Классный час «Россия — Родина моя!»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УСТЬ – ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ю.А.Клесова, преподаватель русского языка и литературы
Классный час
Тема: «Россия – Родина моя!»
Задачи: восстановление у студентов уважительного отношения к государственным символикам России- флагу, гербу, гимну; воспитание любви к Родине.
Оборудование: государственные символы России- флаг, герб, гимн; фотографии Кремля и Красной площади; карта Российской Федерации; репродукции картин русских художников, записи песен народной музыки.
Тихо звучит мелодия народной песни.
Ведущий: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по нашей стране, побываем на станциях, где узнаем много нового о государственных символах России.
Первая станция- «Символическая».
С символами мы встречаемся в жизни постоянно.
Символ-это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это условное обозначение какого-либо понятия.
- Какие символы вы знаете?
(К примеру, проходя мимо дома, на котором изображен красный крест, мы сразу понимаем, что это больница. На светофоре загорелся световой сигнал-зеленый человек, это означает, что путь для пешеходов свободен.) Все это-символы.
Свои собственные символы (флаг, герб, гимн) могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества.
- Какие символы имеет наше учебное заведение? (флаг в актовом зале, свой Гимн, написанный В.Н.Кандауровым, своя форма, своя эмблема). (Все символы в наличии на экране или на доске).
Даются задания по группам: придумать и нарисовать символы, которыми можно обозначить понятия- остановка автобуса; железнодорожный переезд; книжный магазин; пионерский лагерь, пляж для детей, лесная зона.
Учитель: -флаг, герб, гимн-официальные государственные символы, обозначающие суверенитет (независимость) государства.
Задание: соединить стрелками название государственного символа и его определение.
Прикрепленное к древку полотнище определенного размера и цвета Гимн
Официальная эмблема государства Флаг
Торжественная песня Герб
-Мы прибываем на следующую станцию- «Наша Родина-Россия».
Россия- это страна, в которой мы живем. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей: русские, татары, украинцы, чуваши, хакасы и другие народы. Столица нашей Родины - город Москва.
(Рассматриваем карту Российской Федерации.)
Наше Отечество, наша Родина-матушка-Россия. Отечеством мы ее зовем потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас тут родное. А матушка-потому что она вскормила, вырастила, выучила русскому языку и, как мать защищает и бережет нас.
Звучит мелодия народной песни. Ведущий сообщает, что следующая станция- «Герб России».
-В прошлом у каждого российского города был герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, о его внешнем облике, об обычаях его жителей. Рассказ велся на языке символов - сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом.
Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука-геральдика.
Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла помещен герб Москвы, он тоже имеет форму щита. Это означает, что Москва- столица могучего Российского государства.
Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе- держава, над головой орла мы видим корону. Скипетр- это жезл, украшенный затейливой резьбой , золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом на верху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизирует единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица- на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке-серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет змея- дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Даются вопросы и задания по группам:
Кто изображен на гербе России?
Очертания какого старинного доспеха напоминает герб?
Что вы можете рассказать о гербе?
Назовите цвет герба?
На фоне народной музыки ведущий продолжает рассказ.
-«Мы прибываем на станцию «Флаг России».
Флаг, как и герб,- отличительный знак, символ государства. Наличие флага указывает на полную независимость государства от других государств, на его самостоятельность.
Кремль- место работы Президента Российской федерации. Над зданием Большого Кремлевского дворца поднят государственный флаг России. Флаг состоит из трех полос одинаковой ширины. Верхняя полоса- белая, средняя- синяя, нижняя- красная.
В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый- благородство, синий- честность, красный- смелость и великодушие.
Бело- сине- красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Перт1. Расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу- мир физический (природный), красный; выше- небесный, голубой; еще выше- мир божественный, белый.
Цвет первых стягов славян был красным. Этот цвет заметный и яркий. На Руси все самое красивое называли красным (красна девица, красно солнышко, Красная площадь и т.д.).
По группам даются задания: раскрасить флаг России; объяснить, что означают цвета флага; где его можно увидеть.
Под звуки музыки присутствующие «попадают» на станцию «Гимн России».
-Гимн-это торжественная песня, славящая кого-либо. При исполнении гимна люди обычно встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях.
- Когда звучит гимн Российской Федерации? (Например, при награждении победителей международных спортивных соревнований. Включается запись Государственного гимна Российской Федерации.
По группам даются вопросы и задания:
Назвать авторов стихов и музыки гимна России.
В каких случаях исполняется гимн России?
Какие слова гимна выражают чувство патриотичности за Родину?
Какие поэтические слова нашел автор, чтобы изобразить величие и бескрайность наш Родины?
Итог мероприятия. Подводятся итоги выполнения заданий по группам. Всех учащихся благодарят за внимание и труд.