Конспект Сельское население,плотность и размещение 9 класс


Экономическая и социальная география Казахстана
Цель LS: развитие критического мышления.
Задачи:
Повышение эффективности восприятия информации
Создание в классе атмосферы открытости и ответственного сотрудничества
Инициирование участия в самостоятельном освоении знаний
Повышение качества обсуждения в условиях малых и больших групп
Активизация мышления учащихся.

Класс: 9 Б
Дата 16.10.15
Урок: 14
Тема: Сельское население, плотность и размещение населения.
Цельурока: Сформировать представление у учащихся об особенностях сельского населения страны, плотности размещения страны.
Задачи:
Образовательная:определить зональные особенности сельского расселения, сравнить пояса расселения.
Развивающая:развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, анализировать, обобщать.
Воспитательная:содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей: причинно-следственные связи (человек-природа-климат) между явлениями, познавание мира и его закономерностей.
Критерий успешности:
Ученик уровня «А» Ученик уровня «В» Ученик уровня «С»
Способен аргументировать, сопоставлять, демонстрировать, умение рассуждать по проблеме сельских населенных пунктов, должен знать о  значении сельских населенных пунктов в жизни человека. Умеет делать выводы об особенностях размещения населения, строить диаграммы, изображать схемы, составлять кластеры. Дает определения понятиям «плотность», «сельское население». Знает соотношение городского и сельского населения. Может по карте определить густо-слабо населенные пункты
Критерии оценивания:
Оценка 5 (ученик А): все вопросы освещены полностью, доказаны примерами и схемами, группа уверенно отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка 4 (ученик В): ответы освещены не полностью, есть затруднения при ответе на дополнительные вопросы.
Оценка 3 (ученик С): работа выполнена на 50 %, ответы есть, но всегда приводятся доказательства, группа затруднялась на дополнительные вопросы.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, учебный диалог,метод проблемного обучения, самооценки и самоанализа.
Используемая технология: ТКМ (технология критического мышления), ИКТ, групповая работа( создание коллабаративной среды).
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: мультимедийный комплекс, учебник, статистические, раздаточные, дополнительные материалы атласы, физическая карта Казахстана, карточки, плакат.
Ход урока:
Организационно - мотивационный этап урока (2 мин)
Цель: Эмоционально - положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия, проверка отсутствующих, готовности к уроку)
Психологическая подготовка к работе:
- Здравствуйте, дети!
Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок.
На меня все посмотрели Улыбнулись и присели. Порядок на столе, Порядок в голове. Как всегда мы снова Начать урок готовы. II.Проверка домашнего задания (15 мин) тест. см.приложение 1.
Изучение нового материала(20 мин). Работа в группах.
Заполнение таблицы ХЗУ на доске в течение урока
Хочу знать Знаю Узнал
Население –объект изучения многих наук и прежде всего экономической и социальной географии.
Часть жителей страны, проживающая за пределами городов и занимающаяся преимущественно сельским хозяйством, относится к сельскому населению.
Соответственно территорию, на которой проживает сельское население, называют сельской местностью.
Проблемный вопрос классу: как вы думаете, трудно жить в селе?
Знакомство с темой - презентация «Расселение сельского населения»
Работа в группах с материалом учебника, с раздаточным, дополнительным, статистическим материалом – ответы на вопросы по карточкам. (приложение 2) – 13 минут.
Защита своих ответов. 7 мин
Итог урока : выставление оценок, рефлексия, д/з. ( 5 мин)
Домашнее задание: §12 .С.55-59. Ответить на вопросы в конце параграфа.
Творческое задание: подготовить презентацию о миграциях
Рефлексивно –оценочный этап: взаимооценка в группах в Листе взаимоконтроля (приложение 3)
Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).
(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.
Учитель:
Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?
Будет краткой наша речь, Говорим мы: «До свиданья!», До счастливых новых встреч! Спасибо за урок!
Приложение 1:
Тест
Тема: «Типы населенных пунктов. Городское население. Урбанизация.»
Процесс возникновения и развития городов
Агломерация
Урбанизация
Мегаполис
Населенный пункт
Модернизация
В настоящее время в Казахстане
87 городов
78 городов
56 городов
23 города
100 городов
Город-миллионер Казахстана
Астана
Костанай
Алматы
Актау
Лисаковск
Группа близко расположенных и тесно связанных между собой городов
Агломерация
Диверсификация
Модернизация
Мегаполис
Урбанизация
Крупные агломерации в РК
Костанайская, Павлодарская
Алматинская, Карагандинско-Темиртауская
Актауская, Кызылординская
Астанинская, Южно-Казахстанская
Северо-Казахстанская, Карагандинская
Карагандинско-Темиртауская агломерация включает малые города
Абай, Щахтинск, Сарань
Костанай, Лисаковск, Житикара
Петропавловск, Аксай, Риддер
Текели, Жаркент, Ушарал
Жанаозен, Жетыбай, Курык
Третья форма расселения, возникающая при слиянии соседних агломераций
Агломерация
Город
Город-спутник
Мегаполис
Поселок городского типа
Агломерация, развивающаяся в качестве центра высоких технологий и инноваций на базе Назарбаев Университета, медицинского кластера
Астанинская
Алматинская
Карагандинская
Темиртауская
Шымкентская
Главная функция города. Деятельность, ради которой он создавался
Культурная
Военная
Туристическая
Научная
Градообразующая
Уровень урбанизации в РК
55 %
45 %
35 %
98 %
40 %
Критерий оценивания:
9-10 б-«5»
7-8б. «4»
5-6б-«3»0-4б «2»
Ответы: 1.в.2.а.3.с.4а.5.в.6а.7.d.8а.9.е.10.а
Приложение: 2
Задания 1 группе:
Что такое «сельское население»?Сколько сёл в Казахстане?
Работа с атласом «Плотность населения».
-2.1 Выявите особенности зонального размещения сельских населенных пунктов. Сравнить расселение населения в разных природных зонах: лесостепь, степь, пустынные, полупустынные районы.
-2.2 Назовите факторы, влияющие на размещение населения.
Почему перед нашей страной стоит задача повышения благосостояния сельских жителей?Предложите свои пути решения этой задачи.
Задания 2 группе:
Какие причины влияют на густоту заселения территории? Приведите конкретные примеры.
Дайте анализ таблицы 12, стр. 59, учебник под редакцией Е.А Ахметова, Н.Н Карменова, Ш.Ш. Карбаева, Б.К. Асубаева.
Проанализируйте изменение численности сельского и городского населения страны за 2005 -2013 гг., на С. 56 учебника. Табл.11.
Задания 3 группе:
Что такое «плотность населения» и к какой группе стран по плотности относится Казахстан? Какие причины влияют на густоту заселения территории? Приведите конкретные примеры.Какое место по плотности населения занимает Казахстан в мире, в СНГ?
Самая «густонаселённая» область страны и самая «слабозаселённая» область?
Проанализировать рис.60.Пояса расселения и хозяйственного освоения. Заполнить таблицу
параметры Главный пояс Очаговое расселение Территория сезонного и вахтового освоения
площадь численность состав Приложение: 3
Лист взаимоконтроля по теме: ________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.
ученика Обязанности в группе Взаимооценка за Итоговая оценка
Новый материал