Спецкурс этнография казахского народа

Общеобразовательная средняя школа села Жана жулдыз
Железинский район

Программа спецкурса «Этнография казахского народа» для 10 класса общественно-гуманитарного направления.
Утверждена методистом ИЦРОВ Управления образования , г.Павлодар Б.Т.Аушахмановой , заместителем директора ИЦРОВ Управления образования А.А.Кожахметовой . 05. 09.2013года , № 728.





















Автор программы учитель истории: Шарипова Карлыгаш Садвокасовна





Село ЖаSа жaлдыз

2014г


Пояснительная записка.

Узнать основные закономерности развития общества с древнейших времен до наших дней стало главной задачей исторического образования. Познать суть казахстанской истории помогает знакомство с биографиями знаменитых личностей прямо либо косвенно определявших ее развитие и оставивших свой след в казахстанской истории. Изучая социально-экономическое, политическое, культурное развитие Казахстана в разные периоды истории, мы мало обращаем внимание на то, что историю делают личности. Учебный материал богат датами, понятиями, но ограничен в подаче информации о человеческих качествах знаменитых личностей Казахстана, повлиявших на ход развития общества, внесших свой вклад в развитие в разных областях казахстанского общества.
Поэтому спецкурс «Выдающиеся личности Казахстана» ставит следующие цели и задачи .
Цель курса:
1. Способствовать формированию прочных научных знаний у учащихся по истории Казахстана.

Задачи курса:
1).Создать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории
2)Развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания, творческие способности
3)Предполагается активизировать познавательную деятельность учащихся.
4)Знакомясь с особенностями материальной и духовной культуры казахского народа, глубже и полнее познавать содержание казахстанской истории
5)Используя письменные источники выявлять причины возникших особенностей в материальной и духовной культуре казахского народа 6)Формировать интерес и уважение к историческому прошлому
7)Оказать влияние на расширение кругозора учащихся, повлиять на воспитание у учащихся казахстанского патриотизма.

В основу структуры изучаемого курса заложен принцип развивающего обучения, активизация познавательной деятельности учащихся, принцип доступности, реалистичности с точки зрения возможности усвоения материала в отведенное время.
При планировании курса было уделено внимание объему информации, которая будет представлена в процессе изучения спецкурса, материал представлен в оптимальной последовательности, с учетом имеющейся литературы.
Изучение данного курса способствует формированию ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, развитию интереса и уважения к казахстанской истории
Предполагаемые результаты:
Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся успешно усвоить основное содержание истории Казахстана.
Учащиеся должны анализировать конкретно-исторические сведения, касающихся этнографических аспектов казахстанской истории, уметь применить полученную информацию. Уметь работать со справочной литературой, уметь выделять основное, главное. Учащиеся должны овладеть элементами исследовательской работы, связанной с поиском, отбором, анализом, обобщением собранной информации.
По окончании курса учащиеся должны: знать и характеризовать характерные особенности материальной и духовной культуры казахского народа, характеризовать кочевое скотоводство - как особый вид производящего хозяйства возникшего в период древности в связи с особенностями природно-климатических условий, объяснять главные особенности кочевого скотоводства, особенности поливного и богарного земледелия. Учащиеся должны называть регионы традиционного земледелия, выращиваемые земледельческие культуры, объяснять второстепенный характер земледелия у казахов, называть социальные группы, связанные с земледелием (бедняки -байгуши, жатаки), выращиваемые земледельческие культуры. Знать обычаи и традиции казахского народа связанные с разными событиями в жизни казахов, уметь объяснять значение понятий «байгуши», «черная кость», «белая кость", номад, богарное земледелие, айлажное скотоводство и др
Методика работы предполагает применение следующих форм и приемов работы: лекции с последующим опросом, с элементами бесед, лекции с обсуждением документов.Групповая и самостоятельная работа должна завершаться созданием определенного образовательного продукта, который должен быть предоставлен в виде опорных схем, кластеров, систематизирующих таблиц, исторических эссе, диктантов, проектов и других творческих работ. Предполагается активизировать познавательную деятельность учащихся через ведущие для данного профиля виды активного обучения: деловыми, имитационными, ролевыми играми на уроках, исследовательских приемов работы при написании рефератов, проектов, работа с текстами, анализ источников. Учебная поисковая деятельность учащихся группового характера должна сочетаться с возможностью самостоятельного осмысления учеником разнообразной информации. Так как курс не оценивается по традиционной шкале, поэтому проверка уровня достижений обучающихся по усвоению материала осуществляется в течение всего курса изучения с помощью различных форм контроля: тестирование практически после изучения каждой темы, зачет на занятиях последних уроков. При оценке учитываются следующие данные: глубина знаний, осознанность, способность логически и последовательно излагать теоретический материал, умение работать с письменными источниками, умение работать с архивным материалом, работать над проектом, работать в группе и самостоятельно. С целью повышения интереса к курсу и развития способностей работы с компьютером планируется составление электронных презентаций отдельных тем. Специальный курс «Этнография казахского народа » из вариативной части базисного учебного плана общего среднего образования предназначен для 10 класса общественно-гуманитарного профиля, на изучение отводится 34 часа, по 1 часу в неделю. Спецкурс реализует предметные связи истории с такими предметами как казахская литература, русская литература, география , поддерживает изучение базового предмета «История Казахстана».

Литература:
«12 лекций по истории Казахстана», Ж.О.Артыкбаев, Астана, 2005г
«История Казахстана»,А.Абдакимов, «JазаKстан», Алматы,2003г
«История Казахстана с древнейших времен до наших дней»,А.К.Акишев,М.Х.Асылбеков,К.М.Байпаков и др., «Д‰уір»,Алматы, 2006г
«История Казахстана», 5-томник
Справочник школьника, 2006г
Ресурсы Интернета.
Периодическая печать

















Содержательная часть

Социальная стратификация (2часа)
«Белая кость» , «черная кость»,открытый статус сословия «черной кости», зависимое население(рабы, туленгуты).
Два типа скотоводческого хозяйств у казахов (2 часа)
Кочевое скотоводство - особый вид производящего хозяйства, протяженность кочевок, видовой состав скота, полукочевое скотоводство, главные особенности кочевого скотоводства.
Земледелие (2часа), особенности поливного и богарного земледелия, регионы земледелия, выращиваемые земледельческие культуры, второстепенный характер земледелия у казахов, социальные группы связанные с земледелием (бедняки-байгуши, жатаки), выращиваемые земледельческие культуры.
Лошадь в жизни казахов (3часа)
Понятия, связанные с занятием коневодством у казахов ,поло-возрастные
названия, разновидности пород, разнообразие понятий обозначающих масть лошади, казахи о признаках скаковой лошади.
Основные типы казахских конных седел (по конструкции и технике изготовления): Жилище казахского народа- замечательный памятник материальной культуры (2 часа)
зимние жилища («агаш уй», «жер уй», «кара там»), юрта, утварь и посуда, многообразие юрт, «курке», «жолама уй»,свадебные юрты-отау, парадные, походные юрты,
Одежда- отражение образа жизни и культурных традиций народа (6часов) мужская и женская одежда, мужские и женские головные уборы, обувь. Детская одежда. Легенды связанные с назвниями детской одежды.
Украшения (2часа) стиль украшений, украшения в быту, серебряные источники.
Оружие (2часа) особенности оружия, приемы в применения оружия в военном искусстве казахов в древности и в средние века, новое время.
Традиции (5часа)
Свадебные традиции, рождение ребенка, поминки, погребальные обряды. Традиции, связанные с приемом гостей. Традиции, связанные с охотой.
Национальные игры (4часа) казакша курес, кокпар, кыз куу, тенге алу, ат устинен тарту, аудыарыспак, тогыз кумалак, байга, жамбы ату,
Религия (2час) Тенгрианство, проявление тенгрианства в современной жизни казахов, ислам.
Уроки повторения. (2часа) Защита проектов и др. творческих работ.



Календарно-тематическое планирование
спецкурса «Этнография казахского народа»
10 класс, 34 часа, по 1часу в неделю.
№п\п
Тема
Кол-во
часов
Сроки
Примечание

1
Социальная стратификация. «Белая кость»,«черная кость»,открытый статус сословия «черной кости», зависимое население(рабы, туленгуты
1



2
«Белая кость» , «черная кость»,открытый статус сословия «черной кости», зависимое население(рабы, туленгуты
1

Тестирование

3-4
Два типа скотоводческого хозяйства у казахов
Кочевое скотоводство - особый вид производящего хозяйства, протяженность кочевок, видовой состав скота, полукочевое скотоводство, главные особенности кочевого скотоводства.
2

Тестирование

5-6
Земледелие
особенности поливного и богарного земледелия, регионы земледелия, выращиваемые земледельческие культуры, второстепенный характер земледелия у казахов, социальные группы связанные с земледелием (бедняки-байгуши, жатаки), выращиваемые земледельческие культуры.
2

Тестирование

7
Лошадь в жизни казахов
Понятия, связанные с занятием коневодством у казахов ,поло-возрастные
названия, разновидности пород,.
2

Тестирование

8
Разнообразие понятий обозначающих масть лошади, казахи о признаках скаковой лошади.
1

Тестирование

9
Основные типы казахских конных седел (по конструкции и технике изготовления):
1



10-11
Жилище казахского народа- замечательный памятник материальной культуры
зимние жилища («агаш уй»,»жер уй», «кара там»), юрта, утварь и посуда, многообразие юрт, «курке», «жолама уй»,свадебные юрты-отау, парадные, походные юрты,
2

Зачет

12
Одежда –отражение образа жизни и культурных о традиций народа
1



13
Мужская одежда
1



14
Женская одежда
1



15
Мужские и женские головные уборы,
1



16
Обувь.
1



17
Детская одежда. Легенды связанныу с назвниями детской одежды.
1

Зачет

18
Украшения .стиль украшений, украшения в быту, серебряные источники.
1



19
Серебряные источники.
1

Тестирование

20-21
Оружие. особенности оружия, приемы в применения оружия в военном искусстве казахов в древности ,в средние века, новое время.
2

Тестирование

21
Традиции
Свадебные традиции
1



23
Традиции, связанные
с рождением ребенка.
1



24
Поминки, погребальные обряды.
1



25
Традиции, связанные с приемом гостей
1



26
Традиции, связанные с охотой.
1

Тестирование

27
Национальные игры
кыз куу,
ат устинен тарту
1



28
казакша курес, аудыарыспак, байга,
1



29
тенге алу, жамбы ату
1

Тестирование

30
кокпар, ат устинен тарту
тогыз кумалак
1

Зачет

31
Религия
Тенгрианство, проявление тенгрианства в современной жизни казахов.
1

Тестирование

32
Ислам.

1

Тестирование

33-34
Итоговое обобщение
2

Отчеты по проектам с презентациями .



15