, наконец, мы откроем корень слова тигр. Мы не знаем, что там написано дальше (а это может быть тигрица, тигровый, тигриный, тигрёнок, тигролов), но зато вполне определенно можно назвать лексическое значение этого слова: оно связано с тигром. Итак, буква, слог имеют лексическое значение? Нет. А корень? Да. Значит корень - значимая часть слова. А вспомните, пожалуйста, (вы знаете это) как называется самая маленькая значимая часть слова? Правильно, морфема. Вам понятно, почему это значимая часть слова? (имеет лексическое значение в отличие от буквы и слога). Кстати, ребята, корень - это не просто значимая часть слова. Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Не случайно, когда говорят о самом важном и главном, употребляют слово корень. Например, если говорят о причине чего-то плохого, скажут корень зла. О серьёзных ошибках - это в корне неправильно. И вообще, Смотри в корень! или Зри в корень! - значит: выдели самое главное.
Какие морфемы вы ещё можете назвать? Правильно, приставка, суффикс, окончание, основа. Так вот, оказывается, из чего состоят слова. С понятием морфемы мы разобрались, а какой раздел науки о языке изучает морфемы? Да, морфемика.
Так вот тема сегодняшнего нашего урока, как вы уже, наверное, догадались, «Морфема- наименьшая значимая часть слова». (запись в тетрадь) (слайд )
А цель нашего урока - научиться правильно выделять морфемы; разобраться, почему они ЗНАЧИМЫЕ, вспомнить морфемный разбор слова и, как обычно, поработать с некоторыми орфограммами.
Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. В какой сказочной стране мы вами уже побывали в этом учебном году? Правильно, в стране Глаголии, а сегодня я вас приглашаю вас в лингвистическое путешествие по сказочному городу, нет, не Солнечному, по городу Морфемике. (слайд-карта)
Вы видите, что на маршруте несколько остановок. Мы должны успеть до конца урока проехать по всему маршруту.
1. Итак, первая остановка «Музей морфем». Мы уже разобрались, почему корни - значимая часть слова, теперь попробуем разобраться с остальными морфемами. а)Возьмём суффиксы. Они стоят после корня и придают слову новое лексическое значение. Прочитаем текст и докажем эту мысль. (слайд)
Паук.
Жил на свете паук. Идёт он по дороге лесной, а навстречу ему муравей. Испугался муравей и говорит: «Ой, какой ПАУЧИЩЕ!» Расхрабрился паучище, идёт дальше, а навстречу ему заяц: «Посмотрите, какой ПАУЧОК», и побежал дальше. Грустно стало паучку. Почему это его не боятся? А тут воробей летит. Ничего не сказал воробей: клюнул - и нет паука. «Какой вкусный ПАУЧИШКО», - прочирикал воробей и улетел.
С помощью каких суффиксов образовались новые слова? Как они изменили лексическое значение исходного слова? Запишем в тетрадь и выделим суффиксы. Т.О. суффиксы 1) могут образовывать новые слова и 2)придавать словам самые разнообразные оттенки значений. Проверим это на практике. Пред вами экспонаты нашего Музея Морфем:
словообразующие суффиксы. (см. индивидуальные О.К.) Приведем и запишем несколько примеров: 1)рабочий, занимающийся настилкой паркета (паркетчик) (вспомним правописание суффиксов ЧИК-ЩИК - см. О.К. «Правописание суффиксов» - (слайд) 2) тот, кто ремонтирует часы (часовщик), 3)рабочий, который производит кладку сооружений из камня и кирпича (каменщик), 4) специалист по бетонным работам (бетонщик). Записываем эти примеры в ваши индивидуальные опорные конспекты. Итак, суффиксы - значимые части слова? К остальным суффиксам вы приведете примеры дома.
б) А теперь поговорим о приставках. Все русские приставки вам хорошо знакомы. Каждый день вы их слышите, произносите, читаете. Давайте вспомним как можно больше. Давайте посмотрим, а приставки - это значимые части слова? Представьте себе, что вы сидите перед телевизором. Я вам назову приставку «В-». Что вы сделаете? (включим). «ПЕРЕ-» (переключим). «ВЫ-» (выключим). Хорошо, а представьте, что мы сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу «ПОДО»? (пододвинемся), а если «ОТО»? (отодвинемся). Какой вывод напрашивается? Каждая приставка несёт смысл. Посмотрите на примеры приставок-тружениц в ваших конспектах. Назовём примеры устно, а запишете дома.
в) Ребята, мы убедились, что приставки и суффиксы несут оттенки лексического значения. А какое значение могут иметь ещё слова? Например, ароматный чай - ароматного чая? (слайд) Чем отличаются эти слова в словосочетаниях? Правильно, грамматическим значением - падеж, род, число. А какое значение могут иметь окончания? Можно ли что - то сказать о лексическом значении слова по окончанию? Нет. А о грамматическом значении? Да. Так, окончание в слове ароматный говорит нам о том, что это прилагательное, в И.п., ед.ч. Приведем примеры в таблице. Ребята, мы с вами убедились, что приставки и суффиксы образуют новые слова. А окончания? Ароматный- ароматного - это два разных слова или это формы одного слова? Правильно, это формы слова. Т. О., окончания не могут образовывать новых слов, следовательно роль окончаний в том, чтобы, образуя словоформы, связывать слова друг с другом. А все ли слова могут иметь окончания? Мы говорили об этом. Правильно, неизменяемые части речи (наречие, деепричастие) не имеют окончаний. У них все слово основа.
Делаем выводы: Морфемы - значимые части слова, которые могут образовывать новые слова, придавая различное значение, и формы слов. Какие морфемы образуют новые слова? А какие образуют формы слова?
2. Вторая наша остановка - «Рынок строительных материалов» (морфем). (слайд). Зайдём? Наша задача набрать морфемы и построить слова по морфемной модели слова.
В русском языке огромное количество морфем: корней, суффиксов, приставок и окончаний. Как же отбираются нужные морфемы для создания слов? Почему, например, не могут жить такие нелепые слова, как перестволвшоечник, ыйприрастлож? (слайд). Дело в то, что слово - это не соединение случайных морфем. Слова образуются по определенной модели (образцу, схеме, формуле), которая понятна каждому. Так, модель ...+ оват+ый передаёт значение «чуть-чуть», «слегка», «немного»: бледн-оват-ый, горьк-оват-ый, сладк-оват-ый. Образуем слова по следующим моделям: ...+ лив+ ый (говорливый, крикливый) ...+ов+ый (кленовый, грошовый), пере+...+ива+ни+е (переливание, передразнивание), под+... +ну+ть (подсунуть, подстегнуть), рас+...+а+ешь (раскачаешь, растолкаешь). Выделим все морфемы. Отрабатывать навыки морфемного разбора мы будем на последующих уроках. (слайд)
3. Следующая остановка «МГУ» - Морфемный Государственный Университет. (слайд). Чему здесь учат? Много чему, но и, конечно, правописанию. Словарная работа.
(С заранее подготовленным кроссвордом выходит ученик и выступает в роли учителя. (слайд).)
2.Повторение основных понятий по теме.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

4. Четвёртая остановка «Детский мир». Что продаётся в «Д.М.»? Конечно же, игры. Поиграем? Мы с вами регулярно разгадываем шарады, поэтому, я думаю, задание объяснять не нужно. (слайд). Но, помимо отгадок, будем выделять морфемы слова.

Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс с окончанием в тетрадке вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а)

Мой корень - родственник сраженью,
Приставка - в слове заявленье,
В наборщике есть суффикс мой,
А весь - тружусь я под землёй. (за-бой-щик)

Корнем с дорогой роднился,
В сборе приставка таится,
Суффикс - как в слове дневник,
Целым же в космос проник. (с-пут-ник)

В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс - в собрании встретится вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом - по мне на уроки пойдёте. (рас-пис-а-ни-е)
З. Закрепление.
5. И последняя остановка «Большой орфографический парк». Чтобы не заблудиться в нем, нужно помнить, что в русском языке все разделы (какие?) связанные друг с другом и образуют систему. Мы с вами учимся правильно писать, а правописание изучает орфография, которая опирается на умение анализировать слово по составу. Поэтому Морфемика - очень важный раздел. Итак, вспомним, какие орфограммы мы уже изучили в корне (правописание гласных и согласных), в приставке (правописание неизменяемых приставок и Ъ после приставок), в суффиксах (ЧИК-ЩИК, ЕК-ИК), в окончаниях (существительные, прилагательные, глаголы). Объяснительный диктант. Вспомним орфограммы в корне, в приставке, в суффиксе, в окончании.
А диктант у нас будет не совсем обычный. Оказывается, вы путешествуете не только на уроках русского языка. Совсем недавно вы путешествовали и на уроке природоведения: писали творческие работы «По странам и континентам». Ольга Анатольевна попросила меня проверить ваши работы, и оценки за грамотность я выставлю вам в русский язык. Так вот, диктант у нас будет по следам ваших сочинений. Начнем все вместе, а дальше - самостоятельно: путешествие, (сравните: шефствовать над детьми), спешите к поезду (СР. спишите у товарища), бирюзовое море (березовое полено), резкий ветер, участвовать в бою (чувствовать боль), группа; в Австралии, находится на маленьком судне, направляешься; объездил, обходить, предъявить; перевозчик, дождик, комочек,
САМОСТОЯТЕЛЬНО:
свила гнездо (свела по лестнице), скрипеть на морозе (скрепить булавкой), увядать от жары (увидать в окно), зыбкий песок, гигантская скала, бассейн, в Африке, дремучего леса, протекает, подъём, разъединяет, надземный; объездчик, барабанщик, ключик.

Сдаём тетради на проверку.
4. Итог урока. Рефлексия.
Итак, ребята, подведем итоги сегодняшнего урока.
-Как называются наименьшие значимые части слова?
-Какие морфемы могут образовывать новые слова и придавать словам самые разнообразные оттенки значений?
-Какие морфемы образовывают формы слова, связывают слова друг с другом?
-Какие морфемы имеют лексическое значение, а какие грамматическое значение?
Есть вопросы? Вам все понятно? Интересное у нас получилось путешествие? Будем путешествовать ещё?
Вы хорошо поработали. Молодцы. Осталось только записать Д.З.
5.Домашнее задание.
1.Придумать примеры к «экспонатам» в опорный конспект.
2. Упражнение 487 (практика). В какой морфеме орфограмма?



































Морфемика. Словообразующие и формообразующие морфемы.
Помни: при разборе слова Окончанье и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка – впереди.
обозначение морфем
примеры

СУФФИКСЫ
образовывают новые слова, придают словам новое лексическое значение
профессии людей, род их занятий
-чик-
-щик-
-ист-
-ник-
-тель-
название лиц по месту жительства
-ец-
-ич-
уменьшительно-ласкательные
-к-
-ушк-
-ик-
-ек-
-ич(к)-
ПРИСТАВКИ
образовывают новые слова, придают словам новое лексическое значение
-в- -- значение начала действия, движения вперёд и внутрь
-вы- - значение окончания действия и движения наружу
-пере- - значение передвижения с места на место
-при- - приближения, присоединения
-без- - отсутствие чего-либо
ОКОНЧАНИЕ
образуют формы слов, связывают слова друг с другом; указывают на грамматическое значение слов
-ут- - глагол I спряжения, в настоящем или будущем времени, мн. числа, 3-го лица.
-ишь- - глагол II спряжения, в настоящем времени, ед. ч., 2-го лица.




новые однокоренные (но разные) слова
формы одного и того же слова

гитара
гитарист
гитаристка
гитарный
И. п. гитара
Р.п. гитары
Д. п. гитаре
В. п. гитару
Т.п. гитарой
П.п. о гитаре





15