Методическая разработка урока: Кухня народов севера


Тема урока Традиционные семейные ценности. Кухня коренных народов севера.
Тип урока Изучение и первичное закрепление нового материала.
Цели - Ознакомить обучающихся с традиционной пищей коренных народов Севера.
- Уточнить и расширить представления студентов о коренных народах Севера, их истории и культуре.
- Воспитать толерантность к национальным блюдам народов Севера.
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
- самостоятельно использовать материалы, представленные на уроке - регулятивные:
- познавательные: уметь воспроизводить информацию по памяти; работать с различными источниками информации; сравнивать и анализировать информацию, делать выводы; давать определения понятиям; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах.
- коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и/или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями, задавать вопросы; проявлять инициативу в ситуации общения. - проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов;
- оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или не успешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;
- руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы
Основные понятия, изучаемые на уроке Народы севера, селькупы, кето, эвенки, национальные традиционные блюда
Организационная структура урока
№ этапа Этап урока УДД Деятельность ЭОР Время
преподаватель обучающиеся 1 Оргмомент Коммуникативные – планирования учебного сотрудничества с преподавателем и студентами Здравствуйте. Рассмотрим фотокадры и определим тему урока. На уроке мы познакомимся с коренными народами севера, узнаем традиции в приготовлении пищи таких народов как селькупы, кето и эвенки. (Приложение 1) Приветствуют преподавателя, организуют рабочее место. 2
2 Актуализация знания. Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования Тема урока: «Кухня коренных народов севера» Студенты называют тему урока. 3
3 Самоопределение к деятельности Познавательная – анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и студентами. «Ребята, «Коренные народы» – это правовое понятие, и оно предполагает какие-то правовые действия. Не всегда эти действия, устраняя историческую несправедливость, рождают сегодня ситуацию справедливую для всех. На территории Красноярского края проживают представители 8 коренных малочисленных народов Севера: долганы, кето, нганасаны, ненцы, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы. (приложение 2)
Данные народы являются носителями традиционного образа жизни, основанного на единстве человека и природы, занимаются традиционными видами хозяйствования и промыслами, имеют богатую культуру, хранят национальные традиции и обычаи. Мы поговорим с вами о традициях трех представителях коренных народов севера: селькупах, кето и эвенках. В нашем учебном заведении обучаются ребята этих национальностей. Так же рассмотрим традиционные блюда кухни этих народов.
Давайте поговорим о первом представителе, это о селькупах.
Кто знает историю данного народа? Сельку́пы — народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930-х их называли остя́ко - самое́дами. Численность — около 4249 чел.
Кето, которых прежде называли енисейцами или остяками, проживают в Красноярском крае, а также в Енисейском и Эвенкийском районах. Основным занятием большинства кето была охота и рыболовство. Главный объект пушного промысла — белка, которая составляла 80-90% стоимости всей добывавшейся пушнины.
Эвенки, которых раньше называли тунгусами, проживают не только на севере России, но также в Китае и в Монголии. Предки эвенков жили ещё в 3 тысячелетии до н.э.
Эвенки (тунгусы) (самоназвание: эвэнкил) — сибирский малочисленный коренной народ, родственный манчжурам и говорящий на языке тунгусо-маньчжурской группы.
Студенты рассказывают о своем народе. 8
4 Работа по теме урока
а) Восприятие и осмысление студентами нового материала Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.
Коммуникативные – сотрудничество в поиске информации.
Регулятивные – планирование, прогнозирование. Давайте теперь поговорим о пищи коренных народов севера. И вы расскажите о своих традиционных семейных рецептах вашего народа.
У каждого народа существуют свои национальные традиции относительно еды. Не зря же в нашу лексику вошли такие выражения, как «национальная кухня» или «национальное блюдо». Такие понятия, смогут многое поведать и об особенностях национального менталитета. Народы Крайнего Севера, несмотря на принадлежность к разным этническим группам, обладают сходными кулинарными навыками и обычаями.
Хлеб, приготовленный в тайге по эвенкийским рецептам. Необходимым условием для выпечки хлеба в золе является сухая земля под костром, что учитывается при выборе места для стойбища. В большой миске замешивается тесто: мука, соль, сода, прохладной воды столько, чтобы завести тесто крутой консистенции. Сковороду нагреть, смазать жиром, на нее выложить тесто. Закрыть другой сковородой, по размеру большей первой (сковороды должны быть из тонкого металла, чтобы лучше прогревались). В горячей золе разгрести ямку, в нее поставить сковородку, сверху еще нагрести золы и горящих углей. Минут через двадцать можно пошевелить нижнюю сковородку. Еще минут через сорок проверяют хлеб на готовность, не переворачивая его на сковороде, ударяют его по ноге выше колена. Если он подпрыгивает, то значит готов.
Юкола по-эвенкийски. Рыбу очищают, освобождают от головы и хребтовой кости, разрезают на длинные плоские пласты. На них делают надрезы в виде елочки с внутренней стороны и коптят на специальном дымокуре — у огня под крытым навесом. Слегка прокопченные пласты провяливают на солнце.
Вот еще пара рецептов кулинарных блюд народов севера:
ТЫХЭМИН
Тыхэмин — рыбный суп, готовится с икрой. Икру давят и растирают до однородной массы. Обычно это делали в деревянном корытце, давили особой деревянной ложкой — ламбой рыбной.
Полученную массу опускают в кипящий бульон, постепенно добавляя измельченное рыбное мясо. Солят, можно добавить другие пряности по вкусу. Хорошо размешивают и доводят до кипения.
ДУКТЭМИ
Это деликатесное блюдо эвенкийского стола, готовят его для дорогих гостей в торжественных случаях.
Рыбу разрезают вдоль хребта, отделяют позвоночник и голову, удаляют жабры. Затем мясо расправляют и укрепляют на палочках, сушат над костром. А кости измельчают с помощью плоского камня — дирэ.
Перед подачей на стол можно сдабривать рыбьим жиром и солить по вкусу. (приложение 3) Работа с презентацией 10
б) первичная проверка понимая
регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция.
Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске информации.
Познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств. Предлагаем составить вам кроссворд из восьми вопросов на проверку усвоенных знаний и произвести самопроверку или взаимопроверку (работа в парах). Составление кроссворда по пройденной теме.
Разгадывание кроссворда 8
5 Первичное закрепление Регулятивные: волевая саморегуляция.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения. Чтоб закрепить сегодняшнюю тему, давайте приготовим одно из традиционных блюд народов севера: «Строганину».
Для этого нам понадобиться свежая рыба, соль, перец.
(приложение 4)
Студенты приступают к приготовлению блюда. 8
6 Рефлексия Регулятивные – выделение и осознание студентами того, что усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Личностные – самоопределение. Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели на уроке?
Оцените вашу работу на уроке ответив на вопросы в анкете, которая лежит у вас на столе. (приложение 5) Индивидуальная работа 4
7 Подведение итогов урока Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные – рефлексия.
Личностные – смыслообразование, целеполагание. - Есть ли у кого - то вопросы по пройденному материалу?
- Испытывал ли кто - то трудности при выполнении заданий?
Вывод 8 Домашнее задание Найти еще рецепты традиционной кухни коренных народов севера 2