Литературная гостиная «В мире Чехова» (к 155-летию со Дня рождения А.П. Чехова)


Литературная гостиная «В мире Чехова»
(к 155-летию со Дня рождения А.П. Чехова)
Цель: увлечь творчеством А. П. Чехова-новеллиста; вызвать интерес к его писательской манере; продолжить формирование нравственных качеств, творческой личности, способной воспринимать литературу как эстетическое явление.
Задачи:
- формирование умения сравнительного анализа прочитанного произведения;
- коррекция и развитие связной устной речи: умение высказывать свое мнение по отношению к прочитанному, обобщение через выполнение анализа прочитанного произведения; развитие критического мышления учащихся; развитие навыков монологического высказывания, выразительного чтения по ролям, инсценирования;
- воспитание у учащихся нравственных качеств на примере жизни А.П. Чехова.
Оборудование: выставка книг Чехова, перо, чернильница, листы бумаги, свеча, портрет Чехова, толковый словарь, компьютер, презентация, интерьер гостиной, столики с группами учащихся.Участники: группы учащихся из 5-7 классов (разноуровневое домашнее задание), библиотекарь, учитель-предметник.
Учитель: Уважаемые гости! Мы собрались в этом кабинете, но сегодня это не просто кабинет. Это гостиная. Что такое гостиная? (возможное пользование словарем) Гостиная - это комната для приема гостей. Наша гостиная необычная - литературная. Здесь мы будем вспоминать о большом, умном, внимательном человеке, который прожил короткую жизнь, но сумел увидеть и прочувствовать всю пестроту и сложность русской действительности. Его произведения удивительно современны и сейчас, потому что главное в них – страстное желание нравственного совершенствования человека. Сегодня я приглашаю всех на встречу с А.П.Чеховым и его героями. Надеемся, что эта встреча будет полезной, поможет и нам посмотреть на себя со стороны.
Учитель: Скажите, какие нравственные качества можно отметить в Чехове как человеке?
Учитель: Согласны ли вы со словами А. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»? Каков смысл данной фразы?
Чтение учащейся 6 класса стихотворения Е. Евстигнеева «Над книгой Чехова»
Тисненый том волнующих рассказов
Прочитан от начала до конца…
Метель свистит, поет и плачет сразу.
Метель доносит звуки бубенца.
Никто об этом больше не расскажет!
Закрой глаза – и вновь перед тобой
Знакомые по книгам персонажи
Возникнут зримо длинной чередой.
А там, где площадь выметена чисто,
При фонарях в вечерней тишине
Увидишь на прогулке беллетриста –
Знакомую бородку и пенсне.
Благодари, встречай его с поклоном,
Ведь многое он людям рассказал.
Ведущий 1: А.П. Чехов однажды заметил: «… для людей, посвятивших себя изучению жизни, я так же нужен, как для астронома звезда». И в самом деле: он написал более полутысячи рассказов, в которых поселились и живут почти восемь тысяч персонажей. В них представлена без исключения вся Россия. Один из современников Чехова утверждал, что если бы Россия вдруг по каким-то причинам исчезла с лица земли, то по чеховским рассказам ее можно было бы восстановить заново.
Ведущий 2: Создавая такое огромное количество героев, писатель меняет и сам способ работы над литературным образом. Так . он почти отказывается от подробностей портретной характеристики героя, что было присуще русской классике. А.П. Чехов ограничивается одной-двумя деталями, а остальное доверяет творческому воображению читателя. Вместо портрета дается то яркое сравнение, то деталь поведения или одежды, а случалось, что часть одежды героя начинала жить как бы самостоятельно: «Рыжие панталоны поднимают глаза к небу и задумываются…»
Ведущий 1: В рассказах Чехова царствует стихия смеха – то это резкая сатира, то мягкий юмор, то шутка, иногда добрая, а порой беспощадная.
Ведущий 2: Смеясь, Чехов изводил до ничтожества власть, которая пыжилась стать великой. И может быть, именно эта стихия смеха превращала юмор писателя в грозное оружие борьбы с косностью, трусостью, лицемерием, рабством.
Учитель: О чем писал Чехов, мы сегодня узнаем на примере рассказов (инсценирование; выразительное чтение и чтение по ролям): «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Злоумышленник», «Пересолил».
А.П. Чехов любил своих героев: чиновников и врачей, учителей и архиереев, портных и подмастерьев, лавочников и художников. Любил всей силой своей великой души, страдал их болями, радовался их радостям. И только одного не прощал людям – раболепия, покорности, смирения. Не прощал их готовности быть «маленькими людьми». Ему было больно и стыдно за эту добровольную приниженность. Ведь не для того рождается ЧЕЛОВЕК!
Ведущий 1 (обращается к участникам): Предлагаю вам вспомнить псевдонимы А. Чехова, тем более, что их насчитывается около 50.
Предполагаемые ответы: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки (или Ч.Б.С.), Макар Балдастов, Вспыльчивый человек, Гайка №9, Крапива, Прозаический поэт, Ч. Хонте, Шампанский, Василий Спиридонов Сволачев, Архип Индейкин, Дяденька, Антонсон, Врач без практики и т.д.
Ведущий 2: В каких юмористических журналах печатался А.П. Чехов? Предполагаемые ответы: «Спутник», «Зритель», «Стрекоза», «Сверчок», «Будильник», «Москва», «Русский сатирический листок», «Свет и тени», «Осколки» и т.д. Ведущий 1: Какие отрицательные качества человеческого характера высмеивал в своих рассказах А.П. Чехов? Предполагаемые ответы: «Грубость, Подхалимство, Угодничество, Раболепство, Заносчивость, Высокомерие, Надменность, Льстивость, Зазнайство, Самоуничижение».
Ведущий 2: С какими двумя главными пороками, типичными для обывателей, борется Чехов? Предполагаемые ответы: 1) надругательством над слабыми;2) самоуничижением перед сильными. Ведущий 1 (читает цитату из рассказа, а участники говорят название рассказа, а где необходимо, то и имя героя):
«Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина – его жена и высокий гимназист с прищуренным глазом – его сын». («Толстый и Тонкий»)
«За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы». («Хамелеон»)
«Окунь, щука, налим завсегда на донную идет, а которая ежели по верху плавает, то тому разве только шилишпер схватит, да и то редко…». («Злоумышленник»)
«Милый, дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю Вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога». (Ванька Жуков, «Ванька»)
«Толстый человек лет сорока в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловонье». ( фельдшер Курятин, «Хирургия»)
«Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал шейку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту». (Генерал-майор Булдеев, «Лошадиная фамилия»)
Ведущий 2: Давайте вспомним определения двух слов-терминов: «юмор» и «сатира», а затем на примерах инсценирования эпизодов из рассказов Чехова, из чтения по ролям мы убедимся в уместном, очень тонком, правильном использовании автором данных терминов.
Инсценирование группой учащихся рассказа «Хамелеон» (домашнее задание)
Ведущий 1: Эта сценка наглядно показывает, как за несколько минут Очумелов шесть раз изменил своё мнение. Он как оборотень: то угодник, то хам, то полицейский надзиратель, то маленький человек, который боится не угодить начальству. Давайте поговорим об этом рассказе:
- Как одним словом можно назвать такого человека? (Лицемер).
- А как называет его автор? (Хамелеон).
- Что это за животное? (Слайд).
- Как оценивает поведение Очумелова автор? (Высмеивает).
- Смех бывает разный: дружелюбный, незлобный, гневный, обличающий. Каким пользуется автор? (Обличающим).
- Обличающий смех – это юмор или сатира? (Сатира).
- К каким приёмам прибегает Чехов, чтобы вызвать смех? (Фамилии: Хрюкин, Очумелов и другие). - Чехов использует в рассказе и художественные детали, которые выполняют разные функции. В какой момент вместо слова «шинель» звучит слово «пальто»? Почему?
- Какую роль играет такая деталь, как «палец»? Сравните две сцены: в первой Хрюкин держит палец вверх, а в другой – вниз опускает его по приказу Очумелова: «А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять». (Первая сцена – победа, вторая – поражение).
- Что говорят такие детали, как «узелок», «решето», «конфискованный крыжовник»? (Помогают увидеть лицо блюстителя порядка).
Инсценирование группой учащихся рассказа «Толстый и Тонкий» (домашнее задание)
Ведущий 2: Представьте себя героями рассказа,  1-2 группа – это «тонкие», а 3-4 – это «толстые». Мимикой  попробуйте изобразить радость вашей встречи.
Ведущий 2: Итак, Тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника. Как вы думаете, что почувствовал он в этот момент, когда узнал, что толстый - генерал? Аргументируйте свою точку зрения.
Ведущий 1: Каким образом изменились наши герои после этого известия. Чьё поведение кардинально изменилось?
Ведущий 2: Какие человеческие пороки осуждает А.П. Чехов в рассказе? Есть ли в современном обществе подобные пороки?
Ведущий 1: Скажите, похожи ли эти 2 рассказа? Если да, то чем? Предполагаемые ответы: Герои похожи, резко меняется их отношение к окружающим людям, друзьям, узнав о чине (должности).
Ведущий 2: Чтение рассказа «Злоумышленник» по ролям (группа уч-ся). Беседа по вопросам:
- Как объяснить название рассказа? (Замыслил злое дело. Злой умысел.)- Виновен ли Денис?
- Каково содержание статьи 1081?
- Знал ли виновный, что может произойти с поездом?
Один ли Денис занимался отвинчиванием гаек?
- Справедливо ли следователь обвиняет крестьянина во лжи?
- Что должно измениться, чтобы поступок Дениса был невозможен?
- Какое чувство вызывает этот рассказ?
Учитель (вывод): Читатель не смеется потому, что нет ничего смешного, только грустно, горько становится от всего увиденного и услышанного. «Грустно видеть, как много страдания и тоски и нужды на Руси». (И. А. Бунин)
Учитель: следующее задание на выявление читательского интереса представит нам 4 группа учащихся, прочитавших самостоятельно рассказ «Пересолил» (заранее были даны карточки с заданиями).
Работа группы учащихся с текстом рассказа «Пересолил»: пересказ, чтение отрывков из текста, чтение по ролям
Карточка №1. Найдите в тексте рассказа описание героев: их имена, внешний вид, одежда. Кто описывает возницу? А землемера? Подготовьте рассказ о них. Карточка №2. Расскажите, как менялись поведение и настроение землемера? От чего они зависели? Карточка №3. Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе — именно на них строится смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и прокомментируйте их. Карточка №4. Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Однако в рассказе «Пересолил» пейзаж есть. Найдите его ,выразительно прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера. Карточка № 5. На первый взгляд основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле? Как вы можете это объяснить? Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью? Ведущий 1: Дорогие гости, конечно, вы знаете, что литературное произведение нас чему-то учит. Подумайте, чему учит нас рассказ Антона Павловича «Пересолил»?
Ведущий 2: Задайте друг другу вопросы (по 1 для группы) по увиденному и услышанному на сегодняшнем мероприятии. Слово учителя: Давайте вернемся к автору рассказов. У Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой. И хотя жизнь его была нелегкой — никто не слышал, чтобы он жаловался. Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве. Его рассказы учат быть добрыми, бескорыстными, правдивыми. И прежде всего, уважать себя самих. Это и есть та жизнь, к которой Чехов указывает нам путь. Это и есть подлинная, настоящая любовь к человеку.
Литература:
Уроки внеклассного чтения. Практическое пособие. ТЦ «Учитель», Воронеж, 2003 г.
Литература 7 класс. Поурочные планы. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. Волгоград, 2009 г.
Уроки литературы 6-10 классы с применением информационных технологий, Москва,2009г.
Игровые уроки по литературе 7 класс. Москва, 2009 г.
Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1998г.
Ладыгин М.Б. и др. Литература. 7 класс. - М: Дрофа,2009г.
Л.А.Потанина. Литературная гостиная. Уроки Чехова. “Литература в школе” № 2, 1995 г.
И.Л. Гиматутдинова “В мастерской художника слова: А.П.Чехов”, “Литература в школе” № 4 1998 г.

Аннотация
Мероприятие «Литературная гостиная «В мире Чехова» посвящено 155 –летию со Дня рождения А.П. Чехова. В данном мероприятии участвуют дети 5-7 классов, поделенные на группы и получившие индивидуальные творческие домашние задания по рассказам «Толстый и Тонкий», «Пересолил», «Хамелеон», «Злоумышленник». Во время проведения прослеживается читательский интерес учащихся к творчеству писателя, их творческие способности, способность анализировать литературное произведение, давать оценку происходящему, видеть актуальность, злободневность рассказов, умение ориентироваться в художественном пространстве произведения. Происходит развитие интереса учащихся к новеллистике А. Чехова через постижение ее многотемности, разнообразия характеров, их социума, через постижение природы юмора писателя.