Эссе на тему: массовая психология на основе фильма «Плутовство: хвост виляет собакой»


Эссе на тему:
массовая психология на основе фильма «Плутовство: хвост виляет собакой»

Выполнила:
Захарян Мария Игоревна
.
Почему собака виляет хвостом?
Потому что она умнее хвоста.
Если бы хвост был умнее,
то он вилял бы собакой.
В сегодняшнем мире заглянуть за занавес политической деятельности, политического процесса особенно интересно, а возможность проследить за политической элитой - большая редкость. Создатели фильма «Плутовство» дали нам такую возможность, попытались показать нам политическую кухню изнутри. В Фильме Барри Левинсона «Плутовство или хвост виляет собакой» показан вариант попытки сохранения у власти старого лидер с помощью специальных технологий влияющих на общественное мнение .
В преддверии президентских выборов в СМИ всплывает скандал о сексуальном домогательстве действующего президент к молодой дельтопланеристке , в результате чего резко падают президентский рейтинг. Что – бы отвлечь внимание людей от обсуждения морального облика главы американского государства и потянуть время, группа людей уполномоченных президентом во главе с Конрадом Брином обращаются к кинопродюсеру Стэнли Мотссу и совместными усилиями придумывают серию историй вытекающих друг из друга и вращающихся вокруг фигуры президента. Сперва в прессу подбрасывают слух о несуществующем бомбардировщике и готовящемся вторжении в Албанию , затем снимается ролик с бегущей албанской девочкой (нанятой американской актрисой). И как только народ начинает объединятся в патриотическом порыве против несуществующих албанских террористов, война внезапно заканчивается, после чего героям приходится придумать историю о пленном солдате, аналогию со старой песней, праздник первого снопа. Все эти умело срежиссированные события кардинально меняют общественное мнение и обеспечивают победу президента в предвыборной гонки. Фильм «Плутовство» можно назвать пророческим, ведь он не только заранее предсказал громкий сексуальный скандал вокруг фигуры Билла Клинтона, тогдашнего президента США и Моники Левински , который официально разгорелся на следующий год, после выпуска фильма, но и фактически предрёк войну на Балканах, в честности войну в Югославии, начавшуюся в 1999 году.
Данный фильм, на мой взгляд , - это настоящий учебником по манипуляции общественным сознанием. В этом произведении кинематографического искусства отображаются практически все виды управления информацией и основные методы формирования общественного мнения – внушение, убеждение, подражание. Основными каналами формирования мнения общественности в данном фильме выступили – средства массовой информации, устная пропаганда и политическая агитация.
Во- первых , чтобы отвлечь общественность , нужна сконцентрировать её внимание на какой-то неожиданной , скандальной или вызывающей опасение новости . Конрад Брин выбирает объектом привлечения внимания населения – маленькую победоносную войну , которая будет существовать только в СМИ и в умах граждан. На этом этапе инструментом формирования общественного мнения выступают телевидение и печать. Во всех основных информационных газетах и по всем официальным каналам транслируются новость о том , что президент США задерживается в Китае , чтобы разобраться с официальным донесением насчёт бомбардировщиков Б3 в Албании. Население сразу же заглатывает наживку и внимание зрителей и читателей переключается со скандальных похождений президента на албанскую войну. Однако этой новости хватит лишь на пару дней , затем ажиотаж вокруг войны спадёт , тем более , что ЦРУ и ближайший противник президента на выборах ведут собственное расследование и всячески пытаются опровергнуть данные факты.
Далее , чтобы укрепить успех и убедить людей в правдоподобности войны , Стенли Мотс предлагает снять эксклюзивный сюжет «из Албании» , который вызовет жалость и запомнится людям. Ведь , «Война — это шоу-бизнес» и все , что нужно чтоб её раскрутить — песня , несколько сюжетов , интервью. На телевиденье выходит срежиссированный и смонтированный с первого до последнего дубля ролик , в котором якобы бедная албанская девушка с котёнком в руках спасается бегством из полуразрушенной деревни. Цель достигнута - в умы людей внушили тему войны, которая октивно раскручивается, общественность занята албанским вопросом. Новость о девочке-скауте уходит на 12-ю полосу газет . Рейтинг президента идет вверх.
Тем временем , чтобы сформировать позитивный имидж президента и ещё сильнее подогреть интерес к войне, придумывают национальный албанский праздник первого снопа. Согласно задумке , девочка с бабушкой должны встречать президента и при встрече ребёнок должен подарить ему охапку пшеницы , а поскольку в это время идёт дождь, президент должен снять свой плащ и заботливо накинуть его на плечи пожилой женщине. Данный жест, вызывает положительные эмоции и одобрение общественности, что и желалось получить.
Однако под нажимом ЦРУ президент объявляет о «мире» с Албанией. Теперь необходимо начинать всё с начала. Возникает идея: придумать героя «албанской войны». Им становится сержант Уильям Башман, который «остался в плену» у «албанских террористов». В СМИ транслируется обращение президента в котором он публично обещает вернуть солдата на родину. Специально для этого обращения Стенли Мотс пишет трогательную речь для президента, которая по его задумке , должна ускорить формирование позитивного облика . Общественность активно сочувствует сержанту Башманну и возлагает огромные надежды на президента. В это же время возникает идея записать «народную» песню 30-х годов, которая почему-то очень точно подходит к сложившейся ситуации и становится чуть ли не национальным гимном. Название пени «старый башмак» совпадает с прозвищем солдата Башмана . Эта песня самым невероятным образом попадает в библиотеку конгресса, а оттуда — прямиком на радиостанции. В этот момент самым ярким образом проявляется слепая вера народа. Ведь население не только поверило , что эта песня далёких 30х годов, но и питается вспомнить слова песни. Тем временем, дабы ещё больше привлечь внимание народа к фигуре Башмана , Брин и Мотс имитируют общественную инициативу и разбрасывают старые «башмаки» на деревья , как знак поддержки пленного солдата. Уже на следующий день народ подхватывает эстафету и подражая друг другу( а на самом деле, людям президента) усыпают весь город башмаками. Итак, легенда о бедном солдате и песня – выполнили возложенные на них функции: народ сплочён общими переживаниями и верит, что доблестное правительство США делает всё возможное для освобождения несчастного пленника.
Чтобы народ окончательно поверил президенту, нужно выполнить обещание и вернуть солдата на родину. Однако настоящий Башман оказывается сумасшедшим насильником, которого убивает простой фермер из Алабамы. Это оказывается только кстати, ибо самый лучший способ для героя вернуться домой — это вернуться мертвым. Башмана возвращают на родину в гробу и устраивают пышные похороны , которые транслируют по телевидению. Тот факт, что солдат мёртв- для народа уже не важно, главное , что обещание президента выполнено, а смерть- это всего лишь трагическое стечение обстоятельств.
В итоге применение многочисленных инструментов управления общественным мнением таких как : телевидение, печать, радио , музыка удалось изменить мнение населения. Как следствие, рейтинг президента стремительно взлетает вверх.
Возвращаясь к названию фильма «Плутовство: хвост виляет собакой», необходимо разобраться что представляет из себя хвост, а что сама собака. Слоган картины гласит, что «если бы хвост был умнее собаки, то он вилял бы ею». В самом начале фильма повторяется эта же фраза. Однако после просмотра «Плутовства» появляется желание убрать частицу «бы» из слогана. США — это демократическая страна , а главный принцип демократии, как известно, — народ источник всякой власти. Он же (народ) — единый , целостный организм , в контексте рассматриваемого нами фильма , и есть — собака ; в то же время, пиар-служба президента , мельчайшая структура общества , живущая по его законам , в данном фильме играет (хоть и несколько преувеличенно) роль хвоста. В теории народ — власть всему, то есть собака виляет хвостом. Однако «Плутовство» ярко доказывает зрителю, что на практике именно хвост виляет собакой, то есть небольшая группа людей держит у себя в руках все нити управления обществом.
В действительности, оказывается , что «Вилять собакой» (в оригинале «Wag the Dog») — термин американских политтехнологов, который означает способ замять скандал вокруг какого-то вопроса путём искусственного создания новой проблемы, достаточно яркой, всеми обсуждаемой и способной отвлечь внимание обывателя от скандала. Политтехнологи в совершенстве овладели техникой обмана, изучили общественную психологию . Играя с коллективистскими и патриотическими чувствами народа, манипулируя их сознанием, их превращают в кукол в большой политической игре. Люди говорят о том, что им показывают, они думают о том, что им внушают. Всем кажется, что они сами пришли к этому, и сами так чувствуют , хотя на самом деле за них думают и чувствует кучка людей.
Трагедия фильма в том , что мы почти не как не можем использовать опыт , перенятый из описанной в нем истории. Большинство новостей , что поставляет нам телевидение , газеты , радио и даже интернет , не всегда могут быть проверены лично. Митинги в какой-то отдаленной стране, могут быть сняты на киностудии , а главные герои событий или могут вообще не существовать , или исполняются актерами. Ну а сама концепция «Вилять собакой» будет работать вечно.