Фестиваль Владикавказ — наш общий дом (казаки).


Выход
Песня «Казачья молитва»
На протяжении столетий православная вера была и остается основой казачества, его силы и доблести. Казачье воинство стало символом мужества, беззаветной преданности идеалам государства и самоотверженного служения Отчизне. Наши предки неоднократно доказывали свою любовь к Родине на полях сражений и в мирное время.
Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим поклонясь, отведать просим.
Казачьему роду – нет переводу!
Слава, тебе, Господи, что мы – казаки!
Казаком надо не родиться, Казаком надо стать!
Казаком быть – значит Родину любить!
Первое дело для казака – землю родную беречь!
Помни, брат, что у казаков – дружба – обычай,
Товарищество – традиции,
Гостеприимство – закон!
Приветствие.
Здорово дневали! (кланяется)
Здорово ночевали! (кланяется)
Земным поклоном всем братьям казакам и сестрам казачкам!!!
Дорого вам здравьица на многие лета!!!
Дорогие гости! Мы рады вас приветствовать на нашем фестивале «Казачий разгуляй».!!!
На котором мы будем петь, танцевать и веселиться!!! А так же расскажем вам о традициях и быте казаков.
Происхождение слова «казак» объясняется по-разному. Многие считают, что оно произошло от названия древнего скифского племени Кос-Сака, что в переводе значит «белый олень». А сами скифы считаются генетическими предками современных казаков. В переводе с тюркского «казак» означает «вольный человек». В конце - концов славяне стали называть казаками всех конных солдат.
Историки полагают, что вольное казачество появилось в конце 15 века. Казаками называли себя вольные, то есть никому не принадлежащие люди, которые селились в основном по берегам больших рек: Волги, Дона, Терека, Урала, по границе степей, на землях, которые были «ничьи».Открывает наш фестиваль стихотворение Казачий край».
Казачий край! Во тьму веков смотрю я, твой потомок дальний.
Я слышу славу казаков, казачек слышу плач печальный..Святую память славы той от молодого поколенья
Давно уж кроет пеленой туман холодного забвенья.
Да будут славны в наши дни, кто возвращает память краю!
Я перед ними до земли в поклоне голову склоняю.
Главными казачьими символами является флаг, бунчук – символ атамана в походе. Он состоит из трех цветов: черного, зеленого и красного. Такая подборка не случайна: черный обозначает русских, которые стали терскими казаками, зеленый – горцев, которые потом пополнили ряды терских казаков, во время завоевательной политики на Кавказе, красный – новых терских казаков, которые активно вступают в терское казачество сегодня. Шапки и фуражки у казаков – особый атрибут гардероба. Нестроевой казак носил только фуражку .Шапки у южных казаков заменялись папахами. Головной убор нельзя снимать нигде, кроме церкви. Шапка, сбитая с головы, означала вызов на поединок. В доме казак кладет шапку на видное место, под икону Это означает, что семья казака находится под защитой Бога.
2.Хотите побывать на старинной казачьей ярмарке?( все отвечают «да»).
Тогда, Зазывала – собирай народ!!!
(Зазывала мальчик в костюме петрушки)
Гости желанные, званные и не званные!
Худые и тучные, веселые и скучные!
Все скорей спешите к нам!
Рады всяким мы гостям!
и 2. Народ собирается, ярмарка открывается!
(На сцену с «товаром» в руках выходят продавцы , с сумками и кошельками «покупатели» . Они высматривают товар ,прицениваются, торгуются. На сцену с шумом выходят лотошники, раздаются возгласы: «Подходи, покупай!», «Налетай, не зевай!»)1 лотошник – Есть на ярмарке нашей расписные погремушки!
2 лотошник – Есть ватрушки, бублики, приготовьте рублики!
3 лотошник – Предлагаю свой товар не за рубль, не за два!
Отдаю за добру сказку, за веселую присказку!
Девочка – ведущая – А частушки подойдут?
3 лотошник – Запевай, послушаем!
Частушки
Охраняет казак дачу,
Огород еще в придачу.
Враг здесь точно не пройдет
по ночам казак поет.
Скачет по полю казак
Притаился где – то враг.
Казак пули не боится
Он быстрее ветра мчится.
Привел в дом казак невесту
Стало сразу мало места.
Весит 200 килограмм
В дом не может войти сам.
Все вместе
Мы пропели вам частушки
Хорошо ли плохо ли
А теперь мы вас попросим
Чтоб вы нам похлопали.
Так мы ж не только спевать любим, но и плясать горазды! Казак должон уметь свою удаль показать не только в лихом бою, но и в казачьей пляске.
В отличии от русского женского танца, который отличается большой скромностью, казачьи танцы являются более энергичными и свободными. Девушки буквально летают по сцене. Их движения отличаются смелостью и даже дерзостью. Отличительная черта – положение рук. Как правило руки упираются кулачками в пояс, выдавая игривое и вольное настроение танцующих.
Танец.
Феномен казачьего песенного творчества выражен в их разноликости. Они то грустные, то вспыхнут яркой искоркой простосердечной радостью, они как ветер врываются в наши души и остаются там навсегда. Казачьи песни – это всея жизнь! Свадебные песни, шуточные и для пляски, песни казаков о семейных делах и конечно про казачью удаль.
казачьему роду – нет переводу! А значит и казачья песня никогда не смолкнет. Будем любить и хранить свою землю, как наши славные предки – казаки, которые и саблю в руках держать умели но так же хорошо плясали ипели.
Уникальные песенные традиции вам раскрывает ансамбль «Раздолье»
Песня
Шашка или сабля – символ полноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право обладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на защиту веры. Сабля передавалась в семье по наследству. Нагайка – такой же символ власти как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на свадьбе отцом невесты.
Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Казачья форма утвердилась к середине 19 века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги. Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы».
Женский костюм сформировался к середине 19 века. Он состоял из юбки и кофточки сшитой из ситца . Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом .Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.
Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико. Красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних.
Основой питания казачьей семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства. Наиболее популярным являлся борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни – с растительным маслом .Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе. Они ее вялили, солили, варили. Сушили и солили на зиму фрукты, варили компоты, варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу, из винограда – вино.
Широка душа казачья . Ей для радости простор нужен, широко поле и русский ветер.
В бой казаки шли с песней и танцем. Именно поэтому боевые движения и выпады находили свое отражение и в танцевальных движениях. Например, танцы вприсядку и гопак основаны на тех же принципах, что и боевые движения сабельного боя с перекатами и выпрыгиванием. Такая техника использовалась казаками для дезориентации вражеских стрелков.
Заключение
Мы терские казачата – мудрых прадедов внучата.
С острой шашкой и конем мы нигде не подведем.
Нашу храбрость, нашу стать – нам нигде не занимать!
В каждой нашей жилушке – казачья кровинушка.
Нам дано такое право – сохранить былую славу
Наших дедов и отцов - Кавказа славных молодцов!
Над горным великаном вновь орел кружится
Будто охраняет наш родимый край
Молодых и старых, в городах станицах
И в полях, где зреет новый урожай.
Здесь в краю казачьем крепнем мы, мужаем
И как деды наши дружно так стоим.
Матушку – Отчизну в ратном деле славим
Честь свою казачью мы неуроним.
Мы любим Кавказские горные цепи
И дорог нам горный наш край
Живите все люди в любви и согласьи Живи мой народ – процветай!