ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧЕНИКА ПО ТЕМЕ: ЛЕТОПИСЬ ЧИБИТСКОЙ ШКОЛЫ.


Министерство образования и науки Республики Алтай
МБУ ДОД «Улаганский Центр детского творчества»
Республиканский конкурс туристско-краеведческого движения
«Мое Отечество – Алтай»
Номинация: летопись
Тема
Листая страницы школьной летописи…
(Летопись МБОУ «Чибитская СОШ»)
Подготовила:
учащаяся 11 класса Мандаева Милана
МБОУ «Чибитская СОШ» 649745
с. Чибит улица Л.В.Кокышева, 15
с. Чибит ул. Чибитская, 7/1
e-mail: milana.kuzhakova2016@mail.com
89139992283
Руководитель:
Суразакова Н. А. педагог ДОД
МБУ «Улаганский ЦДТ» 649745
с. Улаган, ул. Л.В.Кокышева, 11
e-mail: surazackova2015@yandex.ru 89139981180
с. Чибит - 2017

Оглавление
Введение .………………………………………………………………………..............................3
Глава I. XIX век. Первый луч христианства на Алтае …...............................................................4
Глава II. XIX век. Предпосылки основания Чибитской школы (1830-1900 гг.)........................5
Глава III. Листая страницы школьной летописи …..…………………………………………….5
2. 1. Духовные истоки Чибитской школы в начале XX века…………………………………………5
2.2. Годы «культурной революции» в селе Чибит в 20-е годы XX века….……………………7
2.3. Духовная жизнь Чибитского социума в 30 – 40 гг. XX века…………………………...........8
2.4. 50-е годы XX века. Годы «оттепели» в духовной жизни........................................................9
2.5. 60, 70-е гг. XX века. Годы концепции «развитого социализма»....... ………………………9
2.6. 80-е годы XX века. Годы перестройки и духовная жизнь в к. XX – в н. XXI вв……..........9
Заключение.………………………………….…………………….................................................10
Список литературы
Приложения
Введение
Каждому из нас хочется заглянуть назад и узнать прошлое своей малой Родины, а также в прошлое своей любимой школы, которая очень много сделала для своих учеников.
Проблема исследования по данной работе состоит в том, что периоды становления и развития Чибитской школы, а также роль Алтайской Духовной Миссии, которая оказала большое влияние на развитие Чибитского социума, раннее не изучены и не освещены в публикациях.
Актуальность нашей исследовательской работы по теме «Летопись Чибитской школы» заключается в сохранении информации по летописи для будущих поколений нашего села.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы написать летопись Чибитской школы в соответствии с историческими периодами нашей страны.
Задачи исследования:
1. Собрать информацию по летописи школы;
2. Исследовать роль Алтайской Духовной Миссии в просветительской деятельности Чибитского социума за период с 1830 - 1917 гг.;
3. Составить хронологическое описание развития Чибитской школы в соответствии с периодизацией истории России с 1830 года по настоящее время.
Гипотеза: с созданием летописи ученики начнут интересоваться историей своей школы.
Объект исследования: МБОУ «Чибитская СОШ». Предмет исследования: летопись Чибитской школы. Сроки реализации проекта: с 2015 по 2017 гг. Участники исследования: члены ТО «Юный краевед» и общественность села Чибит.
Для достижения цели нами была изучена справочная литература по объекту исследования: архивные материалы, интернет-ресурсы, работа с информаторами. На пути своего исследования мы встретили немало трудностей. Во-первых, учителя, стоявшие у истоков школы, уже не работают и, во-вторых, никто до этого серьезно не занимался летописью школы.
Тем не менее, нам удалось собрать материал по истории нашей школы. Первым шагом на этом пути стала встреча с учителем истории и директором школы Марковой Е. С, которая работала в школе с 1964 по 1986 гг. Сведения, которые мы получили от нее, явились наиболее интересными и ценными и потому легли в основу нашего рассказа о школе. Она рассказала о первых учителях, о трудностях при строительстве новой двухэтажной школы, которую в селе затем негласно стали называть «Школой Марковых», о школьной жизни, о традициях школы и о многом другом. Результатом нашего исследования стала данная работа, вобравшая в себя историю школы, от ее открытия до сегодняшнего дня.
Глава I.
XIX век. Первый луч христианства на Алтае
20 сентября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Божественной литургии (см. приложение 1) в своем обращении отметил, что «185 лет назад Евангелие было принесено на эту землю, но не для того чтобы поработить людей Алтая, не для того чтобы они потеряли свою культуру и свою идентичность… Алтайская православная миссия начала свою деятельность с того, что стала переводить Священное Писание, другие тексты на алтайский язык, этим самым создавая алтайскую грамоту, свидетельствуя об огромном уважении к культурным традициям народа этой земли…».
Как известно, днем рождения Алтайской православной духовной миссии алтайские миссионеры считали 20 (7) сентября 1830 г., в этот день в Улале архимандритом Макарием было совершенно первое крещение молодого алтайца Элеску, которого как первенца миссии о. Макарий назвал Иоанном. Это событие считается началом деятельности Алтайской духовной миссии в Горном Алтае. Событие, открывшее начало новой эпохи в жизни алтайского народа и Русской Православной Церкви, у истоков которого стоял выдающийся миссионер прп. Макарий (Глухарев) (см. приложение 2), открывший 1830 году первый миссионерский стан в Горном Алтае. Можно утверждать, что деятельность преподобного архимандрита Макария (Глухарева) поистине стала равноапостольной и неудивительно, что в 1984 г. основатель Алтайской миссии был прославлен в Соборе Сибирских святых. А в августе 2000 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архимандрит Макарий (Глухарев) был причислен к лику святых для общецерковного прославления. Его именем названа одна из новых улиц города Горно-Алтайска, написаны книги о его духовной жизни. Народы Алтая его называют архимандрита Макария (Глухарева) Алтайским Апостолом.
Менее чем за столетие (1830-1917 гг.) трудами миссионеров из язычества в Православие было обращено более половины коренного населения Горного Алтая. Изучив диалекты жителей Горного Алтая, архимандрит Макарий (1792 - 1847 гг. ), создал алтайскую азбуку, и таким образом, положил начало их письменности, которая была создана им на основе кириллицы. Новообращенные могли читать Библию на своем, родном алтайском языке.
Картина «Проповедь миссионера» (см. приложение 3) алтайского художника, этнографа, преподавателя и общественного деятеля Г. И. Чорос-Гуркина (1870 - 1937 гг.), в судьбе которого отец Макарий принял большое участие, является ярким свидетельством пастырского долга миссионеров среди местного населения. В каталоге выставки 1907,1908 гг. в Томске эта картина называлась «Первый луч христианства на Алтае» с авторским пояснением: «Архимандрит Макарий Глухарев, основатель миссии на Алтае, его проповедь близ селения Улалы».
Глава II.
XIX век. Предпосылки основания Чибитской школы (1830-1900 гг.)
Огромную помощь в переводах прп. Макарию оказал, обращенный им в Православие, юноша-телеут Михаил Чевалков (1817-1901 гг.), ставший впоследствии первым священником из алтайцев, известным писателем, просветителем и общественным деятелем Горного Алтая (см. приложение 4). Из воспоминаний Михаила Чевалкова: «…Оглашенных евангельской проповедью, отец Макарий допускал ко Крещению с большой осторожностью и никогда не гнался за числом новокрещеных…». В его автобиографическом произведении «Памятное завещание» описываются события периода добровольного вхождения улаганских теленгитов в 1865 году в состав России и принятия ими христианства. Национальной библиотеке Республики Алтай 28 декабря 2002 присвоено имя отца Михаила Чевалкова.
С 1801 по 1865 годы Чибит - пункт, куда периодически съезжались алтайцы для решения своих дел, и на протяжении всего XIX века здесь не было постоянного поселения.
1801 год - это дата, которую, скорее всего более правильно, можно назвать годом образования села, впервые упоминаемое в письменном источнике - книге «Список населенных мест Сибирского края».
В 1864 году между Россией и Китаем был подписан Чугачакский договор о размежевании границ с Китаем.
1865 году - принят Указ о принятии добровольного вхождения Телесских теленгитов в состав Российского государства. Бывшие чуйские двоеданцы принесли торжественную присягу на верность Российской империи и со своими кочевьями перешли в ведомство России.
В 1865 году селение Чибит становится центром кочевой волости, т. к. находился на пути торговых караванов (см. приложение 5). Интерес миссии к Чибиту был связан с его административным статусом волостного центра.
Глава II.
Листая страницы школьной летописи...
2.1. Духовные истоки Чибитской школы в начале XX века
Итак, в начале XX века история села Чибит тесно переплелась с деятельностью Алтайской духовной миссии. Соприкоснувшись с полукочевой, языческой культурой южных алтайцев, миссия, распространяя христианство, вносила существенные изменения в материальной и духовной жизни местного населения, приобщая их к быту русских крестьян, становясь проводником политики просветительской деятельности царского правительства.
В 1900 году - стан Русской Православной церкви обосновался в селе Чибит, который явился третьим центром духовно-просветительской работы миссионеров на Алтае.

Во многом благодаря усилиям миссионеров в 1901 году в Чибите был построен молитвенный дом честь иконы Казанской иконы Божией Матери (см. приложение 6) и при нем в этом же году открылась миссионерская школа. Строительство церкви, безусловно, еще больше повышало значимость Чибита, как села. Именно на такую административную единицу теперь вполне обоснованно мог претендовать Чибит. К сожалению, в настоящее время от молитвенного дома в селе Чибит сохранился только фундамент здания (см. приложение 7).
Мирон-Васильевич Мундус-Эдоков (1879-1942 гг.) в последующем – поэт и драматург был одним из первых учителей Чибитской школы, который очень серьезно подходил к проблемам грамотности коренного населения (см. приложение 8). М. В. Мундус-Эдоков окончил Центральное Миссионерское училище в Улале и более 20 лет работал преподавателем в различных миссионерских школах Алтая. «За усердную отличную долголетнюю учительскую службу в Миссии» М. В. Мундус-Эдоков награжден серебряной медалью с надписью «За усердие». Отрывок из записок учителя Чибитской миссионерской школы Мирона Васильевича Эдокова за 1907 год: «В истории ничего не делается вдруг, внезапно, даже у маленького народца, каковы алтайцы. Школьное воспитание с большим трудом прививается среди кочевого населения. При таких условиях трудно вести правильное школьное обучение. К 1 декабря сего года (1907 г.) число учеников у меня возросло от двух до пяти».
Учебный год в Чибитской миссионерской школе обычно начинался с 1 октября и заканчивался 15 мая, потому что ученики были заняты на сельскохозяйственных работах. В миссионерской обучение велось на алтайском языке. Учеба в них кроме умения читать, писать, считать, сводилось к заучиванию Закона Божия, чтению церковных песнопений, нравоучительных статей, жития святых.
Благодаря земельному переустройству (1911-1913 гг.) Чибитская церковь получила 160,35 земельного надела и 20 лесных угодий в 12 верстах от Чибита. Получила земельный участок и Чибитская миссионерская школа 97,49 удобной, 55,46 неудобной десятин земли в двух верстах от села при впадении реки Чибит в реку Чую. Учреждения православной церкви были щедро наделены землей, о чем свидетельствует «Отводная запись» от 01.01.1912 г. и «Дело о поземельном устройстве» от 3.06.1912 г. (см. приложение 9). Одним словом, в Чибитской волости в эти годы создавались благоприятные условия для миссионерской и просветительской деятельности местного населения.
Летом 1917 году распоряжением Временного правительства школы у Алтайской Духовной Миссии были отобраны, после этого большинство школ прекратило свое
существование. С установлением в 1920 году на Алтае советской власти централизованное
управление миссией было нарушено, в 20-30-х гг. XX века все миссионерские станы,
монастыри и другие учреждения были закрыты. Чибитскую школу застала такая же судьба.
В годы февральской революции, после отречения Николая II Временное правительство приступило к формированию местных органов власти. В данное время культурное строительство фактически не затронуло Чибит, за исключением миссионерскую школу включили в систему народного образования, с марта 1918 года она становится светской.
Алтайская духовная миссия, учрежденная в 1828 году, фактически начала действовать с 1830 года и просуществовала 86 лет. Своей исключительностью она во многом обязана его основателю и идеологу отцу Макарию (Глухареву), заложившему основы культурно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви на Алтае и ставшему вдохновителем миссии на долгие годы вперед. Несмотря на то, что после Октябрьской революции в стране церковь была подвергнута гонениям и преследованиям, миссия оставила свое духовное и просветительское наследие в Горном Алтае и сыграла важную роль в становлении Чибитского социума.
Годы советской власти нанесли непоправимый урон христианскому просвещению в Горном Алтае. Однако, несмотря на полное упразднение миссионерских учреждений в 20-е годы, дело просветителей Алтая не исчезло бесследно и получило свое полноценное продолжение среди потомков новокрещенных алтайцев в наши дни.
Возрождение миссионерской деятельности вновь в Республике Алтай началось в конце 80-х годов XX века - в период празднования Тысячелетия Крещения Руси. С этого времени на Алтае стали снова открываться православные приходы, где прежде были центры отделений или станы миссии. Духовная и нравственная жизнь Алтая начала снова возрождаться, потому что зерна православия, которые заронила Алтайская Духовная Миссия в XIX веке на благодатную землю Алтая, дали свои новые духовные и просветительские плоды.
2.2. 20-е годы. Годы «культурной революции» в селе Чибит
К весне 1921 г. выявились экономические и политические трудности в стране, Горный Алтай вышел из гражданской войны с тяжелыми потерями. С 1922-1928 гг. трудящиеся приступили к восстановлению разрушенного войной хозяйства.
Одним из первых вопросов, поставленных на заседании Чибитского волревкома от 20 сентября 1920 г., обсуждался вопрос «Об основании в Чибите школы и интерната для детей. Доставке продуктов для учащихся, лесного материала для ремонта школы, и о выборе членов школьного Совета, в обязанность которых входило «воспитание учеников и хозяйственная часть. Председателем школьного Совета утвердили Беляева, членами: заведующую школой - Анну Яковлевну Мальцеву, командира 1-го батальона 234 стр. полка Биргинова, Сергея Ивановича Бобышева. В постановлении записали «отремонтировать старую школу под интернат, дом Бидина отремонтировать и выделить под школу».
В 1925 году целях приобщения местного населения к оседлому образу жизни были
организованы в летнее время школы-передвижки. Из воспоминаний учителя Марии Андреевны Аргоковой: «В Чибите школа находилась в совершенно неприглядном виде. Выход мог быть один – передать под школу церковь. Разрешение от райкома партии и райисполкома было получено. Несмотря на то, что служители церкви отчаянно сопротивлялись, через несколько дней в новом помещении занимались ребята. При школе был открыт ликпункт».
Заведующим школой с 1 октября 1926 года Анаев Иван Павлович, служащий алтаец, 1904
года рождения, призывник, член ВЛКСМ, педстаж -3-й год, окончил 6 групп церковно-приходской школы в Улале. Второй учитель – Александр Андреевич Каланаков, служащий, алтаец, 1908 года рождения, педстаж - один год, окончил сельскую школу в 1920 году и в Совпартшколу в Улале 1924 г.
По состоянию на 1 декабря 1926 г. в Чибите работала 3-классная школа, в которой обучалось 32 ученика, из них 24 мальчика и 8 девочек. В первых двух классах 15 учащихся обучалось на алтайском языке.
В конце ноября 1927 г. на заседании Чибитского сельского совета решался вопрос о заготовке лесоматериала для постройки здания школы и сельсовета, а также вопрос об открытии избы-читальни.
По состоянию на 15 декабря 1927 года в Чибитской школе обучалось 27 учеников, в том числе 20 мальчиков и девочек. Имелся небольшой интернат. В 1928 году в Чибите была уже четырехклассная школа, в которой обучалось 35 учеников, в 1 классе - двенадцать, 2 классе - пятеро, в 3, 4 классе – одиннадцать,21 ученик -учились на алтайском языке, 14 - на смешанном.
Весной 1928 г. началось строительство здания двухкомплектной деревянной школы. 21 июня 1929 года школа обследовалась бригадой строительного контроля (инженер Кундзин, техник Кош-Агачского АИК-а Кубарев, десятник Ведров), отмечалось окончание строительства здания школы с целым рядом крупных недоделок, которые предложено устранить к началу учебного года. Двухкомплектная деревянная школа начала действовать с октября 1929 г. Здание не сохранилось. В 1928-1929 гг. началась массовая коллективизация сельского хозяйства. Первым (примерно 25 марта 1930 г.) образовался колхоз «Кызыл Чибит».
2.3. Духовная жизнь Чибитского социума в 30 – 50-е годы
В 1930-1931 учебном году директором и заведующим интернатом был Николай Кириллович Уленеков, его сменил Василий Григорьевич Курганаков, учителями работали Трашев И. И., Тельгеров Е. И., Параева Пелагея, Суразакова Екатерина Яковлевна, Когунбаева Анастасия Ивановна. В начале 30-х годов Чибитская школа стала неполной семилетней с 5-6 классами.
С конца 1930 года по стране «заработал маховик репрессивной машины». Чистка коснулась настороженно относящихся к коллективизации, но и должностных лиц и кадров школы.
В 1936 -1937 учебном году Чибитская школа стала неполной семилетней школой, в которой обучалось 145 детей. Директором был с 1931 года Курганаков В. Г., работало семь учителей.
Коллектив учителей немало сил приложил в это трудное время, чтобы охватить учебой как можно большее число детей. Дети работали в сельхозартели наравне с взрослыми: садили овощи, заготавливали сено, пасли овец, работали на ческе коз, заготавливали дрова на зиму для школы. С 1 сентября 1944 года школа становится средней с преподаванием на родном языке и началом обслуживания учащихся Улаганского и Кош-Агачского аймаков. С 1944 года дети стали обучаться в здании бывшей комендатуры погранзаставы НКВД. (см. приложение 10)
В декабре 1958 г. в стране был принят закон, вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Стране нужны были новые рабочие для освоения строящихся предприятий. В мае 1958 года Чибитская школа стала обязательной восьмилетней.
2.5. 60, 70-е годы. Годы концепции «развитого социализма»
В 60-е годы в Чибитской восьмилетней школе обучалось от 150 до 158 учеников. В 1964 году А. И. Маркова избрали председателем колхоза имени Жданова, затем председателем Чибитского сельского Совета, а его супругу Екатерину Сергеевну - директором школы. У Александра Ивановича слово не расходилось с делом, он с большим энтузиазмом начал работу по благоустройству села. Одной из основных социальных задач Марковы считали - это строительство большой и светлой школы, потому что хорошо понимали важную роль школы в судьбе села.
В 1973 – 1977 учебные годы. Чибитская 8-я школа продолжила обучение на русском и алтайском языках. В эти годы в школе всего обучалось от 156 до 135 учеников.
В связи с принятием новой Конституции СССР от 7 октября 1977 года по стране развернулась широкое строительство зданий социальной направленности. Это позволило ускорить строительство нового двухэтажного здания, которая стала первой комплексной школой в области с современным школьным оборудованием и спортивным залом.
Также были построены 5 двухквартирных домов для учителей, интернат, медпункт и магазин.
В 1978 году состоялось знаменательное событие в жизни села - это открытие новой школы. (см. приложение 11). Ленточку при открытии новой школы разрежут начальник строительной бригады С. К. Салве и А. И. Марков и передадут с символическим ключом от новой школы директору Е. С. Марковой. С этого времени в селе негласно Чибитскую школу стали называть «Школой Марковых».
2.6. 80-е годы. Годы перестройки в СССР.
Годы курса ускорения социально-экономического развития страны. Научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активация «человеческого фактора».
В 1982 году как отмечено в указе от 31 мая, за заслуги в области народного образования Марковой Е.С. присвоено почётное звание "Заслуженный учитель школы РСФСР".
С 1980 по 87 гг. в Чибитской средней школе в 11 классах обучалось от 155 до 143 учеников. В детинтернате проживало от 31 до 50 детей. Из 20 учителей десять были с высшим образованием, восемь со средне-специальным и двое учителей с обще-средним образованием. В 1986 году Е. С. Маркова выходит на пенсию. С 1986 по 1992 гг. директором назначается Богустаев Н. С. С 1992 года по 1996 гг. С. К. Чаганаков. С 1996 по 2012 гг. школу возглавит Кучалу Ю. М. В настоящее время директором работает Мекинова Ж. Н.
Духовная жизнь России в конце XX – в начале XXI. Реформа образования, призванная заменить новую систему, характерную для информационного общества. Компьютеризация школ, подключение их к Интернету, введение ОГЭ, ЕГЭ, призванный обеспечить равные возможности зачисления в вузы для всех жителей России - все это отразилось на Чибитской школе.
Заключение
Результаты исследований
В результате исследования собрана большая информация по летописи школы с 1830 по настоящее время, в соответствии с историческими этапами России. В результате изучения данной темы составлено текстовое хронологическое описание развития Чибитской школы, вобравшая в себя историю школы от ее открытия до настоящего времени.
Выводы
В ходе углубленного изучения работы по теме «Летопись Чибитской школы», напрашивается вывод о том, что мы внесли существенный вклад по пополнению исторического материала летописи Чибитской школы с 1830 года по настоящее время. Проследив динамику развития истории школы, мы пришли к выводу, что наша школа – эта прошла все тяготы и достижения вместе с нашей страной.
Направления дальнейших исследований
В изучении летописи Чибитской школы сделаны первые шаги, но наш поиск не закончен, еще много страниц из истории школы остались неосвещенными. Возможно, что более активная поисковая работа даст новый материал для будущих исследований истории школы и Чибитского социума в целом. Впереди много работы - мы продолжим эту очень важную и интересной работу.
Список источников
Архивный фонд
1. Дело о поземельном устройстве села Чибит(03 июня 1912г.) Государственная архивная служба (Отдел хранения спецдокуменов) 656049 г. Барнаул ул. Анатолия, 72
2. Отводная запись от 1912 г. Комитет по делам архивов Республики Алтай. Горно-Алтайск, ул. Эркемена Палкина, 1
3. Сведения о Чибитской школе с 1918 по 1978 гг. Комитет по делам архивов Республики Алтай. Горно-Алтайск, ул. Эркемена Палкина, 1
Литература
1. Адагызов В. М. Сказание о земле Улаганской-Барнаул: ОАО «Алтайский дом печати», 2010. - 281с.
2. Елбачева Г.А. Землеустройство в Горном-Алтае (1911-1913 гг.) г. Красноярск, 1982 г.,
- 64 с. Земельная политика Кабинета в Горном Алтае в 1897-1913 гг., г. Новосибирск, 1981г., - с.68-82.
3. Крейдун Георгий. Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность. Электронная библиотека книг.
4. Кудирмекова Н. И. «Алтайская национальная школа как национальный институт развития Ойротской автономной области» Г. А. Материалы республиканской научно-исторической конференции 24 мая 2012 г. - 3 с.
5. Маняхина, М.Р. Просветительская деятельность Алтайской духовной миссии. Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 2001. - 112 с.
6. Наследие народов РФ. Алтай - сокровище культуры. Изд. С-П., НИИцентр 2004 г. - 36 с.
7. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев, 2- изд. М., Изд. АНСССР, 1953 г. - 32 с.
8. Чевалков М. Памятное завещание. Изд. С-П., 1894. - 95 с.
Интернет-ресурсы
1. bsk.nios.ru›…altayskaya-duhovnaya-missiya
2. uslide.ru›mhk/19890-svetilnik-zemli-altayskoy.html
3. missia.eparhia.ru›history/alt_mis4. http://www.dissercat.com/content/missionerskaya-deyatelnost-russkoi-pravoslavnoi-tserkvi-na-altae-v-xix v.Информаторы
1. Маркова Екатерина Сергеевна 1928 г.р. (Информация от 5 июня 2013 г.).
2. Самаева Варвара Никитична 1930 г.р. (Информация от 12 марта 2014 г.).
3. Суразакова Нина Владимировна 1925 г. р. (Информация от 20 июля 2015г.).
4. Пупкова Александра Петровна 1946 г. р. (Информация от 12 февраля 2016 г.).