Социально-психологический классный час с элементами тренинга Разговор о толерантности


Методическая разработка
Групповое занятие с элементами тренинга
«Толерантность – что это?» (Занятие второе)
Составила:
педагог-психолог
________М.С. Чапни
Занятие 2
ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ЧТО ЭТО? (ЧАСТЬ 2)
Цели: см. занятие 1. Разминка
Упражнение "Общий ритм"
Цель:
• повышение сплоченности группы.
Необходимое время: 5 минут.
Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним - следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.
Модификация упражнения. Ведущий отбивает в ладоши какую-нибудь несложную музыкальную фразу. Затем каждый по очереди ее повторяет (возможно одновременное отбивание ритма всей группой).
Основное содержание занятия
Упражнение "Эмблема толерантности"
Цели:
• продолжение работы с определениями толерантности;
• развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.
Необходимое время: 20 минут.
Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.
Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны - участникам предстоит создать эмблему толерантности.
Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему. Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение - 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы.
Упражнение "Пантомима толерантности"
Цель: та же, что и в предыдущем упражнении.
Необходимое время: 15 минут.
Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений толерантности; все, что может пригодиться для пантомимы - моток веревки, лента, принадлежности для рисования.
Процедура проведения. Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку пантомимы - 5 мин.
Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:
• Какая пантомима была наиболее "однозначной" и не вызвала затруднений при угадывании?
• С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?
Упражнение "Лукошко"
Цели:
• работа с понятием "толерантность" при помощи ассоциативного ряда;
• развитие фантазии, творческого мышления.
Необходимое время: 10 минут.
Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру ".
Рефлексия занятия
• Что нового вы узнали о понятии "толерантность" по сравнению с предыдущим занятием?
• Какие стороны и аспекты толерантности в наибольшей степени характеризуют это понятие?

Приложение к занятию 1
1.1 Базовые правила групповой работы
Участие в групповой работе оказывает сильное воздействие на формирование личности подростка. В связи с этим уже на первом занятии необходимо принять этические правила групповой работы, которые способствовали бы созданию комфортной и безопасной обстановки в группе, и придерживаться их на протяжении всего тренинга. Ниже приводятся базовые правила, однако группа может дополнить список своими правилами (например: не опаздывать, говорить по очереди и т.д.).
•Конфиденциальность. Все, о чем говориться в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц. (Следует объяснить подросткам, что в особых случаях ведущий может выносить информацию за пределы группы для сохранения благополучия самого ребенка или других членов группы).
•Принцип добровольного участия в группе. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях (и ведущий будет стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы). Любой участник имеет право выйти из группы, заранее объявив о своем решении ведущему и всем участникам.
•Доброжелательная, открытая атмосфера. Недопустимы агрессивные действия и высказывания участников по отношению друг к другу. Члены группы могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга.
1.2 Определения толерантности
Крупно и красиво напишите эти определения на листах ватмана следующим образом: на одной стороне слова "Толерантность - это...", а на другой - определения. Перед началом занятия прикрепите эти листы на доску или на стены так, чтобы на лицевой стороне было написано "Толерантность - это". После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной.
Определения толерантности:
1.Сотрудничество дух партнерства.
2.Готовность мирится с чужим мнением.
3.Уважение человеческого достоинства.
4.Уважение прав других.
5.Принятие другого таким, какой он есть.
6.Способность поставить себя на сесто другого.
7.Уважение права быть иным.
8.Признание многообразия.
9.Признание равенства других.
10.Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
11.Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
*занятие составлено по материалам курса «Мой выбор» и программы «Искусство жить с непохожими людьми»