Вопросы для анализа стихотворений Тютчева и Фета

Творчество Ф.И.Тютчева

Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!»
1. Какие дна мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека?
2. Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира?
3. Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?
4. Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по-латыни? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?
5. Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
6. Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?

Вопросы и задания к стихотворению «Тени сизые смесились...»
1. Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего сумрака? Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому субъекту?
2. Почему вечерний час для него «час тоски невыразимой»? Как понять слова: «Все во мне, и я во всем!»?
3. Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?
4. Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе?
5. Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час заката» должны находиться человек и внешний мир?
6. Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ?

Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа...»:
1. К кому обращены строки стихотворения? Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?
2. Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?
3. Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.
4. Найдите черты общности в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа...», «Тени сизые смесились...» и «Silentium!» работа

(сопоставительный анализ стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид...»
и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега...»)

Задания для сопоставительного анализа

Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения.
Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
Какие образы стихотворений можно считать образами-символами?
Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений.
Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений.
Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.



Творчество А.А.Фета

Вопросы и задания к стихотворению «Шепот, робкое дыханье...»
1. Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?
2. Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства, или оно целостно?
3. Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?
4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.
5. Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимаются в основном на слух, а во второй строфе зрительно?
6. Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?
7. Почему венец любовного свидания слезы, а в мире природы заря? Почему слово «заря» повторяется дважды?
8. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его эмоциональный пафос?

Вопросы и задания к стихотворению «Облаком волнистым...» (1843):
1. На какие части можно разделить это стихотворение? Каким настроением проникнута каждая часть?
2. Каков образный ряд этого стихотворения? Как соотнесены в нем мир внешний и внутреннее состояние человека?
3. Какие характерные черты поэзии Фета проявились в этом стихотворении?

Вопросы и задания к стихотворению «Еще майская ночь» (1857):
1. Какие литературные ассоциации вызывает у читателя название этого стихотворения?
2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста? Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации 1-й строфы?
3. Почему майская ночь вызывает у лирического субъекта не только любовь, но и тревогу?
4. Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
5. Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние?
6. В чем драматизм в изображении чувства в 4-й строфе? Почему поэт идет «к ней» с «последней» песней?

Вопросы и задания к стихотворению «Заря прощается с землею» (1858):
1. О какой «двойной жизни» говорит поэт в последнем четверостишии?
2. Какие образы-символы есть в стихотворении?
3. Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.
4. Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?

Вопросы и задания к стихотворению «Это утро, радость эта» (1881):
1. Какие предметные реалии рисуют картину весны?
2. Какой характер придает стихотворению его «безглаголыюсть»?
3. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?
4. Каким чувством проникнуто стихотворение? Почему его лирический субъект переживает «ночь без сна»?
5. Какой смысл придает стихотворению прием анафоры?
6. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?