Литературно-музыкальная композиция, посвящённая памяти поэтов — фронтовиков «ОНИ НЕ ВЕРНУЛИСЬ ИЗ БОЯ…»


МБОУ Шиморская СОШ
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая памяти поэтов -
фронтовиков
«Они не вернулись из боя…»
Учитель
русского языка и литературы Коперина А.А.

Пояснительная записка
Методическая разработка составлена для проведения внеаудиторного мероприятия, посвященного 70-й годовщине празднования Дня Победы. Мероприятие предназначено для учащихся 7 класса.
70 лет, отделяющие нас от победного дня 1945 года, - серьезный срок, равный жизни зрелого человека. За это время родились и возмужали несколько поколений. Современные дети и подростки узнают о событиях Великой Отечественной войны в основном из учебников истории и литературы, но юное поколение мало и не очень охотно читает. Ветераны войны, живые свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. Ребенок, читающий о войне в параграфе, заданном на дом учителем, воспринимает ее лишь как одно из многих в бесконечной цепи историческое событие, а не как нечто чрезвычайное, имеющее отношение ко всем и каждому и что не имеет срока давности. Из беседы с одноклассниками выяснилось, что они имеют довольно поверхностные знания о Великой Отечественной войне, кто из писателей работали военными корреспондентами, а кто взял в руки винтовки и пошел воевать с врагом. Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира в 20 веке – Великой Отечественной войне.  Историческая память – это не просто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На наш взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут не только ветераны войны, но и мы дети современного поколения. Узнать о жизни писателей в военные годы поможет должен помочь детям наш урок «Они не вернулись из боя». 
Цель: Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ, осознание чувства сопричастности к истории своего Отечества. Духовно-нравственное воспитание учащихся на примере подвигов поэтов и писателей.
Задачи:
показать нравственный облик, героизм и самоотверженность писателей в ВОВ;
способствовать формированию потребности знать и помнить исторические события, связанные с Великой Отечественной войной;
помочь понять, что человек – величайшая ценность нашего мира.
Практическое значение: слайд презентация может быть полезна использована на уроках литературы и классных часах, а также всем желающим кто хочет расширить свой кругозор.
Сегодня мы хотим отдать дань уважения поэтам и писателям, защищавшим родную землю пером и автоматом, поднимавшим боевой дух соотечественников своим творчеством в трагические дни.
1-й ведущий: В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А. Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Более 1000 поэтов и писателей ушли на фронт и свыше 400 не вернулись назад.
(Звучит песня на стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война».)
2-й ведущий: Поэзия Великой Отечественной войны - поэзия мужества. Она выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.
3-й ведущий: «Николай Майоров, Павел Коган, Всеволод Багрицкий, Михаил Кульчицкий, Семен Гудзенко... В 1941 г. они были чуть старше нас, и не все из них вернулись с войны. Лейтенант Павел Коган, поэт, был убит под Новороссийском. Он был снят с воинского учета по состоянию здоровья, но в начале войны поступил на курсы военных переводчиков. Павел Коган писал в 1942 г.: «Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь... Я верю в историю, верю в наши силы... Я знаю, что мы победим!» Он писал:

Я патриот.
Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать!
1-й ведущий: В боях под Сталинградом в январе 1943 г. погиб Михаил Кульчицкий, автор известных строк:
Война ж совсем не фейерверк,
А просто - трудная работа,
Когда - черна от пота - вверх
Скользит по пахоте пехота.
2-й ведущий: Командир стрелкового взвода Владимир Чугунов погиб на Курской дуге 5 июля 1943 г., поднимая бойцов в атаку. Он умер так, как предрек в своем стихотворении:
Если я на поле ратном,
Испустив предсмертный стон,
Упаду в огне закатном,
Вражьей пулею сражен.
Если ворон, словно в песне,
Надо мною круг замкнет, -
Я хочу, чтоб мой ровесник
Через труп шагнул вперед.
3-й ведущий: Когда началась война, многие студенты московского Института философии, литературы и истории ушли добровольцами на фронт. Среди них был и молодой поэт Семен Гудзенко. В записных книжках солдата Гудзенко запись: «Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях».
Одним из первых стихотворений Семёна Гудзенко стало стихотворение «Когда на смерть идут - поют»
1-й чтец:Когда на смерть идут - поют,
А перед этим можно плакать, -
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг.
И почернел от пыли минной.
Разрыв -и умирает друг
И значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед
За мной одним идет пехота
Будь проклят
сорок первый год,
Ты, вмерзшая в снега пехота!
Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв -и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать
И нас ведет через траншеи
Окоченевшая вражда,
Штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким.
А потом
Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом
Из-под ногтей я кровь чужую.
3-й ведущий: Незадолго до победы Семен Гудзенко писал: «Недавно попал под сильную бомбежку у переправы через Мораву... Лежал там долго и томительно. Умирать в 1945 г. очень не хочется». В 1946 г. появятся его следующие строки: «Мы не от старости умрем - от старых ран умрем». Все произошло с ним именно так в феврале 1953 г.
1-й ведущий: В отечественной литературе немало произведений о войне 1941-1945 гг. Война раскрывается в них с различных точек зрения, в зависимости от авторской позиции. Но есть один фактор, объединяющий писателей-фронтовиков: каждый из них пропустил войну через себя, каждый воочию видел весь ад войны.
А. Твардовский писал:
Война - жесточе нету слова,
Война - печальней нету слова,
Война - святее нету слова,
В тоске и славе этих лет.
(Звучит песня «Москвичи» в исполнении хор девочек)
4-й ведущий: Начало войны наложило отпечаток на все последующее творчество Константина Симонова. Симонов сразу же отправился на фронт, и в течение всего военного времени работал корреспондентом газеты «Красная звезда». Выходят два его сборника стихов «С тобой и без тебя» и «Война». О войне он знал ни с чьих-то рассказов - он бывал в окопах, знакомился с солдатами и офицерами, хорошо знал тех людей, которые командовали полками и дивизиями, составляли планы военных операций. В послевоенные годы появляется его трилогия «Живые и мертвые», которая повествует о героических событиях войны.
Перед смертью в 1979 г. К. Симонов просил исполнить его последнюю волю: писатель хотел навеки остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, и прах его был развеян на поле неподалеку от Бобруйска.
3-й ведущий: Великий урок мужества, братства, любви, человечности, верности дает Константин Симонов в своей лирике. Его знаменитое «Жди меня» - гимн любви, настоящей любви и преданности.
Чтец:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.—
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,—
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
4-й ведущий: Говорят, у войны «не женское лицо», но на фронт уходили и женщины. Они были медсестрами - выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Вероника Тушнова, Юлия Друнина... В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье.
(Прослушивание записи песни « Мы за ценой не постоим»)
1-й ведущий: 17-летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина, как и многие ее сверстницы, в 1941 г. добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда. Из воспоминаний поэта Николая Старшинова: «В ее характере наиболее яркими чертами были решительность и твердость. Если уж она что решила, ничем ее не собьешь. Никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она добровольцем уходила на фронт.
6-й чтец:Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный сорок первый год.
2-й ведущий: Эти строки Юлия Друнина написала в 1942 г. И на протяжении всего ее творчества сквозным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны, из которой она не смогла возвратиться даже спустя десятилетия. Из воспоминаний Н. Старшинова: «Надо еще подчеркнуть, кем на войне Юля была. Медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огнем приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжеленных раненых. Смертельная опасность и тяжкий труд вместе. В общем, научилась и насмотрелась». Старшинов рассказывал, что ее фронтовые стихи произвели сильное впечатление в конце войны и сразу после ее завершения, ее «Зинку» знали наизусть.
Стихотворение «Зинка». Памяти однополчанки - героя Советского Союза Зины Самсоновой.
(Инсценировка стихотворения.)
1-я девушка: Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
2-я девушка: Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она - не в счет.
Дома, в яблочном захолустье
Мамка, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый.
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет.
Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она - не в счет.
1-я девушка: Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг - нежданный приказ: «Вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен
В окруженье попал под Оршей
Нам потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
(Свет приглушается.)
Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, губы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
Знаешь, Зинка, я - против грусти,
Но сегодня она - не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мамка, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?
3-й ведущий: Судьба Юлии Друниной трагичная и счастливая одновременно. Трагичная - потому что юность ее прошла в военные годы, счастливая - потому что выжила в этой войне и стала поэтом.
Так же, как и Юлия Друнина, Ольга Берггольц начала свой поэтический путь с горя. В 1937 г. пропал во время репрессий ее первый муж - талантливый поэт Борис Корнилов. После 1937 г. о нем можно было лишь шептаться. Сама Ольга Берггольц также была арестована по ложному доносу, и только в 1939 г. реабилитирована. Две ее дочери умерли еще до ее ареста, а третий ребенок, которого ждала поэтесса, так и не родился: его убила тюрьма.
4-й ведущий: Во время войны Ольга Берггольц жила в своем любимом городе, в Ленинграде. Ей, кого называют блокадной поэтессой, не с чужих слов известны все тяготы блокадной жизни. Ее второй муж, Николай Молчанов, умер от голода, а сама Ольга Федоровна, по свидетельству сестры, «умирала там, в Ленинграде, от дистрофии». Но именно в эти годы рождаются лучшие стихи. Произведения Ольги Берггольц звучали по радио в осажденном городе, поднимая дух людей, вселяя веру в победу. Стихи Ольги Федоровны рассказывали и о пережитом ужасе страшных голодных дней. В строчках поэтессы звучит уверенность в том, что даже в это ужасное время человек остается человеком, гуманность побеждает фашизм, а любовь к своей Родине заставляет людей жертвовать собственными жизнями.
6-й чтец:Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна...
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
В мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом - смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады, -
Мы не покинем наших баррикад.
Учитель: Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое нашей Родины. И неоценимую помощь в этом наряду с документальными свидетельствами нам оказывает именно художественная литература. Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с разными точками зрения, авторскими позициями в литературе о войне. Ведь наша святая обязанность – чтить память тех, кто защищал нашу родину, тех, кто навеки остался молодым в этой войне, тех, кто ценой собственной жизни приближал желанный миг победы.
Солдатам, не вернувшимся с войны, Владимир Высоцкий посвятил эту песню.
( Звучит песня «Он не вернулся из боя»)