Презентация на тему «Роспись по дереву в декоративно-прикладном искусстве»


презентация на тему «Роспись по дереву в декоративно-прикладном искусстве» Логачева Нина Евгеньевна Хохломская роспись является неотъемлемой частью русской культуры, одним из самобытных народных промыслов, в рисунках которого отражается быт нескольких поколений.  Возник этот вид росписи в XVII веке в районе города Нижнего Новгорода, недалеко от села Хохлома, от которого и получил свое название. Существует две версии появления этого промысла – в первом случае считается, что идея промысла принадлежит старообрядцам – мастерам иконописи, которые переселились в районы Нижнего Новгорода, спасаясь от гонений за свои убеждения. А в это же время на нижегородской земле проживали искусные мастера посудного дела и, объединившись, эти два искусства дали начало красивейшей посудной росписи. По второй же версии считается, что ремесленники крупных поселений Нижегородской области красили посуду «под олово» еще до появления старообрядцев, то есть уже использовали технологии, предшествующие появлению хохломских узоров.Разновидности хохломского орнаментаТравяной узорУзор «рыжик»КудринаПряничный узор Городецкая роспись-один из традиционных русских народных промыслов. Эту замечательную роспись трудно спутать с другой. Краски городецкой росписи яркие, сочные, жизнерадостные-и все в ней символично. Вороные кони с крутой шеей и тонкими ногами-символ богатства, невиданные птицы-символ счастья, а цветы-здоровье и успех в делах Мезенская роспись (или как ее еще называют - палащельская) - это раскрашивание предметов домашнего обихода: ковшей, коробов, прялок, лавок и кухонных столов. Эти художественные традиции появились в низовьях реки Мезень примерно в 1815 году.Мезенская роспись состоит премущественно из орнаментированных изображений лесных обитателей: оленей и лосей, росомах, лисиц и медвежат. Все изображения обезличены и несут на себе печать статичности. Фризы, сложенные из многократно повторяющихся фигурок, нарисованных в ярких тонах, производят впечатление праздничности и вызывающей роскоши, поскольку красочные полосы орнаментов никак не вяжутся с убогой обстановкой русского жилища. Примитивная прялка, расписанная в мезенском стиле и сверкающая красками в темном углу, лишь подчеркивала запустенье горницы. Палехская роспись - народный художественный промысел, появившийся в допетровские времена. В то время село Палех в Ивановской губернии славилось своими иконописцами. Наибольшего расцвета это искусство достигло в конце 18-го века. Палешане, кроме написания икон, занимались реставрацией соборов и церквей, принимали участие в оформлении приделов Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря.До начала 20-го века промысел палехской живописи процветал, революционные бури 1905 и 1917 года едва не погубили тонкое народное искусство. Поскольку после 17-го года все церкви были упразднены невежественными представителями коммунистической власти, то расписывать стало нечего, и художники-полешане создали артель, выпускающую художественные изделия из дерева.Вскоре в московской мастерской была создана первая работа в стиле палех. На деревянной шкатулке, покрытой черным лаком, Иван-царевич, вышедший из царских покоев на волю, знакомится с Жар-птицей. Вся картина была выписана золотом и киноварью - от рисунка невозможно было глаз отвести. Одним из интереснейших ремесел русских мастеров является полхов-майданская роспись. Картинки на посуде и предметах обихода, раскраска игрушек-тарарушек яркие, притягивающие к себе взгляды. Это о них говорят: «Не бьется, не ломается, а кто купит – удивляется». Действительно, эти удивительные поделки народных умельцев словно светятся изнутри, создают атмосферу праздника и поднимают настроение. Их все чаще выбирают для оригинального подарка или покупают в качестве сувенира. Обычно северодвинские росписи принято подразделять на три большие группы. Это Пермогорская, Борецкая и Ракульская росписи. Борецкая роспись включает в себя еще две подруппы (кроме собственно Борецкой) - это Пучужская роспись и Тоемская роспись. Названия росписей происходят от названия сел, которые являлись своего рода художественными центрами расписного дела. Все эти центры расположены сравнительно близко друг от друга, но каждое село стремилось к развитию своего стиля, своей манеры письма. Ракульская росписьТоемская росписьПучужская росписьБорецкая росписьПермогорская роспись Своим названием Петриковская роспись обязана селу Петриковка, которое находится в Днепропетровской области (Украина), предположительно основанное в 1772 году полтавским казаком Петриком, как зимовник. Исторически установлено, что село никогда не знало крепостного гнёта, являясь государственной слободой. Это послужило беспрепятственному творческому развитию местного населения. Росписью украшались дома, печи, стены, создавая единый ансамбль. За основу композиций брали окружающую природу, причудливо изменяя форму растений, цветов, птиц. Постоянно совершенствуемая техника и неповторимый колорит дошли до наших дней. Такой способ изображения окружающего мира не используется больше не в одной росписи