Педагогический проект Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках иностранного языка »


«Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках иностранного языка » Учителя английского языка МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской областиХалиной Ю.В. Педагогический проект Что такое компетенцияЧто такое компетентность Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. - Коммуникативная компетенция не рассматривается как личностная характеристика того или иного человека; ее сформированность проявляется в процессе общения.Компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентность – эффективное взаимодействие с окружающим миром. Это качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Основной критерий сформированнос-ти коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у человека были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения. Коммуникативная компетентность - это система внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов, это готовность к контакту. Проблема проекта В современном мире возросла потребность в обучениии использовании иностранных языков, которая пред-полагает изменения в требованиях к уровнювладения языком, определение новых подходов котбору содержания и организации материала. Этоозначает формирование у школьниковкоммуникативной компетенции, когда ученик готовиспользовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности. Противоречия: между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, владеющего не только иностранным языком, но способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;между пониманием, что речь – «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социум;между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению. Актуальность Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающемся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, котораястремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,владеет иностранным языком, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения на иностранном языке, умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы. При обучении иностранному языку у детей формируется коммуникативная компетенция, составляющими которой являются: - лингвистическая компетенция (языковая), т.е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний; - социолингвистическая компетенция (речевая), т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения (контекст кто с кем общается, по какому поводу, где, с какой целью и т.д.), которая определяет выбор языковых форм; - дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении; - стратегическая компетенция (компенсанаторная), т.е. способность прибегать к стратегии общения, в вербальной и невербальной, в целях компенсации незнакомого языкового материала; - социокультурная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знании социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них. Цель проекта Определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы. Задачи проекта: определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;повысить интерес к иностранному языку и развивать мотивацию учебной деятельности;повысить результативность обучения;включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах Объект исследования: образовательный процесс. Предмет исследования: коммуникативная деятельность школьников на уроке иностранного языка Ожидаемые результаты: высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;повышение интереса к иностранному языку и развитие мотивов учебной деятельности;прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах Коммуникативная компетенция – термин, обозначающий знание языка, его фонетик, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, влиадение этими средствами языка и механизмами речи – говорения, аудирования, чтения, письма – в пределах социальных, профессиональных, культурных потребностей человека.Задачи учителя:Стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через деятельность на уроке, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний, реализующих коммуникативную компетенцию. Методы исследования: анализ проблемы исследования;изучение психолого-педагогической, методической литературы;проектирование педагогического эксперимента;диагностика;обобщение полученных результатов;подведение итогов. Принципы коммуникативно-ориентированного обучения Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях деятельностного подхода.Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативной компетенции.Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях аутентичного процесса социализации учащихся. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам в условиях деятельностного подхода. «Деятельностные задания» на научение, закрепление, повторение, расширение, объединение знаний и представлений, навыков и умений школьников но основе коммуникативных игр, коммуникативных имитаций, свободного общения непосредственно в момент развития речевой ситуации в условиях особенно тщательно продуманной организации деятельности гуманистического подхода к обучению. Свойства свободного общения 1. Свободное общение. 2. Тема общения участников.3. Обсуждаемый вопрос. 4. Межличностные отношения.5. Свободный обмен. 6. Высказывания собственных точек зрения. 7. Поддержание темы разговора. 8. Исчерпание темы общения. Свойствакоммуникативных игр, коммуникативных имитаций Коммуникативные игры.Игровой сюжет общения.Игровая задача общения.Конкурирующие участники.Правила игры.Соревнования между участниками или командами.Сотрудничество внутри команды.Победитель соревнования. Коммуникативные имитации.Проблемная ситуация.Коммуникативная задача общения.Коммуникативные отношения.Условия общения.Борьба за мнение, решение, выбор поступка между участниками.Речевое взаимодействие.Разрушение проблемы. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам формирует коммуникативную компетенцию лингвистическая компетенция, представляющая собой готовность использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности;прагматическая компетенция, представляющая собой готовность передавать коммуникативное содержание в ситуации общения;когнитивная компетенция, представляющая собой готовность к коммуникативно-мыслительной деятельности;информативная компетенция, т.е. владение содержательным предметом общениякоммуникативная компетенция формируется во всех видах речевой деятельности – слушании и говорении, чтении и письме, что обеспечивает их осуществление. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам в условиях аутентич-ного процесса социализации учащихся. Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением заданий речевого взаимодействия.Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением заданий, предполагающих «информационное неравенство» участников.Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением проблемных речемыслительных заданийАутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением организованного ролевого общения.Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением спонтанного общения. Задания типа “informationgap” («информационное неравенство») могут принимать различные формы:picturegap(у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера);textgap(у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста, где подробности, присутствующие в тексте одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить);knowledgegap(у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить, заполнить таблицу);belief / opiniongap(у обучаемых имеются разные убеждения, а нужно выработать единое мнение);reasoninggap(у школьников имеются разные доказательства, которые важно собрать вместе и сопоставить). Задания с применением организованного ролевого общенияline-up(учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком);rounds(участники «круга» произносят каждый свое слово таким образом, чтобы образуемое предложение звучало так плавно, как если бы его произносил один человек);strip-story(каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»);smile(учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);merry-go-round(школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами);contacts(участники подходят друг к другу и начинают беседу);kindwords(учащиеся говорят любые приятные слова в адрес собеседника);reflection(участники пытаются представить, что думают о них другие школьники); listening(учащиеся внимательно слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним);politeness(школьники обращаются друг к другу с вежливыми просьбами);concessions(участники учатся уступать друг другу в споре);respect(школьники говорят о своем уважении друг к другу и подкрепляют свои слова примерами);gratitude(работая в парах, учащиеся выражают друг другу благодарность за оказанную ранее услугу, помощь, поддержку);rally(участники учатся обращаться к аудитории);conflict(школьники учатся правильно реагировать на «эмоциональную фразу» партнера). Взаимосвязанное формирование всех составляющих коммуникативной компетенции обеспечивает: 1.  Развитие коммуникативных умений - умение читать и понимать (полностью и/или в основном) содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и видов;- умение устно осуществлять диалогическое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения;- умения делать краткие устные монологические сообщения о себе, своем окружении, передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст;- умения письменно оформить и передать элементарную информацию, в частности, написать письмо. 2. Развитие общеучебных и специальных учебных умений (умения учиться – работать с книгой, учебником, справочной литературой, использовать перевод).3. Развитие компенсаторных умений (умение при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счет, например, перифраза, использования синонима).4. Воспитание школьников, осуществляемое через развитие личностных отношений к постигаемой культуре и процессу ов-ладения этой культурой, что предполагает формирование у них:- системы моральных ценностей;- оценочно-эмоционального отношения к миру;- положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке, взаимопонимания, толерантности;- понимания важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения в условиях вхождения нашей страны в мировое сообщество. 5. Развитие учащихся, осуществляемое в процессе освоения ими опыта творческой, поисковой деятельности, осознания явлений как своей, так и иной действительности, их общности и различия, что предполагает формирование у школьников:- механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую ситуацию на основе осуществления широкого спектра проблемно-поисковой деятельности;- языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;- ценностных ориентаций, чувств и эмоций;- способности и готовности вступать в иноязычное общение, потребности в дальнейшем самообразовании в иностранном языке. 6. Образование средствами иностранного языка, которое предполагает:- понимание особенностей своего мышления;- сопоставление изучаемого языка с родным, осознание особенностей каждого языка;- знание о культуре, страницах истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка;- представление о достижениях национальных культур (собственной и иной) в развитии общечеловеческой культуры, о роли родного языка и культуры в зеркале культуры другого народа, включение школьников в диалог культур. Способы реализацииКоммуникативной компетенции Современные образовательные технологии Технология развития критического мышления Проектныетехнологии Информационныетехнологии Исследовательская деятельность Игровая технология Технология решения изобретательских задач Способствуют развитию коммуникативных умений творческие игры. Игры учебного характера Ролевые игры Игры, имитирующие телевизионные Этапы реализации проекта Подготовительный Сентябрь 2013 – Май 2014 Изучение и анализ материалов по теме проекта, современных педагогических технологий и ИКТ. Основной Сентябрь 2015 – Май 2015 Проведение уроков с использованием современных педагогических технологий , ИКТ, формирующими коммуникативные компетенции.Заключительный Сентябрь 2015 – Май 2016.Подведение итогов, анализ результатов Диагностикаэффективностипедагогического проекта Групповые ииндивидуальныетворческие работы Результатыолимпиад,конкурсов Качество знаний Экспертная оценка Диагностирование Анкетирование 1 2 3 4 5 6 Английский язык I полугодие 2013-2014 уч. года Английский язык II полугодие 2013-2014 уч. года Английский язык I полугодие 2014-2015 уч. год Достижения за 2013-2014 уч.год В ходе реализации проекта планируется Систематизировать теоретический и практический материал«Формирование коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка» и презентовать на районном методическом объединении Создать банк творческих и исследовательских детских работ с использованием ИКТ Обобщить и презентовать практический опыт работы«Совершенст-вование коммуникативной компетенции у обучающихся через развитие грамматических навыков» на районном методическом объединении Создать пакет коммуникативно-ориентированных заданий Выводы: 1. Апробированные при реализации проекта методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенцииспособствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций;затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;позволяют проявить обучающимся его личные качества, направленность ума, воли, чувств;повышают мотивацию к учению;развивают познавательную активность;вызывают интерес к предмету;дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;способствуют повышению качества знаний. 2. Проект подтверждает эффективность формирования коммуникативных компетенций на основе творческой деятельности обучающихся, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков. Информационные ресурсы: Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Дисс.– Волгоград, 2001.Бим И.Л., Гальскова Н.Д. Аттестационные требования к владению иностранным языком учащимися к концу базового курса обучения. // Иностранные языки в школе, 1995. - № 5. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей: учебно-методическое пособие для учителей. – Самарский дом печати,1994Выгодский Л.С. Психология развития ребенка/ М,2006Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., «Педагогика», 1978. – С. 98-101.Изучение иностранного языка в школе: новые перспективы. // Педагогика, 1998. - № 1.Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий – М,2005.Intel. Обучение для будущего. Учебное пособие, М. Издательско–торговый дом «Русская редакция» 2004Лабутин В.Б. применение информационных технологий в образовательном процессе школы http://www.256.ruМильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе, 2000. - № 4, 5.. Нуждина М.А. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике. // Иностранные языки в школе, 2002. - № 2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование №7 2000Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования –М,1999Поташник М.М. требования к современному уроку: методическое пособие/М,2007Интернет ресурсы www.it-n.ru сеть творческих учителей;www letopisi.ru; www.metod kopilka.ru