План-конспект урока М.Е. Салтыков-Щедрин История одного города

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

Цели: дать общую характеристику произведения, определить его жанр, проблематику; рассмотреть содержание глав «Органчик» и «Подтверждение покаяния»; выяснить, как рисует писатель взаимоотношения народа и его градоначальников; за что корит сатирик народ; какие художественные средства использованы в произведении.
Ход урока
I. Беседа по домашнему заданию.
Вопросы:
1. Какие факты биографии Салтыкова-Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения? (Его трудное детство, страшные картины помещичьего произвола, семейного деспотизма. Учеба в Царскосельском лицее, дружба с Петрашевским, поклонение Белинскому, служба в Министерстве внутренних дел, вице-губернаторство, активная работа в «Современнике» и «Отечественных записках».)
2. Каким человеком представляется вам М. Е. Салтыков-Щедрин? (Это человек необыкновенной работоспособности, с высокой требовательностью к себе, принципиальный и независимый по отношению к начальству, «прокурор общественной жизни», «защитник народных прав», гениальный писатель-сатирик.)
3. Как вы понимаете смысл слова «сатира»? (Это обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. И.М.Сеченов назвал Салтыкова-Щедрина «диагностом наших общественных зол и недугов».)
4. Как вы понимаете значение слов: гротеск, гипербола, «эзопов язык»? (Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным); гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении; «эзопов язык» (Эзоп – древнегреческий баснописец, создатель жанра басни) – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.)
II. Беседа с учащимися по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).
Вопросы:
1. Когда и где происходят события «Истории одного города»? (Город Глупов.)
2. Расскажите о глуповцах и градоначальниках, управлявших городом в 1731–1836 гг. Какова роль главы «Опись градоначальникам» в произведении?
3. Какие сходные черты можно отметить в образах Брудастого, Бородавкина, Прыща, Угрюм-Бурчеева?
4. Расскажите о художественных средствах, использованных писателем в «Истории одного города». Приведите примеры. (Гипербола, гротеск, «эзопов язык», смешение времен, пародирование законодательных документов, стилизация летописного слога.)
5. В чем смысл соединения реалистического и фантастического в образах градоначальников?
6. Глава «Органчик». Что подчеркивает автор в поведении глуповцев? Чему они радуются? Почему в органчике только две мелодии? Кто или что является объектом сатиры?
7. Глава «Подтверждение покаяния». Чем завершается проект преобразования города Глупова в Непреклонск? Что удалось и что не удалось Угрюм-Бурчееву в его правление?
8. Прокомментируйте финал «Истории одного города».
9. Определите жанр произведения. (Сатирический роман, пародия на летопись, сатирические очерки.)
«История одного города» – величайшее сатирическое произведение, «наполненное» подлинными событиями и фактами русской жизни, поднятыми на уровень грандиозного обобщения.
Автор обратился к историческому прошлому России, чтобы облегчить современный ему государственный строй. За городом Глуповым «проступают» контуры Российского государства с его горестями, уродствами, мрачными и деспотичными правителями, бесправным и пассивным народом. Последняя сцена смерча и ее гневно-очистительный итог сатирически многозначны. Великий сатирик не решается предсказать, чем может смениться глуповское царство. Может, наступившая катастрофа не принесет с собою ничего положительного? Но потрясение Глупов испытывает сильнейшее. «Оно пришло История прекратила течение свое». Литературоведы утверждают, что Оно – это грядущая революция.
«История одного города» – это сатира на государственный строй России 70–80-х годов XIX века. И.С. Тургенев: «История одного города», в сущности, сатирическая история русского общества.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115