Программа элективного курса Этнография народов Крыма



РАССМОТРЕНО
Председатель МО СОШ № 26
_______ ____________________
(ФИО)
Протокол № __ от «__» ____ 2012 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор СОШ № 26
_______ Т.И. Кордонец
(ФИО)
Приказ №__ от «__» ___ 2012 г








ПРОГРАММА
Элективного курса
«Этнография народов Крыма»





Составитель :

Курдюкова Н.А.,

должность учитель

первая категория
«Старший учитель»




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Севастополь
2012 г.
Программа
Элективного курса
«Этнография народов Крыма»
(16 часов)

Пояснительная записка
Данная программа способствует изучению социально-этнографической и культурной жизни народов Крыма
Крым – полиэтнический регион и изучение вопросов взаимоотношения национальных культур, межэтнического сотрудничества национальных групп является важной проблемой в современном обществе.
Содержание курса: расширенный (углубленный) вариант раздела географии «Население Украины»
Функция курса: выступает в роли «надстройки», дополняя содержание курса географии. Обеспечивая краеведческий аспект изучения данного предмета.
Цель: познакомить учащихся с происхождением, культурой, особенностями быта разных народов, проживающих на территории Крыма, Севастополя. Воспитывать толерантное отношение к культуре и традициям разных национальностей.
Формы работы: сообщения учащихся, парная и групповая работа, ролевые игры, исследовательская работа, практикум, семинар. Курс предусматривает большое количество экскурсий.
Формы контроля: самостоятельные работы, тестовые задания, работа с контурными картами, выполнение индивидуальных заданий, устные ответы учащихся.
При изучении программы курса предполагается использование в уроках и при выполнении домашних заданий следующих пособий:
Алтабаева Е.Б., Коваленко В.В. «На Черноморском перекрестке» 1997г
Алтабаева Е.Б., Коваленко В.В. «Потомству в пример» 2006г
Алтабаева Е.Б. «Смутное время: Севастополь в 1917-1920годах» 2004г






Тема
Рекоменду-емый материал из пособий
Количество часов
Дополни-тельные виды работ

1
Этнография, основные понятия, источники и методы изучения предмета. Понятие этнография. История развития науки этнография. Связь этнографии с этнологией, археологией, культурологией, социологией, литературой, музыкой. Значение этнографических исследований для современной национальной политики.

1


2
История науки этнографии. Этнографы и географы Крыма. Первые исследователи этнического состава Крыма. Современные исследователи. Занимающиеся этнографией Крыма.

1
Экскур-сия в Крымский этнографический музей г. Симферополь

3
История складывания многонационального и поликонфессио-нального населения Крыма.
Крым – геополитическое положение, связующее звено между Европой и Азией. История начала заселения региона. Состав народностей заселяющих Крым в средние века, их социальный и религиозный состав.

1


4
Быт. Культура. Традиции славянских народов Крыма.
История расселения славянских народов в Крыму. Процентный состав славянской общины. Социальный статус славян. Традиции, культурно-бытовые особенности русского, украинского и белорусского народов. Фольклор. Славянская духовность.
«На Черноморском перекрест-ке» Стр137-152
«Потомст-ву в пример»
Стр.14-23, 206-207
«Смутное время» Стр 70-74
2
Тематическая лекция в библиотеке им. Л.Н. Толстого.
Посещение УКИЦ.

5
Из истории христианства в Крыму.
Появление и распространение христианства в Крыму. Христианизация через распространение православия, строительство храмов, название населенных пунктов христианскими именами. Установление престольных праздников.
«На Черноморском перекрест-ке» Стр 106-114, 152-155.

1
Экскурсия в Херсонес

6
Этнография народов тюркской этнокультурной общности.
Процесс заселения Крыма представителями тюркской этнокультурной общности. Процентный состав населения тюркской группы, их социальный состав. Культурно-бытовые традиции. Значение расселения татарского народа для развития Крыма. История в лицах.
«На Черноморском перекрест-ке» Стр127-131, 159-174, 200-204, 224-237
«Потомст-ву в пример»
Стр.18-19, 32-33, 207-208
«Смутное время» Стр 71-72, 198-199
2
Экскурсия в Чуфут-Кале

7
Историческая судьба и культура ислама в Крыму.
Распространение ислама в Крыму. Из истории строительства мечетей. Архитектура и духовно-материальные ценности мусульманской региональной культуры. Особенности христианско-исламского взаимодействия
«Потомству в пример»
Стр.14-15, 205-206
1
Экскурсия в Бахчиса-райский музей, мечеть Севастополя

8
Этнокультурная мозаика Крыма.
Немцы, армяне, евреи и другие народы Крыма. Культура, быт, традиции их роль и значение для развития региональной культуры.
«На Черноморском перекрест-ке» Стр 57-105,209-223

«Потомст-ву в пример»
Стр.35-36
4
Посещение националь-ных обществ Севастополя

9
Народные промыслы и национальный костюм – часть культуры народа.
Народные промыслы и ремесла – составляющие части культуры каждого народа. Национальный костюм – душа народа, традиции поколений. Их зависимость от географического расселения народов.

1


10
Этнографические особенности Севастополя

1
Экскурсия на выставку националь-ных обществ Севастополя («День историческо-го бульвара»

11
Народные песни, легенды народов Крыма. Защита проектов

1



Историко-этнографическая справка
Этническая история Крыма очень сложна и драматична. Можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах.

Впервые человек появился на территории Крымского полуострова около 250 тыс. лет тому назад. В разные исторические эпохи на полуострове проживали различные народы, племена, существовали государства.

В XV-VII вв. до н. э. в Крыму жили киммерийцы, занимая юго-восточную часть полуострова. В I тысячелетии до н. э. В горной южной части Крыма проживали племена тавров, которые занимались земледелием и скотоводством.

До XIII века полуостров в письменных источниках именовался Таврикой по имени племен тавров. В VII в. до н. э. на полуостров пришли ираноязычные племена скифов. Они занимались земледелием, скотоводством. Известно им было ювелирное искусство и гончарное дело. Ими было создано Скифское царство, столицей которого являлся Неаполь Скифский (III в. до н. э. - III в. н. э.).

III в. н. э. отмечен приходом в Крым готов, которые завоевали Скифское царство. В основном готы жили на юге и юго-западе полуострова.

С VI в. до н. э. начинается греческая колонизация полуострова, создаются Боспорское государство и Херсонесская республика.

В I в. до н. э. в Крыму появляются римляне (юг и юго-западная часть полуострова).

В IV в. в Крым вторгаются тюркоязычные кочевые племена гуннов. Следующими пришельцами стали хазары, которые пришли с Нижней Волги и Северного Кавказа в VIII веке.

В VIII-IX вв. в степной части Крыма создаются поселения протоболгар (тюркоязычные племена).

К концу IX в. в Крыму появляются тюркоязычные кочевые племена печенегов. А в середине XI в. на полуостров вторгаются также тюркоязычные племена половцев (кыпчаков).

К коренным тюркоязычным народам Крыма относятся небольшие по численности караимы (караи) и крымчаки, появление которых в Крыму датируется VIII-IX вв.

В III в. из Византии в Крым проникает христианство. По письменным источникам, Киевский князь Владимир в Херсонесе принял христианство, впоследствии распространившееся на Руси. В XIII в. русские поселенцы проживали во многих городах Крыма. Так, в Херсонесе был русский квартал и русский приход, русские церкви были в XIV веке в Кафе (Феодосии), о чем свидетельствует Устав Кафы. Однако это было еще не столь многочисленное население как тюркоязычное.

В середине XIII в. полуостров был захвачен Золотой Ордой и стал ее улусом (провинцией). В это же время у полуострова вместо Таврики появляется новое название - Кырым. В первой трети XV в. в связи с распадом Золотой Орды было образовано Крымское ханство. Однако после завоевания в 1475 г. турками части полуострова ханство стало вассалом Турции. Из тюркоязычных племен и народов, в разное время населявших полуостров (гунны, протоболгары, хазары, турки, печенеги, половцы, племена Золотой Орды), сформировался крымскотатарский народ.

После русско-турецкой войны Екатерина II "Манифестом" 1783 года присоединила Крым к России. В этом же году была образована Таврическая область, а с 1802 г. - Таврическая губерния.

После 1783 г. из Крыма эмигрировала первая группа крымских татар. По различным источникам уехало от 100 до 200 тыс. человек. Вторая эмиграция развернулась в 60-е годы XIX в. Крым покинуло 131 тыс. крымских татар. В начале XX в. отмечена еще одна волна эмиграции. В 1921 г. крымские татары составляли 25,7 % населения полуострова. С XI в. на Крымском полуострове селятся армяне, центром поселений которых был Солхат (Старый Крым). В течение многих веков живя в Крыму, внесли значительный вклад в формирование населения полуострова периода средневековья греки. В 1778 г. Екатерина II переселила из Крыма в Приазовье греков и в район Нахичевани армян. Всего было выселено около 31 тыс. христиан. В конце XVIII - начале XIX в. в Крыму разрешено было селиться новогрекам, которые, будучи подданными Турецкой империи, участвовали в русско-турецких войнах на стороне России. После присоединения Крыма к России на полуостров устремились русские помещики со своими крестьянами. В это время национальный состав Крыма стал еще разнообразнее. Немцы, чехи , эстонцы, болгары - появились в Крыму уже в XIX веке. В это же время на полуостров прибывает значительное количество евреев, хотя первые иудеи появились в Крыму, видимо, с греками до нашей эры. Осваивая Крым, царское правительство разрешило селиться здесь также выходцам из Молдавии, Польши. В конце XVIII - начале XIX вв. Крым активно заселяется русскими и украинцами. Это были отставные русские солдаты, крепостные и государственные крестьяне. Кроме того, земли в Крыму раздавались чиновникам, офицерам. К 1917 году русские и украинцы составили 60,4 % городского и 35,9 % сельского населения полуострова. По переписи 1921 года в Крыму проживали представители 70 наций и народностей.

В мае 1930 г. состоялась Всекрымская конференция национальных меньшинств, где были представлены все национальные группы вплоть до итальянцев, айсоров, чехов.

В годы Великой Отечественной войны Крым был оккупирован войсками фашистской Германии. Фашисты, используя национальные чувства, сеяли рознь и вражду среди представителей различных национальностей. Многие жители полуострова в составе партизанских отрядов, подпольных групп и организаций боролись с фашистами. На 15 января 1944 г. партизанами были представители 35 наций и народностей.

После полного освобождения Крыма Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление от 11 мая 1944 г. о депортации с полуострова крымских татар, чуть позже - армян, болгар и греков. Немцы были высланы с территории Крыма в 1941 г. Только в 1989 г. были сняты ограничения на возвращение в Крым как крымских татар, так и депортированных граждан других национальностей. В соответствии с Декларацией, принятой Верховным Советом СССР 14 ноября 1989 г., признавались незаконными и преступными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению.

Сегодня в Крыму проживают представители более 125 наций и народностей.

Крымчане очень различаются по происхождению, но что-то главное все же делает нас единым целым: мы работаем вместе, живем рядом друг с другом. И поэтому наши национальные особенности в основном проявляются в семье. А основную часть своей жизни мы все же разговариваем по-русски (кто-то лучше, кто-то хуже, но это не важно) и ценим друг друга не за национальную принадлежность, а за умение работать и уважать другого. С целью более глубокого знакомства учащихся с этносами Крыма, воспитанием толерантного отношения к культуре других народов был разработан элективный курс «Этнография народов Крыма»

Данный курс разработан мной в 2012 году и опробован в течение 2-х лет. Курс разработан для учащихся 8-9-х классов. Опубликован в сборнике СГГУ «Севастоплеведение: содержание, формы и методы работы

Формы контроля: самостоятельные работы, тестовые задания, работа с контурными картами, выполнение индивидуальных заданий, устные ответы учащихся.


Составила учитель географии СОШ № 26
Н.А. Курдюкова












13PAGE 15


13PAGE 14215




15