Конспект урока по русскому языку 5 класс «Фонетика. Звуки речи. Алфавит»


Конспект урока по русскому языку 5 класс
«Фонетика. Звуки речи. Алфавит»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели:
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
- знать понятия: фонетика; звуки речи; алфавит;
- определять звуки и буквы, выделять их соответствующими значками,  уметь различать их между собой;
- выстраивать композицию рассуждения;
- определять лексическое значение слова, пополнить словарный запас.
Методы, применяемые на уроке:
Методы подобраны в соответствии с содержанием и направлены на решение задач коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.
Формы организации урока:
- групповые;
- общеклассные;
- индивидуальные.
Оборудование: 
- Проектор
-  компьютер
Ход урока.
1.        Оргмомент- Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте,  все ли лежит на парте: дневник, пенал, учебник, тетрадь. Записываем число, классная работа.
2.  Словарный диктант
- Запишите слова, обозначьте орфограммы:
Зной, лапки, сапожки, весело, опушка, завалинка, град, лед, дождь, рассказ, рябинка, репродукция.
3. Определение темы урока
Слово учителя
— Давным-давно, когда ещё и людей не существовало, была на Земле маленькая страна. Находилась она на острове посередине океана. Называлась эта страна — Алфавития. Жили там очень забавные маленькие существа — буквы. Они умели произносить только свои имена. Буква «Я» всё время кричала: «Я! Я! Я!». Из неё вылетали два звука [й] и [а]. А буква «Ш» шипела как змея звуком [ш]. Когда им нужно было что-то купить, они вместе шли в «Магобук» (магазин). Там все выстраивались в нужное слово и получали то, что хотели. Скажу вам по секрету — ели буквы только чернила. Вот и всё, что дошло до наших дней об этой удивительной стране. Ой! Чуть не забыла самое главное! Когда на земле появились люди и начали развиваться, буквы решили им помочь и стали их лучшими друзьями. Сначала они произносили звуки. Позже стали складывать слова. И, наконец, появилась грамота.
И сегодня мы познакомимся с жителями страны Алфавитии, узнаем, чем отличаются азбуки.
4. Изучение нового материала
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Звуки мы произносим и слышим. Но ведь мы умеем читать и писать. Видим и пишем мы буквы.
Графика – раздел науки о языке, изучающий обозначение буквами звуков речи на письме.
Алфавит – буквы, расположенные в определенном порядке.
В русском алфавите 33 буквы. 10 букв обозначают гласные звуки и 21 – согласные. Две буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.
Запишите в тетрадях.
4. Повторение изученного:
– А теперь подумайте: где еще требуется знание алфавита? Зачем нужно знать алфавит?
– Посмотрим, как вы умеете пользоваться алфавитом.
Игра «Дежурная буква»
У нас сегодня дежурная буква – а, она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов за 3–5 минут?
– Как вы думаете: все ли буквы русского алфавита появились одновременно? А если нет, то какая буква самая молодая? Послушайте сообщение вашего одноклассника.
Игра «Ванька! Встань-ка!»
Группа учеников, фамилии которых начинаются на одну букву, должны встать по «алфавиту».
Игра «Шифровальщик»
Прочитайте и запишите зашифрованные слова. (Заранее выписать на доске.)
9, 1, 4, 1, 5, 12, 19, 3, 21, 12, 102, 21, 12, 3, 2922, 16, 15, 6, 20, 10, 12, 11, 13, 22, 1, 3, 10, 20
Ответы: загадка, звуки, буквы, фонетика, алфавит.
5.  Закрепление нового материала. Развитие умений
- А теперь выполняем упражнение из учебника №171:
 1 часть выполняем  коллективно;
2 часть – самостоятельно с последующей взаимопроверкой по «шагам» задания.
6. Подведение итогов.
-Ребята, вы познакомились с алфавитом, выполнили ряд упражнений, используя современный алфавит, оказывается,  уже существует один из вариантов алфавита  будущего.
 
цифры цвет буквы ноты
1, 8 красный А И Ы Ь П Ф до
2, 9 оранжевый Б Ж К Л Р Ш Я Щ ре
3 желтый Г С Ц ми
4 зеленый Д М Т фа
5 голубой Е Н Х Е соль
6 синий В У Э ля
7 фиолетовый З О Ч Ю си
Й, Ъ - ? -не установлено.
Таблица создана на основе астрологических данных о соответствии каждому числу буквы алфавита, учения физиков о спектральном разложении луча на семь цветов и версии о соответствии каждого цвета одному из натуральных чисел.
А если каждой букве соответствует нота, то у нас есть возможность не только увидеть, но и услышать алфавит.
- Что для себя нового вы узнали сегодня на уроке?
V. Домашнее задание:
1. Нарисовать свой портрет цветными буквами своего имени.
2.Выучить алфавит.
3. Зашифровать по 5 слов.