Логопедический праздник в начальной школе В мире звуков



В МИРЕ ЗВУКОВ...
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц... Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, пыхтит чайник на плите, гремят посудой. Выходим из дома и опять нас окружают звуки.
Звучать может почти каждый предмет: дерево, стекло, машина, ракета Возьмем, например, самый обычный листок бумаги. Как вы думаете, может он издавать звук? А теперь(Демонстрируют дети)
-шуршание;
-резание;
-сминание.

Звучать могут и явления природы. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что за звук?». Вы должны отгадать явление природы по его звучанию (дождь с грозой, ветер, ручей, слон, чайки, часы).
Живые существа, обитающие на Земле, тоже умеют издавать звуки. Вот послушайте стихотворение Э.Нийт «Разные звуки»:
Где-то собаки рычали:
Р-р-р!
В стойле коровы мычали:
Мммуу!
В комнате мухи жужжали:
Жжж!
На улице лошади ржали:
- Иго-го!
Все комары неприятно зудели:
- З-з-з!
А птицы на ветках заливисто пели:
-


Давайте вспомним, как издавали звуки разные животные:

1 А – как рычали собаки,
1Б - как мычали коровы,
1В - как пели птицы?
У нас получается также как у них? Как вы думаете, почему?

Звуки издают животные, а мы с вами говорим. Человек произносит речевые звуки.
Землю населяют разные живые существа, от мельчайших до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова, то есть речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова.

Кажется, что говорить очень легко: звуки, слова, целые фразы так и выпрыгивают сами изо рта. В действительности все не так просто. В нашем организме работает целый «завод» по производству звуков: трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Им всем хватает работы. А наши уши-контролеры следят, правильно ли говорит человек, улавливают малейшие неточности в речи.
Наш рот домик звуков.
Одни звуки мы произносим губами: б-б-б, п-п-п. В домике есть потолок. Это нёбо. Поднимите язычок за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.
Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Он спит и его не слышно, когда мы произносим глухие звуки: к, с, ф. А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.

Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.)

Сами по себе звуки вроде бы ничего не обозначают: произнесите звуки [о], [к], [т] никто ничего не поймет. Но достаточно те же звуки произнести в другом порядке кот, как сразу станет ясно, о чем идет речь.
Если мы изменим порядок звуков (ток, кто), заменим хотя бы один из звуков (кол), или исключим один звук (от, ко), или, напротив, прибавим (скот, крот), то первоначальное слово перестанет существовать, и появятся совершенно новые слова. Вот почему очень важно правильно произносить и грамотно писать слова.

Звуковую сторону речи изучает такая наука, как ФОНЕТИКА. Само название образовано от греческого слова рhопе, что значит «звук». Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям и, конечно, детям. Не случайно обучение в школе начинают с букв и звуков.
Итак, поговорим о речевых звуках...

Есть звуки гласные, а есть согласные. Их роль в слоге различна: гласные это звуки, состоящие из голоса и образующие слог;

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

Какие гласные звуки вы знаете? (у, а, о, и, э, ы)

Согласные это звуки, состоящие только из шума или из голоса и шума одновременно. Они встречаются в слоге только с гласными, о чем свидетельствует и их название: согласный, т. е. вместе с гласным.
Как вы думаете, кому живется легче? Ну, конечно же, гласным, они легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своем пути никаких преград.
Если же воздуху приходится прорываться через преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос, то образуются согласные. Представьте, что из трубы выливается вода. Попробуйте у края трубы создать препятствие напор воды усилится. То же происходит и при образовании согласных звуков.
Проверить это легко. Мне понадобятся 2 помощника.
достаточно на тупой конец карандаша положить маленькую, согнутую в виде буквы г бумажку, поднести карандаш ко рту на расстоянии 710 сантиметров и произнести гласный звук, например а, о. Бумажка не шелохнется.
Иное дело при произнесении согласных, например б, ф. Воздух встречает препятствие бумажка падает. Проделайте этот опыт сами.

Все согласные ... согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс... мы слышим чей-то свист.
Шшш... шуршит опавший лист.
Жжж... шмели в саду жужжат.
Ррр... моторы тарахтят.

Но и согласные бывают разные: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Звонкие согласные напоминают чем-то звучание колокола, а глухие скрежет напильника.
КАПЛИ БАРАБАНЫ
Глухие звуки звучат глухо,
Совсем в них голоса нет.
Звонкие звуки тревожат ухо,
В них скрыт особый секрет.

Послушаем вместе: «пугаться», «пускать»,
Здесь голоса нет в звуке «п»,
А в слове «бороться» и в слове «бежать»
Слышится звонкое «б».

Можно все звонкие прокричать,
Попробуем: «б», «в», «г»!
Глухие же можно лишь прошептать,
Послушайте: «п», «ф», «к»...



«Б» барабанов бой;
«ф» это фырканье только ежа,
«В» это волка вой.
«П» это капают капли дождя

«С» то водичка струйкой бежит,

«3» зазвенел комар;

«Ш» лишь мышонок тихонько шуршит,

«Ж» уже жук зажужжал.


«Т» это дятел по ветке стучит,
Тихий, тупой то звук;
«Д» здесь голос уже звучит,
Все загудело вдруг!


«Г» загогочут вдруг гуси порой,
Гуляя гуськом на лугу.
«К» то кукушка в чаще лесной
Тянет свое «ку-ку»;

И чтобы не спутать «кору» с «горой»,
За звуками зорко следя,
Запомни, что «б» барабанов бой,
А «п» лишь капли дождя...

Девочка Лида предложила такое задание. Она написала на доске: «Шил-пыл у папужги зереньгии гослиг».
Ну и придумала! сказали ребята. Это же надо шифр знать специальный, чтобы правильно прочитать!
Лида ответила:
Во-первых, это не я придумала: все вы знаете эту строчку. А, во-вторых, чтобы ее прочитать правильно, надо знать только парные согласные.

Какой пары звуков здесь нет? [в] - [ф]. Мы уже сказали, что звук [ф] похож на фырканье ежа. Для того, чтобы ежик пришел к нам на праздник, мы должны сказать, чем он отличается от других животных? ( У него есть иголки).
Выходит Ежик под стихотворение.

По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ – топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.

Если подкрадется волк –
Превратиться еж в клубок.

Ощетинит еж иголки –
Не достанется он волку.

Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его.


Ежик проводит игру «Иголочка».
Повернитесь лицом друг к другу и поднимите согнутые в локтях руки. Ладони одного из вас пусть «смотрят» на ладони другого. Один из вас вращает указательным пальцем и произносит слова игры:
Ах, иголочка-иголка,
Ты остра и очень тонка.
ОЙ!

На последних словах нужно уколоть ладошки партнера, который должен поймать его палец. Затем игроки меняются.

-Ежик, а ребята тоже умеют играть с ладошками. Вот посмотри.
Два ученика демонстрируют игру «Ладошки».

Вот у нас игра какая:
Хлоп, ладошка, хлоп, другая!

Правой правую ладошку
Мы похлопаем немножко.

А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом
Левой правую побьем.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – Шлеп! Шлеп!

По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной,
Хлопаем перед собой!

Вправо можем, влево можем,
И крест-накрест руки сложим!

Ежик, а ребята научились рисовать твои портреты. (Слайд с рисунком ежика). У нас даже проводился конкурс «Рисунки в строчках». Победителями этого конкурса стали:


Ежик вручает детям призы и садится.

Согласные бывают твердые и мягкие. Можно ли на ощупь определить, твердый это согласный или мягкий? Конечно, нет, так как названия эти условные. При образовании мягких звуков язык дополнительно (по сравнению с образованием твердых звуков) приподнимается к небу, сужается проход, по которому идет воздух и получается звучание, которое было названо мягкостью условно.


Твердые звуки как бы выдуваются через широкую трубу, а мягкие через узкую.
Скажите, пожалуйста, все ли согласные могут быть и мягкими и твердыми? ( Например, согласные ж, ш, ц всегда только твердые, а ч, щ, й всегда только мягкие. Запомните это!)
НЕЖНЫЙ ИЛИ ЗЛОЙ?
Есть мягкие звуки и твердые звуки,
Их можно легко смешать,
Но чтобы не вышло подобной штуки,
Научимся их различать.

Мягкие звуки звучат повыше,
Звучанье у них нежней,
А твёрдые словно грубее и ниже,
Как будто твёрдые злей.

Послушай, как ласковы мягкие звуки:
«Ель», «капель», «мель», «метель».
Они как нежные мамины руки,
Что ласково стелют постель.

Твердый звук обрывается резко.
Послушайте: «стол», «укол»!
Для нежности нет в этом звуке места,
Скорее он даже зол.

Он строг и отрывист, звучит очень кратко,
Как двери тревожный стук.
Уходит он быстро, совсем без оглядки.
Послушайте: «молот», «лук»!

А мягкий звук задержать еще можно,
Он не спешит уходить,
Прощается с нами он осторожно,
Его мы можем продлить.


Не всегда просто различать звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки. Вот такие трудные и интересные случаи и были внесены в лингвистическую викторину. Ее победителями стали:


Еще у нас проводился конкурс рисунков «Несуществующее животное», в названии которых есть характерные созвучия. Победителями этого конкурса являются:


Еще среди согласных выделяют три группы звуков: свистящие, шипящие и сонорные. Отличительная черта сонорных звуков в том, что при образовании этих звуков часть голоса идет через нос. Это звуки [р], [м], [н], [л], [й]. Они почти как гласные. Их и петь можно. И имя у них певучее: сонорные (звучные, значит).

Звук «л» словно плавно плывет в волнах,
Так плавно плывет челнок,
А «р» грохочет, как гром в горах,
Как бурный горный поток.


Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм по сказке Р. Киплинга «Слоненок». После просмотра вы должны ответить, почему, когда крокодил схватил любопытного слоненка за нос, у того получились такие звуки:

Пустите бедя, бде очень больдо!

(При произнесении сонорных звуков воздух идет через нос, а если его закрыть, то эти звуки изменятся. Попробуйте.)

А что это за согласные такие: ш, ч, щ, ж? Мы слышали, как шипит змея, как шипит гусь, несясь на кого-либо, шипит масло на сковородке, шипит раскаленный утюг, когда им гладят влажное белье, шипит газированная вода. Оказывается, есть звуки, которые шипят. Вот их и назвали Шипящие.


Чтобы хорошо и правильно выговаривать все звуки, в частности, шипящие, нужно тренировать свою речь на скороговорках.


(Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.)

Давайте попробуем произнести эти скороговорки.


Есть еще группа свистящих звуков. Это [с], [с], [з], [з], [ц]. Почему же их так называют? Давайте послушаем стихотворение про звук [с].

В словах на [с] повсюду свист,
Он слышен всем прекрасно.
«Собака, сумка, сахар, лист»,
немного стало ясно.
Так ветер осенью свистит,
Стучась в стекло с разбегу,
И свистом словно говорит:
«Насыплю скоро снегу!».
«Сова, сорока, сом, турист,
Сквозь сосны проходящий,
И в звуке [с] – один лишь свист,
А, значит, он свистящий.

Согласные звуки бывают очень непослушными и не всегда поддаются детям.
Некоторым из вас приходится много трудиться, чтобы добиться красивой и правильной речи.

Ежик: А я умею все звуки говорить правильно! Давайте я вам песенку спою, а вы мне помогайте.
Ребята, а все ли получается у ежика?
Сценка.
А теперь послушайте разговор малышей (стихотворение В.Суслова) и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.
Мимо сада не спеша
Шли четыре малыша.
Поигаем, что-ли в пятки?
Луссе в мясик на плоссядке!
Вот пвидумав! Под говою
Вучше в вунки поигвать!..
«В пятки?»
«В вунки»?
Что такое?!
Ничего не разобрать!

Ребята, давайте подумаем и скажем, какие же звуки не выговаривают малыши.
(Ответ: первый малыш не выговаривает [р], второй шипящие звуки, а для третьего трудны [р] и [л].)


Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Улыбнитесь, вытяните губы трубочкой, а теперь широко откройте рот.
Упражнения для губ и языка.
Заборчик.
Зубы ровно ты смыкаешь
И «заборчик» получаешь.
А сейчас раздвинем губы
И увидишь свои зубы.

Хобот слоненка.
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго я держать,
Свои губы удержать.

Часы.
Тик-так, тик-так –
Ходят часики вот так.
День и ночь они не спят,
Все стучат, стучат, стучат.
Бублик.
Бублик мы изобразили –
Плавно губы округлили.
Их теперь нельзя смыкать,
«Бублик » надо удержать.
Лошадка.
Ты с лошадкой прокатись,
Звонко цокать научись.


Если не получается самостоятельно исправить непослушные звуки, тогда нужно обратиться за помощью к логопеду. Он всегда вас выслушает и поможет. Вот какая необычная история произошла однажды с учениками нашей школы. Давайте посмотрим выпуск школьного «Ералаша» «Заколдованный звук».


После «Ералаша» дети поют финальную песню.


Ручеек журчит и звонок звенит.
Песня соловья или ветра стук.
Сколько звуков разных,
Странных и прекрасных,
Слышим каждый день с тобою мы, мой друг.


Звонкий и глухой, твердый - мягкий звук.
Каждый день об этом в школе нам твердят.
Море звуков разных,
Гласных и согласных.
Это целая загадка для ребят.


И всегда тебя сможет выручить
Школьный логопед, твой надёжный друг.
Расскажет о свистящих
Или о шипящих.
И всегда тебе поставит нужный звук.






Конкурс рисунков
«Фантастическое животное».




Перед вами два фантастических животных: мамалына и жаваруга. Обратите внимание на то, как изобразил их художник. Какое животное получилось страшное, дикое и злое, а какое – ласковое и спокойное?
Мы предлагаем вам тоже пофантазировать и нарисовать свою версию образа этих или других несуществующих животных, например, таких как лимень и урщук, или балабама и чичирикли.

Что в названиях животных подскажет вам их нрав?


Лингвистическая викторина.

1.Как называется наука, изучающая звуки.
2. Как можно превратить слово мел в мелкое место,
угол в топливо,
шест в число?
3. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
4. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
- из слова лён – цифру;
- из слова лоб – название настила;
- из слова люк – большой мешок;
- из слова ток – домашнее животное;
- из слова шёл - неправду;
- из слова лёд – материал для крыши;
- из слова лей – название дерева;
- из слова шей – просьбу.
5. Ученику дали задание – написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Он выполнил это задание так:
Тот дед шалаш.
Правильно ли выполнено задание? Если нет, то почему?
6. В названии каких месяцев в русском языке произносится мягкий звук [р]? Мягкий звук [н]?
7. Определите, какое слово лишнее:
Конечно, нарочно, игрушечный;
Что, чтобы, нечто;
Чувство, баловство, да здравствует.



8. Сколько звуков Ш в стихотворении? Зачем их столько понадобилось автору?

ПЕШКОМ ШАГАЛИ МЫШКИ.
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щелкали орешки –
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
Если кошке по пути – отчего ж не подвести?!

9. Известно, что произношение звуков зависит от того, какие у него «соседи». Прислушайтесь, в каких словах буквой С обозначается звук [с], а в каких - другие звуки:
Просьба, сшить, сжечь, слушать, синий.

10. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука:

Театр, какао, каёмка, сиять, союз, струя, боец,
шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.
11. Сколько букв О в данном предложении? А сколько звуков [о]? Объясните свой ответ.

Звонят во все колокола.

12. Лида написала на доске: «Шил-пыл у папужги зереньгий
гослиг».
Ну и придумала! сказали ребята. Это же надо шифр знать специальный, чтобы правильно прочитать!
Лида ответила:
Во-первых, это не я придумала: все вы знаете эту строчку. А, во-вторых, чтобы ее прочитать правильно, надо знать всего одно свойство русской фонетики.
Права ли Лида?

13. Прочитайте стихотворение В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.
Мимо сада не спеша
Шли четыре малыша.
Поигаем, что-ли в пятки?
Луссе в мясик на плоссядке!
Вот пвидумав! Под говою
Вучше в вунки поигвать!..
«В пятки?» ' '
«В вунки»?
Что такое?!
Ничего не разобрать!


14. Почему в сказке Р. Киплинга написано, что, когда крокодил схватил любопытного слоненка за нос, у того получились такие звуки:

Пустите бедя, бде очень больдо!

15