Подготовка учащихся 11-х классов к ЕГЭ (часть С). Конспект урока Земля – наш общий дом

Подготовка учащихся 11-х классов к ЕГЭ (часть С).
Конспект урока " Земля – наш общий дом"
Учитель русского языка и литературы Кирьянова О.А.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой;
у неё есть своя, которую мы не понимаем и не признаём до тех пор,
пока она нас, как колесом, не переедет.
И.С.Тургенев

Цели урока:
образовательные: повторение знаний о публицистическом стиле речи (подготовка к ЕГЭ), развитие умения анализировать текст публицистического стиля;
развивающие: формирование умения определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию, умение создавать систему аргументов, развитие творческих способностей учащихся;
воспитывающие: воспитание у учащихся уважительного отношения к нашей планете, ее природе, людям.
Формирование УУД
- личностные: формирование экологической культуры; ценностного отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие
- регулятивные: уметь предвидеть возможности получения конкретного результата при выполнении задания; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации - познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
- коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Задачи:
1. Научить:
Определять тему, проблему и позицию автора.
Находить художественно-выразительные средства и определять их роль в тексте.
Составлять собственный текст на основе прочитанного.
2. Формировать чувство ответственности, любовь к природе, ко всему живому на Земле.
Оборудование: раздаточный материал (тексты).

I. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к ЕГЭ по составлению собственного текста на основе уже готового.
II. Целеполагание.
а) Мы должны будем определить проблему, прокомментировать её, определиться с позицией автора и выразить свою собственную позицию, приведя не менее 2 аргументов в качестве доказательства своей позиции.
б) К концу урока у вас получатся черновые варианты, которые вы доработаете к следующему уроку.
Запишите дату, оставьте место для записи темы, которую вы определите сами после прочтения текста. Запишите эпиграф к нашему уроку.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Прочитаем эпиграф и подумаем, о чем мы будем говорить на занятии?
Учащиеся: О природе, об отношении к ней человека.
Учитель: Итак, наше занятие посвящено
Учащиеся: Сложным отношениям между человеком и природой
Учитель: Легко ли ответить на эти простые вопросы?
Учащиеся: Нет.
Учитель: А почему?
Учащиеся: Каждый человек ответит на эти вопросы по-своему.
Учитель: Нет однозначных, похожих ответов. Значит вопросы эти проблемные.
Выполняя какой вид работы, мы используем проблемные вопросы?
Учащиеся: При выполнении задания С экзаменационной работы – написания сочинения)

III. Работа с текстом.
Учитель: Мы сегодня повторим этапы работы над сочинением, сделаем записи в рабочих картах. Читаем текст. При чтении текста подумайте над тем, о чём он?
Учащиеся (после прочтения):
- Об отношении человека к миру Природы, к своей планете, ко всему живому на Земле.
- О том, что мы должны беречь свою Землю.
- Об ответственности человека за все живое на Земле.
Учитель: Определите сами тему нашего урока.
Учащиеся: Земля – наш общий дом.

Учитель: Итак, первый этап.
Учащиеся: Вступление.
Учитель: Как бы вы начали сочинение по тексту В. Пескова?
Учащиеся: Текст В. Пескова заставляет задуматься о . ( сохранении жизни на Земле, так как этот вопрос на сегодняшний день одни из самых важных для людей)
Учитель: Запишите вступление в рабочие карты.

Учитель: Второй этап.
Учащиеся: Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста.
Учитель: Какими двумя основными способами можно сформулировать проблему?
Учащиеся: Проблему текста можно сформулировать двумя основными способами: сочетанием слова проблема с существительным в род. п. (проблема чего?) и в виде вопроса.
Учитель: Обратимся к тексту В. Пескова. Назовите проблемы, над которыми размышляет автор в тексте. Как вы считаете, какая из проблем является самой важной? Почему?
Учащиеся: Сохранения нашей планеты. Взаимоотношения человека с природой, потребительское отношение ко всему живому на Земле.
Учитель: Сформулируйте проблему, поставленную автором текста, и запишите в рабочие карты.

Учитель: Третий этап.
Учащиеся: Комментарий к сформулированной проблеме текста.
Учитель: Какие клише мы используем для того, чтобы прокомментировать проблему, поставленную автором текста.
Учащиеся: Автор (что делает?) затрагивает, отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается, приводит пример того, как..., отмечает, цитирует, опирается на мнение, анализирует, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, рассказывает, ...
Учитель: Обратимся к тексту В.Пескова. Прокомментируйте проблему, поставленную автором текста.
Учащиеся: Чтобы раскрыть проблему, В.Песков сравнивает планету с родным домом. Журналист предлагает подумать о зарождении жизни на Земле, сложных процессах эволюции. Земля стала родным домом для всего живого. Автор поднимает очень серьезную проблему, волнующую многих из нас, – человек стал разрушителем основ нашего общего Дома.
Учитель: Запишите в рабочие карты.

Учитель: Четвертый этап.
Учащиеся: Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме.
Учитель: Как выявить позицию автора?
Учащиеся: Позиция автора - это вывод, к которому он приходит, раздумывая над какой-либо проблемой. Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Учитель: Обратимся к тексту В.Пескова. Выделите в тексте словосочетания, предложения, в которых, по-вашему, автор формулирует свою точку зрения.
Учащиеся: В.М. Песков считает, что планету Земля нужно беречь. Она нас кормит, дает нам дышать, снабжает водой, теплом и радостью жизни.
Учитель: Сформулируйте позицию автора и запишите в рабочие карты.

Учитель: Следующие этапы.

Собственная позиция.
Аргументация собственного мнения по проблеме.
Литературные примеры, обоснование выбора примера.
Заключение.
Подсказка!


автор
Название произведения

1
В. Астафьев
«Царь-рыба»

2
Б. Можаев
«Изгой»

3
В.Распутин
«Пожар»

4
Экзюпери
«Маленький принц»

5
И. А. Бунин
"Эпитафия", "Новая дорога"

6
М.М.Пришвин
"В краю непуганых птиц"

7
Б. Васильев
"Не стреляйте в белых лебедей"

8
В.Распутин
  “Прощание с Матёрой”


Учитель: Вспомните, как должна строиться эта часть вашей работы? Какой тип речи будете использовать? (Рассуждение.)
Учащиеся: Рассуждение.
Учитель: Какова схема рассуждения?
Учащиеся: Тезис (мысль, которую надо доказать)
Доказательства (два аргумента)
Вывод

Учитель: А сейчас вы разделитесь на 2 группы и продолжите работу над сбором материалов к сочинению.

1. Вам надо сформулировать собственную позицию, привести два аргумента, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания, жизненные наблюдения и сделать вывод. Через 10 минут группа представит свой вариант второй части работы.

Выступление групп. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
(Человек – часть природы. Земля – источник жизни для человека, источник эстетического наслаждения. Без воздуха и растений человек не выживет на планете. Он должен беречь природу, дорожить ею).
(Человек, возомнивший себя царём природы, не считается с ней, губит всё, что его окружает, разрушает среду, где привычно и благополучно живут звери и птицы.. Он часто решает, кому жить, а кому в жизни отказано. Человек не понимает, что своими действиями он губит природу, частью которой является сам )
(Человек – часть природы.. Природа – источник жизни для человека, источник эстетического наслаждения. Без воздуха и растений, животных человек не выживет на планете. Он должен беречь природу, дорожить ею).

Рефлексия.
Учитель:
Какой этап работы над сочинением вызывает наибольшее затруднение? Почему?
Насколько серьезны, актуальны проблемы, поставленные В.Песковым ?

Домашнее задание.
Теперь вы сможете написать сочинение по тексу В. Пескова?
Итак, у вас получились черновые варианты, которые вы доработаете к следующему уроку.







Заголовок 115